Пыль страниц трехмерная

В обзоре:

  • И. Н. Чумаченко, "3DS MAX 6";
  • Джереми Хаббелл и Тед Бордмен, "3D Studio VIZ 3 для дизайнера";
  • С. В. Бондаренко, М. Ю. Бондаренко, "Плагины для 3DS MAX в примерах"

Кто не любит, придя с работы (или с места учебы, коим может являться школа или университет), немного отдохнуть? Да, наверное, все, включая как тех людей, которых никогда не надо уговаривать немного отдохнуть, так и трудоголиков, для которых само понятие отдых - как красная тряпка для быка.

Впрочем, отдыхать каждый предпочитает по-своему, что вполне естественно. Кто-то избрал своим хобби комнатные растения или аквариумных рыбок, кто-то любит в свободное время смотреть телевизор или ходить в кинотеатры, а кто-то играет в компьютерные игры. Причем поклонников последнего способа проведения досуга довольно много, и с течением времени их ряды не редеют, а даже, я бы сказал, наоборот.

Игры, как известно, бывают разными. Бухгалтера и секретарши любят пасьянсы и "Lines", множество людей играют во флэш-игры. Но все же самый большой сектор игрового рынка занят играми трехмерными, всех жанров и разновидностей: аркады, квесты, стратегии, экшэны... В общем, смотрите подробнее раздел газеты об играх, потому что сейчас речь не о них. А о тех людях, которые их делают, и о тех инструментах, с помощью которых их делают.

 

Трехмерная графика - один из самых сложных аспектов компьютерной графики, и это неспроста. Если "обычный" дизайнер работает с картинкой, состоящей из векторов или пикселов (или, как в Macromedia Fireworks, из того и другого вместе), то 3D-дизайнер оперирует с трехмерными объектами. А те, кто имел возможность изучать в школе или ВУЗе геометрию, знают, насколько геометрия в пространстве (стереометрия) сложнее геометрии на плоскости (планиметрии).

Одним из самых популярных пакетов для трехмерного дизайна и анимации для операционной системы Windows является 3D Studio MAX компании Autodesk. Есть, конечно, и другие известные и популярные пакеты, например, Light Wave 3D, Hexagon или Maya. Но они не так популярны, как 3D Studio MAX, по крайней мере, на просторах СНГ. Поэтому сегодня я расскажу о книгах, посвященных исключительно 3D Studio MAX.

Первым изданием в нашем обзоре станет, естественно, учебник по этой замечательной программе. Знакомьтесь: И. Н. Чумаченко, "3DS MAX 6" (416 страниц, издательство "ДМК - Пресс", 2004). Начинается книга с краткой истории 3D Studio MAX. В 1993 году Kinetix, дочерняя компания Autodesk, получила задание перенести популярный DOS-пакет 3D Studio на платформу Microsoft Windows. Программа всем понравилась, все кинулись ее развивать и писать дополнения. Четвертая версия уже называлась не 3D Studio MAX, а 3DS MAX. Конечно, автор рассказывает историю пакета довольно подробно (намного подробнее, чем ее изложил сейчас я), а также сообщает сведения о новшествах в каждой версии с первой по шестую, по сравнению с предыдущими. Также он сообщает, что с помощью 3DS MAX была создана графика в играх Diablo 2, Max Payne и World Of WarCraft. Что ж, это только подтверждает тот факт, что данная программа весьма и весьма популярна в кругах разработчиков компьютерных игр.

После истории пакета следует, собственно, сам учебник. Начиная со знакомства с интерфейсом программы и основными понятиями трехмерной графики, автор расскажет читателю обо всех основных аспектах использования такого мощного и профессионального инструмента, как 3DS MAX 6, для самых различных пользовательских нужд и потребностей. Создание и выделение объектов, трансформации, модификаторы, работа со сплайнами, создание и редактирование составных и сеточных объектов, анимация, освещение - от базовых методов до непрямого и фотометрического; работа с материалами и картами текстур, и напоследок - визуализация полученных в процессе напряженной и кропотливой работы сцен. Могу добавить, что все эти темы являются ключевыми и необходимыми, но далеко не всеобъемлющими. Так что спешу разубедить тех, кто думает, что список тем слишком велик для начинающего дизайнера - список в самый раз. Таким образом, лично я рекомендую приобретать эту книгу всем, кто хочет изучить 3DS MAX - ведь ремесло дизайнера в наше время котируется высоко.

