Как защитить свой домен?

В Минске прошел круглый стол, чтобы обсудить вопрос защиты доменного имени. Здесь собрались Татьяна Кухарева – руководитель компании «Элайз-Стиль» (салон красоты «Алоха»), Борис Лев – управляющий партнёр и адвокат адвокатского бюро «Лев, Шерстнёв и партнёры», Галина Скобкарева – патентный поверенный Республики Беларусь, Дмитрий Федорако – адвокат АБ «Лев, Шерстнёв и партнёры» и Александр Шинкевич – руководитель маркетингового агентства «Inaweb».

Александр Шинкевич 

Мы занимаемся тем, что создаем для наших клиентов сайты, логотипы, стратегии продвижения и т.д. За последние два года было несколько случаев, которые закончились судом. Так, однажды наш клиент дополнительно запросил эскизы разработанного логотипа, так как другая компания зарегистрировала их логотип и наименование как торговый знак. От нашего клиента требовали компенсацию за их использование, на что он, владеющий знаком более 5 лет, естественно возмутился. Второй случай связан с нашей собственной компанией. Мы столкнулись с тем, что другие лица начали использовать наши уникальные разработки и наименования для привлечения себе трафика. Ведь поисковые системы устроены так, что смежные имена могут отбирать трафик у одних и отдавать его другим.

Елизавета Козицкая: А теперь Татьяна, расскажет нам о ситуации, которая произошла с её бизнесом.

Татьяна Кухарева

В течение 20 лет у меня было незарегистрированное торговое наименование, и я использовала всевозможные ресурсы для его продвижения. Год назад я получила уведомление от патентных поверенных о том, что на данный момент это доменное имя является чужой торговой маркой. В связи с этим мне было предложено два варианта: заключить договор использования или отказаться от этого имени. Я приняла решение отказываться от имени, так как предложенная сумма, мягко говоря, была неадекватной. Эта ситуация помогла мне осознать, что времена поменялись и нужно принимать меры, чтобы защитить себя. Моя компания претерпела полный ребрендинг, была оформлена регистрация торгового бренда и приложены все усилия, чтобы подобный инцидент не повторился в будущем.  

Елизавета Козицкая: Галина, как можно было избежать подобной ситуации, и какие существуют средства защиты доменного имени?

Галина Скобкарева

Бытует ошибочное мнение, что регистрация доменного имени гарантирует какую-либо защиту. На деле же регистрация дает только имя, которое вы можете использовать на рынке, но которое не является объектом интеллектуальной собственности. К сожалению, руководители компаний и индивидуальные предприниматели не владеют этой информацией. Доменные имена регистрируются сотнями ежедневно, при этом они никак не охраняются.

И, зачастую, владельцы бизнеса, который стремительно набирает обороты, рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда недобросовестные конкуренты подают заявку на товарный знак и получают права на обозначение, которое используется в качестве доменного имени. И тогда выходит, что уже конкуренты имеют больше прав на наименование, а предприниматели, которые только зарегистрировали доменное имя, отвечают за последствия. Регистрируя доменное имя, вы должны понимать, что оно не охраняется государством. А это значит, что необходимо предпринимать дополнительные шаги по его защите.

Немного цифр:

Госпошлина за подачу заявки на товарный знак в одном классе-38 базовых величин или 931 руб., госпошлина за выдачу свидетельства -19 БВ или 465.5 руб., итого 1396,5 бел. руб.

Процедурные сроки оформления и регистрации товарного знака: 
Подготовка и подача документов - 2 дня (2часа при срочном порядке)
Формальная экспертиза заявки - 2 месяца
Ускоренная экспертиза заявки - 6 месяцев
Экспертиза заявки - 12 месяцев
Публикация информации о выдаче свидетельства и выдача: 1-1.5 месяца

Регистрируйте имя и логотип в качестве товарного знака! Средства, потраченные на регистрацию, впоследствии обязательно окупятся, так как лица, которые зарегистрируют товарный знак раньше вас, назначат вам гораздо более высокую цену.

Александр Шинкевич: В среднем для разработки сайта необходимы 1,5 тысячи долларов, плюс минимальные ежемесячные вложения 200-300 долларов. Сумма затрат за год получается приличная. А если вы хорошо раскрутились, но не зарегистрировали торговый знак, это может привести к тому, что конкуренты вытолкнут вас с рынка, забрав ваш торговый знак. Потерять суммы, которые были инвестированы за 2-3 года, будет очень обидно.

Стоимость торгового знака не соизмерима с убытками, которые будут понесены без этой процедуры. Мы предупреждаем своих клиентов о рисках, о необходимости защищать свой бизнес. Однако не все соглашаются, думая, что регистрацию товарного знака можно отложить на потом. А ведь сейчас покупка «вкусных» доменных имен – это целый бизнес. Люди анализируют рынок, регистрируют торговые знаки и продают наименования за несколько десятков тысяч долларов.

Галина Скобкарева: То явление, о котором вы рассказываете, – это киберсквоттинг ((англ. cybersquatting) — регистрация доменных имён, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования). Действительно надо иметь это в виду, так как недобросовестная конкуренция, к сожалению, существует. Хотя, с другой стороны, это побуждает людей анализировать свои действия и строить бизнес более разумно.   

Лев Борис: Чтобы понять, сколько у недобросовестного конкурента шансов в суде, необходимо анализировать каждый случай в отдельности. Например, посмотреть вглубь ситуации Татьяны, определить, была ли там хорошая судебная перспектива или нет, правильное ли было принято решение. Сейчас уже нет смысла об этом говорить. Татьяне этот инцидент помог сделать определенные выводы, и теперь она сама стоит по другую сторону баррикад и собирается воевать со своим противником такими же методами, как когда воевали с ней. В некотором роде это плата за ее мучения.

Александр Шинкевич: В новостных порталах писали, после смерти Стива Джобса итальянская фирма зарегистрировала торговый знак одежды «Стив Джобс». На суде «Apple» проиграли, итальянцам оставили права на логотип.

Борис Лев: «Apple» проиграл, так как имя было защищено не во всех товарных классах. Защита товарного знака подразумевают защиту только в определенном классе. Возможно, это наименование было зарегистрировано в классе бытовой техники, но не в классе одежды.

Галина Скобкарева: Существует классификатор из 45 классов – 34 класса товаров и 9 классов услуг.

Например, у компании зарегистрирован товарный знак только для одежды. Соответственно, любое заинтересованное лицо может абсолютно правомерно зарегистрировать товарный знак в другом классе. То есть если вы зарегистрировали свой товарный знак, это не значит, что вы сможете запретить его использование повсеместно. Вы можете получить охрану 45 классов, но вопрос в том, для чего вам это нужно? Так как у вас есть всего три года для использования товарного знака во всех классах. Покрывать все классы нет смысла, поскольку вы  в любом случае можете лишиться охраны товарного знака в том классе, в котором не будете его использовать.

Кроме того, чтобы говорить о правах правообладателя, необходимо достоверно знать, кто является правообладателем и на какую территорию распространяется защита товарного знака.

Регистрация может быть национальной (только на территории Республики Беларусь) и международной (на территории определенных стран).

Лев Борис: Действительно, необходимо не только зарегистрировать, но и использовать товарный знак. Если товарный знак не используется, его охрана может быть прекращена по инициативе другого лица.

Полную версию разговора за круглым столом смотрите в видео

 

 

 

 
Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также