Особая разновидность информации

Что такое знание?

Если все существующие у людей ценности свести только к одной, определяющей все другие, то это, несомненно, будет знание, без которого человек просто не мог бы сформироваться как разумное существо, а оставался бы лишь одним из многих представителей животного мира. Именно благодаря знанию человек становится частью системы, которая аккумулирует в виде особого и отделенного от самого человека продукта (информационных ресурсов) опыт предыдущих поколений, доступный для всех, кому он необходим в практической деятельности. Первоначально этот опыт реализуется в средствах общения, т.е. в словарном содержании:

"ЗНАНИЕ 1. Результаты познания, научные сведения. Различные области знания. 2. Совокупность сведений в какой-н. области" - Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Так интерпретируется слово, а что касается сути явления или предмета, которые оно отражает, то здесь пока еще ситуация довольно беспросветная:

"ЗНАНИЕ, форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Знание объективизируется знаковыми средствами языка" - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000.

 

Вряд ли отсюда можно понять, хотя бы в самых общих чертах, в чем же состоит основная сущность знания, однако и это уже большой прогресс, т.к., например, даже огромная по объему данных энциклопедия Britannica не дает вообще никаких общих формулировок, отсылая читателя к фактически несуществующей еще науке под названием гносеология (epistemology - теория познания), которая пока больше ставит вопросов, чем дает ответов. Видимо, действительная ценность такого "разъяснения" состоит в том, что оно как раз и показывает, насколько далека еще наука от понимания того, что она сама же и создает. Еще не определив, что можно относить к знаниям, здесь уже называются различные их виды и в то же время попросту игнорируется, казалось бы, самое простое и очевидное: знание есть не что иное, как информация! Но в том-то и проблема, что не любая информация может быть знанием. Следовательно, прежде чем определить, что такое знание, нужно иметь достаточно полное представление о том, какие существуют разновидности информации.

Такая постановка вопроса выглядит поначалу как абсолютно безнадежная, т.к. все фактически существующие разновидности информации вряд ли возможно даже перечислить, однако, если среди них выделить такие, которые определяют все другие разновидности, конечная цель (определение сущности знания) может стать вполне достижимой. В очередной (как минимум, 10-й!) раз можно также отметить, что к решению такого рода проблем было бы невозможно даже приблизиться без понимания сути самого феномена информации ("КВ" №№1, 2, 3, 6, 9, 11, 14, 15, 17), которая оказывается не только способной обозначить основную функцию разума ("КВ" №5), но и позволяет теперь достаточно четко определить компоненты системы, в рамках которой этот разум может функционировать.

Процесс познания

  1. Анализ
    1. Факты
    2. Противоречия
    3. Задачи
  2. Синтез
    1. Связи
    2. Функции
    3. Знания

Полюсы этой системы известны давно, т.к. любое знание - это прежде всего обобщение (синтез) результатов наблюдений и опытов, относящихся к изучаемому объекту. Но, с другой стороны, такие результаты могут быть получены только путем анализа, т.е. разложения объекта как отраженного разнообразия на составные части. Его свойства должны определяться на основе наиболее достоверных (истинных, соответствующих действительности) данных, называемых фактами. Однако даже твердо установленные факты еще не могут относиться к знаниям, поскольку, принимая форму данных, они не могут существовать самостоятельно, а только в определенном соответствии с другими фактами. Это означает, что все факты образуют между собой причинно-следственные цепочки, которые являются единственно возможным способом объяснения их происхождения.

Кажется вполне очевидной первичность анализа по отношению к синтезу, однако это не вообще так, а только по отношению к последующему (будущему) синтезу. Что же касается ранее полученных знаний (предыдущего синтеза), то они, очевидно, становятся первичными для последующего анализа, иначе наблюдаемые факты никоим образом не могут быть объяснены. Накопленные ранее знания позволяют, хотя и не совсем в полной мере, находить естественное объяснение фактам, но если такое объяснение не находится, то возникают противоречия, которые можно интерпретировать как факты не наблюдательного, а логического происхождения, т.к. любое объяснение всегда должно быть основано на логике. Отсюда возникает еще одна разновидность основополагающей информации - задачи или вопросы, не имеющие решения или ответа.

Следовательно, результатом анализа является возможность получения новых знаний после решения поставленных задач. Эта возможность реализуется путем синтеза, а именно: причинно-следственная цепочка между фактами формируется путем выявления связей между фактами (структурная информация в соответствии с законом иерархий - "КВ" №29, 2000 г.), опытным путем искусственно создается (моделируется) процесс (функциональная или исполняемая информация), в котором факты должны подтвердиться, и, наконец, полученные результаты приводятся в общий вид (информация о сущности объектов), т.е. они приобретают в конечном виде форму знаний. Теперь, на основе проведенного анализа, можно сформулировать и конечный результат нашего исследования: знания - это особая разновидность информации, образующая основное содержание любой науки и позволяющая не только объяснять, но и изменять или обусловливать (предопределять) наблюдаемые факты, а также предсказывать их в определенное (расчетное) время.

Выводы из такого определения очевидны - главная суть знаний заключается вовсе не в том, что они являются "результатом познавательной деятельности", поскольку это свойство относится к любой информации вообще. Знания - это продукт совокупного общественного разума, которым в полной мере отдельно взятая личность обладать не может. Следовательно, в отличие от информации вообще, знания приобретают в обществе статус такого рода ресурсов, которые активно влияют на его состояние и развитие, а также фактически предопределяют все без исключения происходящие в нем процессы. Являясь частью информационной среды общества, они испытывают вместе с ним все потрясения, которые возникают как раз от того, что наука не в состоянии пока не только в должной мере определить свою собственную значимость, но и хотя бы защитить от разрушения уже имеющиеся достижения ее представителей.

Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru

Все права на публикацию принадлежат автору

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2001 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!