Amazon предсказывает покупки

Интернет-магазин Amazon.com зарегистрировал патент под названием "Методы и системы помощи пользователям при покупке товаров". Это очень любопытная реализация технологий data-mining.

Уже сейчас Amazon использует продвинутые технологии для анализа поведенческих паттернов клиентов и составления профилей на различные категории покупателей. На основании этой информации клиентам предлагают новые товары. Например, если купить книгу Нила Стивенсона, то магазин автоматически предложит вам другие книги этого автора, а также произведения Уильяма Гибсона и Ричарда Моргана, фильмы "Властелин колец", "Звездные войны" и т.д. Именно такие товары чаще всего покупают клиенты, заказавшие "Криптономикон".

Однако Amazon постоянно стремится улучшать систему предсказания покупок. Новый патент "Методы и системы помощи пользователям при покупке товаров" (№ 6,865,546) описывает способы, с помощью которых можно определять возраст, пол и день рождения человека на основании подарков, которые для него покупают. То есть магазин начинает составлять досье на гражданина еще до того, как он стал покупателем.

Например, если покупается платьице для куклы, то в базе данных указывается, что клиент - девочка. "Гендерная информация может использоваться для определения цвета и структуры подарка, - сообщается в описании патента. - Например, если получателем является девочка, то, в первую очередь, можно предположить розовые или пастельные тона".

Большая часть текста патента описывает способы для определения возраста и даты рождения получателя. Так, если однажды покупается игрушка, предназначенная для двухлетних детей, а примерно через год - для трехлетних, то система автоматически делает предположение о дате рождения и возрасте ребенка. Эта информация может служить основой для автоматической генерации различных сервисов для пользователя, таких, как напоминание о дне рождения.

 

Обычные интернет-магазины часто поздравляют пользователя с днем рождения. Но это делается на основании информации, которую ввел он сам. В то же время многие клиенты не вводят эти данные, так что система не может рассылать им поздравления и подарочные сертификаты.

Аналитические изыскания Amazon идут еще дальше. В патенте описываются различные интересные примеры использования data-mining. Например, анализ текстовых сообщений на открытках, которые пользователь прикладывает к подарку. В этом тексте выделяются "ключевые слова, такие как день рождения или годовщина", и эта информация тоже накапливается в БД.

Таким образом, Amazon ищет все новые способы для сбора персональной информации о пользователях. Еще в 2000 г. компания изменила официальные правила работы с приватной информацией, разрешив обмен этими данными со своими коммерческими партнерами. Очевидно, что это сделано с целью получения дополнительной информации. Теперь же магазин планирует собирать досье на человека буквально с двухлетнего возраста (кстати, это запрещено законом).

Весьма кстати будет вспомнить, что недавно при Amazon.com запущен инновационный поисковый сайт A9.com, который отличается продвинутыми функциями персонализации. В частности, он запоминает все поисковые запросы пользователя за всю его жизнь. Естественно, правила поискового сайта разрешают делиться этой информацией с Amazon.

Amazon финансирует еще один инновационный проект под названием 43 Things (www.43things.com). Это социальная сеть для объединения людей со сходными интересами. Всю информацию оттуда магазин имеет полное право использовать в своей коммерческой деятельности.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

15 за 2005 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!