Наушники. Как выбирать?

(Окончание. Начало в "КВ" №8)


Надёжность и долговечность

Крепежная система, как говорилось ранее - это один из самых тонких моментов. В дешевых моделях она выходит из строя прежде всего. То есть, сроки эксплуатации устройства зависят большей частью от этого элемента. Нужно сказать, что его фактически невозможно отремонтировать, и ситуация тем более ухудшается, если крепление выполнено из пластмассы без металлического каркаса - быстро изнашивается и ломается. То есть, находясь перед прилавком магазина и выбирая устройство, поинтересуйтесь крепежной системой. Например, в перечислении фирм ваш покорный слуга не указал имя компании Philips. Этому есть свои причины. Дело в том, что на нашем рынке под этой известной и бесспорно уважаемой маркой представлены, в основном, бюджетные решения. И сколько я таких не покупал, все время были претензии к корпусам и материалам.

Второй краеугольный камень проводных наушников - непосредственное крепление проводов к чашкам. Дело в том, что само использование происходит не в идеальном мире, а в реальном. Могут быть сильные кратковременные механические воздействия. Например, вы встаете в наушниках, а провод прижат (либо его длины не хватает), в результате резкого рывка может произойти обрыв. Кстати, если говорить о причинах поломок, то после крепления это "почетное" второе место. Причем в дешевых моделях со стандартной пайкой и малой длиной провода - явление очень частое.

Но это со стороны наушников, а ведь есть еще и разъем, который также достаточно хрупкий. Правда, проблема не фатальна, поскольку его можно перепаять заново. Но в большинстве случаев просто посмотрите, чтобы у разъема имелся амортизатор (металлический, пластмассовый, резиновый).

 

В дорогих моделях, помимо всего прочего, предусматривается позолоченный самоочищающийся штепсель, что увеличивает срок беспроблемной эксплуатации.


Технические характеристики

Ранее мы говорили, что чем больше размеры амбюшур, тем лучше. Но это утверждение утрировано. Дело в том, что в электродинамических головках могут использоваться сердечники из различных материалов. В профессиональных сериях наиболее часто они делаются из кобальта, самария, алюминия и феррита. Но вместе с тем есть и качественная замена - неодимовые сердечники. Они обладают меньшими размерами, по сравнению с ферритовыми, но вместе с тем фокусируют большую энергию без увеличения веса, в несколько раз улучшаются такие параметры, как чувствительность и ширина частотного диапазона. То есть, в большинстве современных моделей часто используется этот вариант. Причем стоит отметить имя интересного производителя в бюджетном диапазоне, правда, известного больше на российском, чем на нашем рынке, - Nady. Данный бренд дает хорошее профессиональное качество за весьма низкие цены. Например, в их линейке можно найти интересные варианты и за $40.

Основные технические характеристики наушников - частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении (обычно <1%). Помимо этого, нередко дается и график АЧХ, который отображает специфику работы устройства. В недорогих моделях с неодимовыми сердечниками приводятся фактически профессиональные значения ширины частотного диапазона, чувствительности и даже выше. Все это соответствует истине. Хотя есть один тонкий нюанс.

Многие, наверное, помнят постперестроечные времена, когда в продаже появилось множество китайских музыкальных центров с яркими надписями: "3000 Watt Power". У продавца спрашиваешь: "Действительно 3000 Ватт?" - "Конечно, здесь же написано!". Впрочем, там было не только искажение действительности, но и смешивание понятий, потому как мощность может быть разной, а именно - RMS, мгновенной, пиковой. Естественно, на проверку все оказывалось... гх-м... Точно так же ведут себя многие производители дешевых устройств и сейчас, отображая на ярких обертках невероятные значения параметров и характеристик. Например, абсолютно ровную характеристику АЧХ. И как проверишь? Особенно, если не разбираешься. Поэтому нужно доверять бренду и высокой цене.

В дорогих моделях, помимо всего прочего, вы можете встретить такие ноу-хау, как алмазное напыление на диафрагмах, что позволяет улучшить четкость, проводники из бескислородной меди (улучшенная электропроводность - снижение искажений).


Если вы решили не экономить на наушниках...

Перед тем как приобретать дорогие модели, как можно больше попытайтесь узнать о них в Интернете. Самое главное - это информация о поломках, если такая есть. Она укажет на наиболее слабые места. Такие могут быть и в дорогих моделях.

Второе... наушники - это такой тип товара, в котором деньги, в основном, берутся за продукт и его качество. То есть, "рекламных накруток" немного, то есть, сколько платите, столько и получаете.

При этом важно понимать, что беспроводные решения дороже, если имеется какая-нибудь дополнительная функция - тоже сказывается на цене.


Современность. Ноу-хау удаления внешних шумов

Сначала опишем классический вариант "системы исключения внешнего шума" ("ambient noise cancellation system"). Представьте себе следующую конструкцию: на внешних сторонах каждого из наушников встроены микрофоны. Специальный алгоритмический модуль создает противофазный сигнал тому, что поступает на микрофоны, соответственно, пользователь перестает их (внешние шумы) слышать. У Sennheiser данная технология называется NoiseGard 2.0 и используется в целом ряде моделей, позиционирующихся на путешественников.

