Сотовый перелом

На российском сотовом рынке (который, как известно, года на полтора опережает белорусский, а потому может служить отличным индикатором-предсказателем) начинается очередная волна серьезных перемен. Дело в том, что рынок России уже вплотную приблизился к насыщению - темпы роста числа абонентов резко упали, а в двух столицах вообще свелись к нулю. А значит, скоро начнут расти как тарифы на услуги операторов, так и стоимость новых сотовых телефонов.

Пусть вышесказанное не кажется вам парадоксом - это лишь законы экономики. Но сначала - о чистых цифрах. Исследование российского инвестиционного холдинга "Финам" показало, что уровень проникновения (соотношение между количеством проданных SIM-карт и статистикой по населению) сотовой связи в России в 2005 году достиг 87%. При этом в Москве сотовой связью пользуются уже более 120% населения города, а в Санкт-Петербурге - примерно 112%. В регионах, понятное дело, ни о чем подобном говорить не приходится. Однако и там дела обстоят неплохо. Эксперты прогнозируют, что в 2012 году общее количество абонентов достигнет 133 млн., а проникновение мобильной связи составит 96%. По предварительным прогнозам "Финама", если число абонентов сотовой связи в России к 2006 году должно было составить 123,68 млн., то к 2011 году их количество достигнет 131,74 млн. (уровень проникновения - 95%).

Но специалисты предупреждают: российский рынок насытился, так что уже с нынешнего года все участники рынка дружно предрекают заметное снижение темпов роста числа мобильных абонентов. Однако часть из них (оптимисты) уверены, что, несмотря на грядущее замедление темпов, цифра в 133 млн. будет достигнута уже в 2006 году. Здесь надо учесть один важный момент: возможно, проникновение SIM-карт в России в этом году превысит 100%. Но(!) если говорить о реальном проникновении (доле людей, действительно владеющих и активно пользующихся телефоном), то показатель будет в полтора раза меньше. К тому же, по словам наблюдателей, "стратегия территориальной экспансии в России исчерпала свой потенциал".

Соответственно, при насыщении рынка сотовой связи борьба за новых абонентов прекратится, и снижать тарифы уже будет незачем. Возможно даже некое картельное соглашение операторов типа "Стоп! Больше не снижаем!". В таком случае основной маркетинговый упор будет сделан на программы удержания уже существующих абонентов - например, путем введения различных бонусов или предоставления неких дополнительных услуг.

При этом, конечно, операторы ни в коем случае не станут повышать тарифы - более того, в среднем, стоимость 1 минуты будет снижаться и дальше. Однако больше станет разнообразных тарифных планов и предложений других услуг, предоставляемых за определенную ежемесячную плату. Само собой, сыграют свою роль и плодящиеся подобно кроликам SMS-сервисы. Впрочем, все вышеперечисленное мы уже сравнительно давно наблюдаем и в Беларуси.

 

Точно так же нет веских причин для снижения цен на сами сотовые аппараты. Платежеспособный спрос на них в России сейчас и без того очень велик. Средний владелец мобильника покупает себе новую трубку, в среднем, раз в год. (В конце концов, существует активно подогреваемая рекламой мода. Об эффективности этого маркетингового инструмента спросите у производителей одежды.) Да и производители аппаратов пока упорно снабжают достойным набором функций только достаточно дорогие модели.

К тому же намного более ярко должен проявить себя "эффект вилки". Суть его в том, что нижняя планка цены на аппараты начального и потребительского уровня будет и дальше постепенно снижаться, но при этом фокус потребительского спроса продолжит смещаться в сторону более "навороченных", престижных и дорогих моделей. В результате этого процесса средняя цена телефона сокращаться не будет.

Также рынок будет развиваться за счет смартфонов и аппаратов с развитыми mp3-плеерами либо функциями доступа в интернет. Возможно также появление неких новых продуктов, которых пока вообще нет на рынке. Войдут в обиход новые услуги беспроводной связи. Соответственно, появятся новые тарифные планы, начнутся новые "тарифные войны" и т.д. И история пойдет по кругу.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2006 год

Рубрика: 

Мобильные системы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!