Индивидуальный предприниматель: какая альтернатива для ИТ-сферы в 2024 году?

В текущих условиях ведение бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) выглядит не так перспективно и привлекательно, как было ранее. В частности, индивидуальные предприниматели (согласно пункту 1 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК)) исключены из числа плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения (УСН).

Таким образом, законодатель оставляет следующие «опции перехода» для ИП:

а) общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога по ставке 20% (пункт 3 статьи 214 НК);

б) особый режим налогообложения в форме единого налога.

Размер единого налога разнится в зависимости от места осуществления деятельности, а в случае дистанционной деятельности (через интернет) – от места государственной регистрации ИП (пункты 1, 2 статьи 314 НК; Приложение 24 к НК).

Уже сейчас ставки подоходного налога для индивидуального предпринимателя достаточно высокие, а с 2024 года со вступлением в силу Налогового кодекса Республики Беларусь в новой редакции их размер может быть увеличен (пункт 177 Проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь»).

Кроме этого, из статьи 13 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» исключена льгота о добровольной уплате ИП взносов в ФСЗН при наличии трудовых отношений.

Также в силе остается пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», ограничивающий ИП в привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам – до 3 работников.

Дмитрий Залесский, старший юрист налоговой практики юридической фирмы Legaltax, разъясняет, что формат ведения бизнеса, в том числе для фрилансеров, не ограничивается деятельностью через индивидуального предпринимателя, и рассказывает про альтернативные варианты переоформления деятельности ИП со всеми их преимуществами и недостатками.

1. Налог на профессиональный доход (НПД) как альтернатива для определенных видов деятельности.

Одним из таких вариантов является введенная с января 2023 года возможность уплачивать НПД – налог на профессиональный доход. Он исчисляется как фиксированный процент от суммы денежных средств, полученных при осуществлении видов деятельности из перечня, определённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.12.2022 N 851 «О перечне видов деятельности».

В числе таких видов деятельности изначально были определены, в числе прочих, работы и услуги по графическому дизайну, разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, специализированная офисная деятельность и дизайн интерьеров.

Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.01.2023 № 3-1-13/00026 также отдельно разъяснено, что уплата НПД может осуществляться в отношении дохода, полученного от оказания ИТ-услуг, что делает его уплату наиболее эффективной для ИТ-фрилансеров.

Что еще более привлекательно именно для этой категории плательщиков? Возможность уплачивать налог, во-первых, с дохода в иностранной валюте, а, во-вторых, с дохода, получаемого на расчетный счет, открытый в заграничном банке или иной платежной системе (например, Paysera и др.). Ключевое, что тут важно помнить,  это возможность подтвердить размер полученного дохода, в том числе посредством предоставления выписок соответствующих сервисов или иностранного банка.

Уплата НПД не требует ни знаний бухгалтерского учета и отчетности, ни ведения документооборота. Налоговые органы самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате, исходя из данных о доходе, внесенных плательщиком через мобильное приложение.

Более того, уплата НПД также покрывает взносы в ФСЗН (подпункт 1.2. пункта 1 статьи 380 НК), а его плательщик не обязан подавать налоговую декларацию в отношении дохода, полученного от такой деятельности.

Нюанс в том, что уплата НПД подразумевает только личный труд плательщика – без привлечения к выполнению работ или оказанию услуг иных лиц, наемных работников. Таким образом, в отдельных случаях уплата НПД может стать альтернативой осуществлению коммерческой деятельности индивидуальным предпринимателем, при условии, что:

  • осуществляемый им вид деятельности включен в соответствующий перечень;
  • у него отсутствует необходимость в наемных работниках.

 

2. Юридическое лицо как форма осуществления предпринимательской деятельности.

Помимо ИП и уплаты НПД предпринимательская деятельность также может осуществляться юридическим лицом, для которого по-прежнему допускается применение УСН.

В качестве формы юридического лица предприниматель вправе выбрать унитарное предприятие, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью (ООО и ОДО), акционерные общества (открытое или закрытое – ОАО и ЗАО) (статья 63 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Так как акционерные общества являются достаточно сложными формами с точки зрения создания и управления их деятельностью, предлагаем остановиться на обществе с ограниченной (дополнительной) ответственностью и унитарном предприятии.

Принципиальное их отличие в том, что учредители ООО не наделены правом собственности на принадлежащее обществу имущество, в отличие от УП, где все имущество учредителя передается в хозяйственное ведение (в управление) унитарного предприятия (пункт 1 статьи 113 ГК).

