Корпоративные страсти в стиле hi-tech

Должен остаться только один

(с) Горец

Начало года ознаменовалось просто-таки обилием новостей из мира корпораций - обитателей Силиконовой Долины и биржи NASDAQ. Hi-tech-отрасль стремительно меняет свой облик.

Для начала - о производителях "железа". Совсем плохо обстоят дела у Sun Microsystems - корпорации так и не удалось воплотить в жизнь планы по восстановлению прибыльности. Только в минувшем квартале Sun понесла рекордные убытки - почти 2,3 млрд. USD. Руководство объясняет убытки сложной экономической ситуацией и пока не прогнозирует свои дальнейшие показатели. Это и понятно, ведь чистый убыток Sun во втором финансовом квартале составил 2,28 млрд. долларов, или 72 цента в расчете на обычную акцию. Аналогичный квартал предыдущего года компания тоже завершила с чистым убытком в размере 431 млн. USD, или 13 центов на акцию. Выручка составила к концу декабря 2,92 млрд. USD против 3,11 млрд. годом ранее.

Тем временем, по мнению ряда аналитиков рынка, беспокойство инвесторов сейчас вызывают не столько показатели Sun, сколько конкурентоспособность компании, по сравнению с другими крупными представителями высокотехнологического рынка, включая Microsoft и Intel. Дело в том, что в последнее время эти компании стали расширять свое присутствие на ключевом для Sun рынке серверов, и ее способность противостоять столь серьезным соперникам вызывает некоторые сомнения у инвесторов. Как сказал по этому поводу аналитик Victory Capital Марти Шагрин, "от Sun хотят не только хороших результатов, но и способности удержать свои позиции на рынке информационных технологий в долгосрочной перспективе".

Как и положено, где-то убыло, а где-то, наоборот, прибыло. В середине октября были опубликованы данные ряда исследований рынка персональных компьютеров. Судя по ним, агрессивные маркетинговые кампании и снижение цен привели в IV квартале 2002 года к неожиданному росту продаж ПК во всем мире. Эта тенденция, помимо прочего, позволила компании Hewlett-Packard потеснить Dell Computer с лидирующей позиции на рынке персоналок.

 

А вот более конкретные цифры. По данным исследовательской компании IDC, мировые поставки ПК в четвертом квартале 2002 года выросли на 4,9% и составили 38,8 млн. штук. Толчок к росту продаж дал американский рынок, который вырос на 6,6%, по сравнению с аналогичным показателем IV квартала 2001 года. Это на 3,5% больше, чем прогнозировали аналитики. Другая исследовательская компания, Gartner Dataquest, оценила квартальный рост в 5%. В целом же, за весь 2002 год объем поставок ПК вырос на 1,5%, в то время как за 2001 год этот показатель, по данным IDC, упал на 4,2%. Данные Gartner немного отличаются: рост объема мировых поставок 2002 года компания оценивает в 2,7%, в то время как за 2001 год они упали на 4%.

IDC также отмечает, что в последнее время картина, что называется, "потеряла четкость". Лидерство на рынке ПК меняется от квартала к кварталу, в зависимости от финансовых результатов участников. В истекшем квартале, согласно IDC, лидером стала HP, доля рынка которой составила 16,1%, а Dell была второй с 15,7%. Неудивительно, впрочем, что мнения рыночных аналитиков по поводу лидера рынка ПК за весь 2002 год разошлись. Gartner отдала преимущество HP, оценив долю компании на мировом рынке ПК в 16,2%. IDC же считает, что в 2002 году лидировала Dell. Такое отличие частично объясняется разницей в оценке прошлогодней сделки между Compaq и HP со стороны исследовательских компаний. IDC, например, считает, что, купив в мае 2001 года Compaq, НР сразу же отодвинула Dell на второе место по уровню продаж. Однако в третьем квартале Dell восстановила свои позиции. Как сказал по этому поводу аналитик IDC Роджер Кэй, "они пару раз уступали первое место друг другу. Но НР больше ориентирована на индивидуального потребителя, чем Dell, поэтому она выиграла в квартале, когда потребители были наиболее активны. В первом квартале корпоративные продажи ПК будут выше. Вот тогда Dell, возможно, вернет себе первенство".

В то же время обе исследовательские компании признают, что доля объединенной HP уступает долям рынка, занимаемым обеими компаниями по отдельности в прошлом году, в то время как Dell увеличила свою нишу на 20%, продемонстрировав рекордные темпы роста за всю историю корпорации. По данным IDC, по сравнению с показателями IV квартала 2001 года, объем поставок Dell вырос на 24%, превысив 6 млн. штук ПК. Объем поставок HP в IV квартале 2002 года в то же время упал на 9,8%, по сравнению с суммированными показателями аналогичного периода 2001 года еще не объединившихся HP и Compaq.