Следующая книга нашего с вами книжного обозрения тоже является самоучителем, но уже для несколько другой программы. Да, я помню, что обещал только 3D Studio MAX. А это он и есть - только немного измененный. И называется эта программа 3D Studio VIZ. А пособие вот такое: Джереми Хаббелл и Тед Бордмен, "3D Studio VIZ 3 для дизайнера" (642 страницы, издательство "Диа-софт", 2002). Во-первых, что же такое этот самый 3D Studio VIZ? Это продукт компании Autodesk, представляющий собой немного переделанный и переработанный 3D Studio MAX. Основное его отличие от MAX'а - совместимость с AutoCAD'ом как в области интерфейса, так и в способах создания и расчета сцен. Как и первая книга нашего обзора, этот самоучитель начинает обучать пользователя со знакомства с интерфейсом программы и с основными элементами управления этого интерфейса. Это довольно удачный и логичный подход, и лично мне нравится, что большинство самоучителей его придерживаются. После такого вступления рассказывается об импортировании данных из других форматов для последующего редактирования в среде 3D Studio VIZ. После этого читателю предлагается изучить фундаментальные средства трехмерного моделирования, после чего авторы переходят к частным вопросам: архитектурному, машиностроительному моделированию и моделированию освещения. В этих разделах подробно рассказывается о тонкостях моделирования той или иной задачи с помощью 3D Studio VIZ 3 и даются примеры конкретных архитектурных и машиностроительных моделей. В разделе "Моделирование освещения" авторы рассказывают о совместном применении 3D Studio VIZ 3 и программы LightScape, созданной специально для расчетов и визуализации освещения. Также авторы затрагивают такие темы, как создание анимации, специальные эффекты и вывод данных визуализации в файлы, на экран или на бумагу. К бумажному пособию прилагается компакт-диск, на котором находятся примеры к главам книги и демо-версии нескольких программ сторонних разработчиков, которые могут пригодиться дизайнеру. Среди последних небезызвестные JASC Paint Shop Pro и уже упоминавшаяся мною в начале статьи Macromedia Fireworks. Честно говоря, возникает один вопрос: почему авторы адресовали свою книгу только дизайнерам? На мой взгляд, она может также пригодиться архитекторам и инженерам, желающим визуализировать свои проекты.

А вот и последний участник сегодняшнего обзора компьютерной литературы. С. В. Бондаренко, М. Ю. Бондаренко, "Плагины для 3DS MAX в примерах" (608 страниц, издательский дом "КомБук", 2004). Книга очень хорошая и будет полезна всем тем, кто серьезно и профессионально занимается трехмерным дизайном и использует для этого 3DS MAX. Темы, рассмотренные в издании, воистину обширны: моделирование сложных объектов, нестандартная деформация объектов с помощью плагинов-модификаторов, использование плагинов для создания растительности, создание с помощью плагинов водных сред и поверхностей, создание эффектов огня (опять-таки, с помощью плагинов), решение физических задач, использование плагинов для работы с текстурами, постобработка изображений (как всегда, с помощью плагинов), эффекты с частицами, использование подключаемых фотореалистичных и нефотореалистичных рендереров, использование плагинов для создания волос и шерсти и плагинов для использования разных файловых форматов с 3DS MAX. Как видите, список огромен. Всего в пособии рассмотрено не меньше полусотни разнообразных плагинов на все случаи жизни. Кроме того, отдельно рассказывается о таких "монстрах" мира плагинов для 3DS MAX, как Character Studio и Brazil r/s. В самом начале книги авторы дают краткий вводный курс в 3DS MAX, описывают основные виды плагинов и дают рекомендации по их инсталляции и деинсталляции. Использование каждого плагина расписано по шагам и наглядно проиллюстрировано, стиль изложения материала также весьма удачен (сходу видно, что писали профессиональные преподаватели). Несколько огорчает отсутствие качественной цветной полиграфии, зато это несколько удешевляет книгу.

В общем, бегите быстрее в магазин, пока все экземпляры не раскупили.

Мир книг по такому сложному пакету, как 3D Studio MAX, весьма обширен, и его невозможно охватить в одной-единственной статье. Это только верхушка книжного айсберга. Думаю, в последующем мы как-нибудь еще вернемся к этой теме.

Спасибо за внимание и до новых встреч на страницах "Компьютерных Вестей". Надеюсь, книги из сегодняшнего обзора вам или кому-то из ваших знакомых все же пригодятся. Литература снова любезно предоставлена магазином "Книга XXI век" (Минск, пр. Независимости, 92). Приходите за покупками!

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2006 год

Рубрика: 

Книжная полка
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!