На наш взгляд, преимущества создания юридического лица для ведения предпринимательской деятельности заключаются в:

  • мобильности капитала (наличие возможности ввести партнера в бизнес через продажу доли или бизнеса целиком);
  • отсутствии прямой связи между имуществом физического лица и имуществом компании, что сводит к минимуму (хотя и полностью не исключает) ответственность учредителя по обязательствам компании;
  • возможность применения упрощенной системы налогообложения по ставке 6%.

Важно понимать, что после уплаты 6% собственник компании еще не является собственником прибыли. Прибыль можно распределить в качестве дивидендов, с которых еще необходимо уплатить подоходный налог по ставке 13% (пункт 1 статьи 214 НК).

Однако даже в этом случае примерно можно посчитать выгоду уже сегодня (18,3% против 20%), а также предположить, что ее размер в 2024 году увеличится: ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей может доходить вплоть до 30% в случае, если доходы от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала календарного года превысят 500 000 белорусских рублей (абзац 5 пункта 100 Проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь»).

Важно: для использования УСН необходимо уведомить налоговые органы по установленной форме в течение 20 рабочих дней с даты регистрации юридического лица. В противном случае структура налогообложения будет выглядеть так: 20% налога на прибыль плюс НДС.

Что касается взносов в ФСЗН, то за учредителя такие взносы оплачивать необходимости нет. Кроме того, нет ограничений по количеству наемных работников.

К какому бы решению ни пришел предприниматель, он в любом случае должен пройти определенные бюрократические процедуры для начала его деятельности в новом формате.

 

3. Регистрация в качестве плательщика НПД

Для целей уплаты НПД плательщику необходимо скачать и зарегистрироваться в приложении «Налог на профессиональный доход», а также уведомить налоговый орган о начале уплаты налога на профессиональный доход (статья 381 НК).

Вся отчетность формируется в приложении автоматически, вручную необходимо будет только вносить сведения о суммах полученного дохода и своевременно уплачивать налог в размере, рассчитанным самим налоговым органом.

 

4. Регистрация юридического лица

При создании юридического лица необходимо пройти ряд этапов:

1. Согласовать наименование создаваемой организации и ее форму.
Наиболее простой способ – отправка электронной формы через Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Подготовить пакет документов:

  • решение единственного участника (при наличии нескольких учредителей - решение общего собрания участников) о создании организации. В решении рекомендуем зафиксировать предполагаемое название юридического лица, его организационно-правовую форму, а также юридический адрес.
  • устав организации (пункт 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1).

3. Заполнить заявление о государственной регистрации юридического лица, включая, так называемый Лист А, где указываются сведения об учредителе-физическом лице. Эти документы можно подготовить через онлайн-сервис – в итоге генерируется документ, готовый к печати.

Важно: Лист А должен быть подписан учредителем только в присутствии работника регистрирующего органа, предварительное подписание не допускается.

4. Оплатить государственную пошлину – 1 базовая величина (37 белорусских рублей по состоянию на октябрь 2023 года).

5. Обратиться лично (с паспортом) или через представителя (при себе он должен иметь нотариально удостоверенную доверенность) в соответствующий регистрирующий орган со следующими документами:

  • заявление о государственной регистрации, в том числе Лист А со сведениями об учредителе- физическом лице;
  • устав в двух экземплярах, а также его электронная версия (на диске или USB-носителе);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением ее оплаты в системе ЕРИП).

6. Получить документы о государственной регистрации: 

  • экземпляр устава организации (со штампом о регистрации);
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации (на следующий день после государственной регистрации);
  • документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, ФСЗН и РУП «Белгосстрах».

При наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) зарегистрировать компанию можно онлайн – без похода в регистрирующий орган.

После получения документов о гос. регистрации учредитель может переходить к началу операционной деятельности: назначить директора компании, изготовить печать, открыть расчётный счет в банке.

 

5. Можно и нужно ли сохранять статус ИП плательщику НПД/учредителю юридического лица?

Законодательство не запрещает одновременное наличие нескольких статусов. Предполагается, что целесообразно оставить действующее ИП в следующих случаях:

  • осуществление нескольких видов деятельности (например, для одного вида деятельности возможно использование НПД, а для второго – нет (тогда эта деятельность может осуществляться через ИП));
  • для учредителей юридического лица – когда учредитель со статусом ИП заинтересован в том,  чтобы отдельный вид деятельности по-прежнему осуществлялся им как индивидуальным предпринимателем (распределение бизнес-рисков между ИП и компанией).

Особое внимание обращаем на то, что, если статус ИП все же не нужен, его ликвидацию необходимо начать после регистрации компании, так как законодательством Республики Беларусь запрещена регистрация компании лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем в процессе ликвидации.

 

 

 

Читайте новости первыми в нашем Telegram-канале!

Подписывайтесь на наш канал в Дзен!

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также