Кроме уже упомянутых HP и Dell, в первую пятерку крупнейших поставщиков ПК в мире, согласно IDC, в IV квартале вошли компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. Однако в этом рейтинге учитывались объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует упомянутым производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не собираются увеличивать вложения в ИТ-сектор. Понемногу выправляются дела и у интернет-компаний. Так, к примеру, Yahoo сумел не только выйти из затяжного кризиса. Портал, терпевший убытки в 2001 году, сумел вернуться к прибыльности по итогам 2002 года. Одна только смена финансовой стратегии, в рамках которой портал ввел целый ряд платных абонентских услуг, принесла компании почти половину дохода. К концу 2002 года число пользователей платных услуг Yahoo достигло 2,2 млн. человек, при том, что в 2001 году Yahoo платили лишь 400 тыс. пользователей. В итоге компания, в 2001 году потерявшая 92,8 млн. USD (16 центов на акцию) при доходе в 717,4 млн. долларов, в 2002 году смогла заработать уже 42,8 млн. прибыли (18 центов на акцию) при доходе в 953 млн. долларов. Кажется, вот-вот вернутся золотые времена интернет-бума конца 90-х.

Сейчас компания занимается интеграцией в свой портал поискового сервиса, купленного у Inktomi Corp. в декабре за 235 млн. USD. Yahoo рассчитывает составить серьезную конкуренцию Google, нынешнему лидеру среди поисковиков, и получать доход от продажи места в результатах поиска. Также Yahoo делает ставку на услуги широкополосного доступа в Сеть, который, по расчетам компании, будет набирать популярность среди интернетчиков, уставших от проблем с коммутируемым доступом. Руководство Yahoo уверено в том, что 2003 год также будет удачным - продажи возрастут до 1,145-1,215 млрд. долларов, что на 50 млн. больше, чем компания прогнозировала в октябре.

А другой гигант интернет-бизнеса тем временем занимается кадровыми перестановками. Генеральный директор AOL Time Warner Inc. Ричард Парсонс избран еще и председателем совета директоров компании. На этом посту он сменит заявившего о своей отставке гуру интернета конца 90-х Стива Кейса. За это единогласно проголосовал совет директоров AOL Time Warner Inc. Довольный Парсонс сказал по этому поводу: "Я крайне удовлетворен тем, что совет директоров разделяет мое стремление расширить огромный потенциал AOL Time Warner. Я буду работать вместе с необыкновенными людьми в нашей компании с целью повысить ее привлекательность для наших клиентов и акционеров". Теряя кресло председателя, Стив Кейс, тем не менее, оставляет за собой членство в совете директоров AOL Time Warner. Комментариев по поводу этой перемены в бизнес-прессе столько, что процитировать даже часть их не представляется возможным.

Что-то большое в лесу сдохло. Иначе сложно объяснить нестандартное поведение самой-большой-корпорации. Во-первых, Microsoft впервые за всю свою историю решила выплатить дивиденды по своим акциям (до сих пор всегда вся прибыль уходила на инвестиции). Дивиденды составят 8 центов на акцию. На выплату дивидендов по 10.8 миллиардам акций уйдет 864 миллиона долларов. Билл Гейтс, которому принадлежит около 1.2 миллиардов акций, получит 99.5 миллионов. В квартале, закончившемся 31 декабря, Microsoft получила прибыль в 2.55 миллиардов USD, что составило 47 центов на акцию.

Во-вторых, Microsoft предоставила правительственным структурам программный код операционной системы Windows. Код системы также поступил в распоряжение НАТО и правительства России. И все это при том, что еще в прошлом году Гейтс охарактеризовал программный код Windows как самую ценную интеллектуальную собственность своей корпорации.

Передачу кода правительственным структурам многие расценивают как стремление Microsoft занять прочные позиции на рынке программного обеспечения для государственных организаций. По словам представителя отдела стратегии продвижения продукта Microsoft Крэйга Манди, правительства занимают второе место на общем потребительском рынке в данной сфере. Манди уверен, что правительственные организации не рассекретят вверенную им интеллектуальную тайну. Соглашения о передаче кода подписаны уже с десятью правительственными структурами. Еще с двадцатью организациями и ведомствами Microsoft ведет переговоры.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2003 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!