Веб 2.0 сравнивают с коммунизмом

Влиятельный американский журнал сравнил Веб 2.0 с коммунизмом. Пожалуй, еще никто не описывал Веб 2.0 столь поэтично, как это сделал обозреватель Эндрю Кин из журнала Weekly Standard.

В своей статье (www.weeklystandard.com/Check.asp?idArticle=6714&r=fjczq) ветеран хайтек-бизнеса Эндрю Кин описывает краткую историю соблазнов, которым подвергалось человечество за всю историю. Древнегреческий герой Одиссей заставлял привязать его к мачте, чтобы не поддаться соблазнительным призывам Сирен. Философ Сократ призывал оградить граждан от соблазнительного влияния артистов и писателей. В новое время люди опять столкнулись с множеством соблазнительных (утопических) идей и теорий, которые вызвали французскую и русскую революции, контр-культурную революцию 60-х и цифровую революцию 90-х.

Сейчас, пишет Кин, мы наблюдаем появление еще одного утопического движения, которое представляет собой смесь контр-культурного утопизма 60-х и техно-экономического утопизма 90-х. В такой упаковке Кремниевая долина презентует миру новую "теорию спасения" под названием "Веб 2.0".

Например, взять типичного представителя Веба 2.0 - универсальную платформу для публикации дневников, видео и для коммуникаций. Мечта нового поколения интернетчиков - это кошмарный сон Сократа. Сегодня технология дает каждому гражданину весь необходимый инструментарий, чтобы стать музыкантом или писателем и найти аудиторию. Новые веб-сервисы позволяют провести радикальную демократизацию культуры. Мы забудем о таких псевдоэлитарных культурных структурах, как Голливуд. Культура будет демократичной, средства массовой информации - гражданскими, свобода - всеобщей.

Если раньше предприниматели оперировали такими терминами, как "хиты", "CTR" и "просмотры страницы", то теперь их лексикон кардинальным образом изменился. Сейчас они говорят об объединении людей, о создании социальных сетей, о демократичных технологиях для гражданского общества. Этот жаргон, который раньше принадлежал хиппи, сейчас стал языком делового общения капиталистов новой волны.

 

Бизнесмен, у которого дом за $4 млн., а дочка учится в лучшей частной школе, разговаривает сейчас как прирожденный марксист. По его словам, "большие медиа" - голливудские студии, звукозаписывающие корпорации и международные издательские конгломераты - это реальные враги Веба 2.0. И они сами это отлично понимают. В терминологии марксизма они превратились в буржуазный класс, который эксплуатирует "пролетариат" - героических блоггеров и подкастеров

Идея Веба 2.0, где каждый человек может вести собственный дневник, публиковать свою собственную музыку и видеофильмы и общаться с друзьями - эта идея соблазнила современных людей точно так же, как в свое время идеи Маркса соблазнили его соотечественников.

По мнению автора статьи, ветерана американского бизнеса, современное движение является некой смесью культуры хиппи 60-х (ее условно представляет Стив Джобс) и культуры ультра-гиков 90-х (Ларри Пейдж). Между этими двумя полюсами лежит вся остальная Кремниевая долина, в том числе "коммунист в вопросах интеллектуальной собственности" Лоуренс Лессиг и другие известные личности.

Эндрю Кин отмечает, что философы прошлого успешно предсказали многие элементы Веба 2.0. Например, Джордж Оруэлл предвидел появление всевидящего и всезнающего поисковика Google, которого сейчас многие открыто сравнивают с Большим Братом. Но Оруэлл был в корне не прав относительно исчезновения прав личности, а также свободы самовыражения. Главный герой романа "1984", набравшись смелости, начал вести личный дневник, что было строго запрещено правилами и грозило ему смертью.

В эпоху Веб 2.0 ситуация совершенно иная, с точностью наоборот. Отсутствие собственного блога скоро будет считаться (если уже не считается) моветоном.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2006 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!