AMD - борьба продолжается!

Визитная карточка
Advanced Micro Devices, Inc.

Объем продаж: 2.4 млрд. $

Персонал: 13 000 человек

Штаб-квартира: Sunnyvale, California

WWW: www.amd.com

AMD, второй после Intel по объему продаж и популярности мировой производитель процессоров для PC, - компания широкоизвестная. Ее продукция, находясь практически на одном уровне по производительности, стоит несколько дешевле аналогичных изделий от Intel. Это делает ее весьма популярным решением при сборке относительно недорогого, но производительного компьютера для дома и офиса. Особенно это заметно в наших краях.

История компании AMD берет свое начало в далеком 1969 году - на заре микропроцессорной революции. Именно тогда Джерри Сандерс и семь его единомышленников решили начать новое дело - создать преуспевающее предприятие по производству полупроводников, предлагающее полупроводники повышенной сложности для электронной промышленности, сферы телекоммуникаций и других областей, где они будут востребованы конечным пользователем. Следует также заметить, что до этого момента Джерри Сандерс занимал должность директора отдела маркетинга компании Fairchild Semiconductor, занимавшейся схожей деятельностью, и именно опыт и знания, полученные им за время работы там, помогли избежать многих ошибок на этапе становления AMD. Начинали с малого - пара комнат в неприспособленном для работы здании, минимум персонала, трудности с финансами... Но было велико желание добиться заветной цели. И это помогло - к концу пятого года своего существования компания имела уже около 1500 работников, ассортимент из более 200 различных продуктов, многие из которых - собственной разработки. Продажи компании в 1974 году составляли уже около 27 миллионов долларов.

Компания AMD продолжала развиваться: крепла производственная база, главным образом, за счет введения новых мощностей в Юго-Восточной Азии и расширения существующих в США, росли доходы компании с продаж. В 1979 году ее акции поступили на торги Нью-Йоркской фондовой биржи, что означало признание ее финансовой устойчивости в мировых финансовых кругах. Быстрыми темпами набирает силу исследовательский потенциал. Свидетельством тому может служить применение чипов от AMD в конструкции космического шаттла "Колумбия", выведшем технологии AMD в космос в 1981. Годом позже, в 1982 году, компания заключает с Intel первое лицензионное соглашение на производство клонов микропроцессоров семейства iAPX8. Это небольшое соглашение открыло, по сути дела, новую эру в развитии AMD - эру микропроцессорных технологий для рынка PC.

Но в середине 80-х годов наступают тяжелые времена для компании. В период с 1984 по 1989 годы наблюдается общий кризис и стагнация на рынке полупроводников: основные его участники - японцы - переориентируют свои мощности на выпуск памяти, сдерживая тем самым спрос на изделия этого класса от AMD. Компания ищет новые пути развития... Результатом этого явились масштабные исследования в области субмикронных технологий и арбитражный процесс с Intel по поводу патентообладания и права компании на производство процессоров для PC с использованием элементов технологий от Intel. Эти оба начинания завершились удачно для AMD, и компания начала реструктуризацию своих подразделений для выхода на этот, тогда еще монополизированный Intel сектор компьютерного рынка. Уже в 1991 году компания нарушает гегемонию Intel на рынке микропроцессоров, выпустив свой первый микропроцессор для PC - Am386. Производство клонов растет, в 1993 году выходит в свет Am486. Компания заключает ряд весьма выгодных для себя договоров о совместной деятельности с такими монстрами компьютерного рынка, как Fujitsu, Compaq и Digital Equipment Corp.

 

Далее развитие компании напоминает развитие человечества за два последних столетия - быстрый и неуклонный рост продаж с ежегодной презентацией новых семейств процессоров и новых процессорных технологий.

В 1994 - 1995 году Intel переходит на выпуск Pentium`ов, оставляя на откуп AMD и другим более мелким поставщикам рынок 486-х процессоров. AMD успешно этим пользуется, выдвигая новый лозунг - "Практически то же, что и у Intel, только за меньшие деньги". И эта маркетинговая стратегия компании себя оправдывает - AMD занимает нижний ценовой сектор мирового рынка микропроцессоров. По этому принципу компания осуществляла продвижение на рынок своих новых в то время продуктов - Am586 и K5. Они уступали в производительности аналогичным по классу процессорам семейства Pentium от Intel, но цена их была неизмеримо ниже, что делало их весьма привлекательным решением для широкого круга пользователей. Естественно, не стояла на месте и технологическая часть производства данных изделий: от основанных на 0,8-микронной технологии процессоров семейства Am386 компания пришла к 0,35-микронным K5.

Но на дворе был уже 1996 год. Компания Intel, как всегда пользуясь своим технологическим заделом, была на шаг впереди, позиционируя новую технологию MMX и основанное на ней семейство процессоров Pentium MMX. AMD, продолжая активную работу на рынке недорогих процессоров, понимает, что надо создавать какую-либо альтернативу данному явлению. Как раз на горизонте замаячила мало кому известная компания NextGen с высоким научным и технологическим потенциалом, высококлассной командой специалистов в области разработки процессоров и, главное, практически готовым процессором шестого поколения. В то же время у самой AMD дела с разработкой этого самого шестого поколения как-то не складывались: то ли время было не то, то ли научный энтузиазм иссяк... Поэтому руководство AMD не упустило этого подарка судьбы, приобретя компанию NextGen. В результате AMD, обогащенная новыми научными идеями и специалистами от NextGen, в начале 1997 года представила K6 - весьма удачный процессор с 8,8 миллионами транзисторов "на борту", по производительности не уступающий серии Intel Pentium MMX, не говоря уж о Cyrix M2. Это позволило компании добиться потрясающего объема продаж K6, тем более, что разница в цене была по-прежнему в пользу AMD. Кроме того, компания развила свой успех выпуском в качестве противовеса семейству Pentium II от Intel свой новый процессор AMD K6-II, обладающий технологией 3D Now, позволяющей добиться заметного прироста производительности в воспроизведении трехмерного звука и графики в программах, использующих этот алгоритм. Данный продукт также нашел своего покупателя, хотя ценовая разница между ним и соответствующей по классу продукцией от Intel неумолимо сокращается. Видимо, компания AMD попытается в ближайшее время конкурировать с Intel на равных, приобретая дополнительных клиентов не только за счет ценового преимущества, но и за счет технологического совершенства. И для этого есть все основания в свете появления на рынке относительно недавно очередного процессора от AMD - K6-III. Что же это за монстр, спросите вы? Это прежде всего ответ на представленный Intel новый Pentium-III. Естественно, что он обладает новыми технологическими решениями, позволяющими ему быть достойным своего конкурента. Это не только уже упоминавшаяся технология 3D Now, которая, кстати, сейчас весьма активно распространяется на мировом компьютерном рынке, но и уникальная по своим показателям система ступенчатого кэширования Tri Level Cash. Она состоит из внутреннего 64-килобитного кэша первого уровня, 256-килобитного, опять-таки, внутреннего кэша второго уровня, работающего на частоте 100 МГц и, наконец, кэша третьего уровня на плате (до 1 Мб). Это дает возможность новому процессору от AMD в некоторых тестах даже обходить своего конкурента от Intel и претендовать на звание хита очередного процессорного сезона.

Компания AMD сейчас представляет собой уже весьма внушительное зрелище. Это один из мировых лидеров рынка процессоров для PC, заметный участник мировых рынков модулей флэш-памяти, коммуникационных и сетевых продуктов. Ее финансовые показатели имеют стабильную тенденцию к росту. При этом AMD, не скупясь, финансирует свои научные исследования (до 20% от объема продаж) и расширяет свои производственные мощности. Кстати говоря, у AMD одни из наиболее современных в отрасли производственные мощности, расположенные в США, Юго-Восточной Азии. Это, во-первых, три завода по производству микропроцессоров в Остине, штат Техас. Среди них можно выделить Fab 25, сверхсовременное производственное подразделение компании, производящее последние новинки AMD: AMD K6-II и AMD K6-III, выполненные на базе 0,25-микронных технологий. Кроме того, особо следует отметить запускаемый в этом году в эксплуатацию производственный комплекс Fab 30 (Dresden Microelectronics Center) в Дрездене, Германия, в который вложено около двух миллиардов долларов и который призван существенно расширить производственные возможности компании в Европе. Что касается азиатских производств AMD, то они созданы в Японии в рамках совместного с Fujitsu предприятия по производству модулей флэш-памяти на основе 0,35-микронных технологий. Второе в рамках этого проекта аналогичное производство, которое также в скором времени вступит в строй, перейдет уже на 0,25-микронную технологию производства данного вида продукции. Кроме того, AMD располагает сборочными и тестовыми площадками в Сингапуре и Таиланде. Опять же в планах компании запустить в этом году аналогичное по характеру производство в Китае. Стратегическими партнерами компании AMD в сфере производства персональных компьютеров являются такие общеизвестные компании, как Acer, Compaq, Fujitsu/ICL, Hewlett-Packard и IBM. Им сопутствуют 3Com, Bay Networks, Cabletron и Cisco в сфере сетевых продуктов и Alcatel, AT&T, Ericsson, NEC, Siemens и Sony на рынке телекоммуникационных систем.

Так что борьба на рынке процессоров продолжается. Время покажет победителя!

Павел МОРОЗОВ,
Paul-Morozov@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

15 за 1999 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!