У Beyerdynamic технология, работающая по схожему принципу, называется DANR (Digital Adaptive Noise Reduction) и имеется в профессиональной гарнитуре HR600 DANR.

Откуда такое технологическое течение? Все очевидно, поскольку, например, Sennheiser выпускает гарнитуры для пилотов самолетов, а там эффективное удаление окружающего шума просто необходимо. И эти технологии весьма удобно применимы для путешественников, например, вы едете на поезде или в автобусе, но их шум перестает быть для вас слышимым.

Во множестве других моделей вы также можете встретить фразу "ambient noise cancellation system" или синонимичную ей. Но за этим скрываются другие технологии. Например, та же ветрозащита на микрофон (это для гарнитур), накладки с плотным прижатием и так далее. То есть, нужно уметь правильно читать спецификации.


Современность. 5.1 или стерео+алгоритмы?

На чем остановить выбор: 5.1 или стерео+алгоритмы? Очень сложный вопрос. Дело в том, что несколько лет назад, вернее, в начале 00-х, на пользовательском рынке, особенно геймерском, появилось множество моделей наушников 5.1.

Причем фактически полноценно реализующих процесс, то есть в конструкциях имеется по несколько встроенных динамиков в каждый из наушников. LFE-канал может воспроизводиться или не воспроизводиться, есть вариант замены на вибра.

Но параллельно с этим велись эксперименты с полноценной реализацией функции HRTF на обычных стереонаушниках. HRTF - это зеркальное отображение бинауральной модели нашего слухового восприятия. Таким образом, можно локализовывать источники звука в любой точке пространства и так далее. Причем, если говорить о 5.1, то это просто размещение 5 источников звука в виртуальном пространстве. Наиболее серьезные подвижки в этой области сделала компания Beyerdynamic в ее фантастической системе Headzone.

Но на данную нишу обратили внимание и производители звуковых плат. Причем к HRTF присматривались очень долго. В частности, Creative удалось все реализовать сейчас на хорошем бытовом уровне. То есть, 5.1 существует уже и в виде алгоритма для обычного стереовоспроизведения. Что касается ощущений, то все звучит достаточно достоверно, то есть, в приобретении наушников 5.1 сейчас нет существенной необходимости. Подобные алгоритмы преобразования сейчас начали внедрять и в некоторые современные модели DVD-плееров.

Кстати, мы неспроста упомянули Beyerdynamic, потому как инженеры этой компании пошли дальше и в HeadZone была встроена система отслеживания позиции головы - технология headtracking (сверху наушников имеются два ультразвуковых датчика). Вы поворачиваете голову, а виртуальная система остается на прежнем месте, то есть присутствует полная эмуляция поворота головы, как бы это происходило в реале.

Мало того, можно создать эффект прослушивания, например, на стереосистеме, которая расположена перед вами, и так далее. Именно за этим технологическое будущее.


Подытожим

Самая главная задача наушников как устройств - достоверно отображать звуковую картину. Помимо этого, пользователь должен чувствовать себя в них комфортно и на современном уровне. Вот и все основные требования. При выборе такого устройства важно понимать, что это на несколько лет. А вот несколько лет мучений или уютного прослушивания - выбирать вам. Конечно, звучит жестко, но правдиво.

И еще один важный момент - модели идут ровно, то есть, если хорошие характеристики звука, то и хорошее исполнение других элементов (корпуса и т.п.).

Кристофер,
christopher@tut.by,
www.gigamark.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

09 за 2010 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Геннадий Беловский
Я всегда уважительно отношусь к авторам, пользуюсь информацией газеты в своей работе и буду уважать Вашу газету, но... "Наушники" меня просто убили. Статья хорошая, но термин - базарный. Именно базарно-вульгарный. Только в киосках продают "наушники" пачками по 5 р. То, о чем пишет уважаемый Кристофер - головные телефоны. И он сам понимает разницу, но почему отказывается от языка науки, я не понимаю!!!
Аватар пользователя Al
Да, конечно, надо называть правильно, но жизнь динамична, и сейчас, кроме как в документации госконтор, никто не называет мышь "манипулятор графической информации типа "мышь" с интерфейсом PS/2". Если я попрошу в компьютерном магазине показать мне "манипулятор графической информации типа "мышь" с интерфейсом PS/2", я стану объектом пристального внимания со стороны продавцов. ))) А если спрошу "Адаптер видеомонитора", продавец может и не понять, о чем речь, хотя я спрашиваю про видеокарту. Аналогично "накопитель на гибком магнитном диске диаметром 3,5"" - хотя это просто флопик. Так же неадекватно отреагируют на "печатающие устройства струйного или лазерного типа". Или на "цветные жидкокристаллические видеомониторы для отображения цветной полутоновой и знакографической информации". И это не моя фантазия - это цитаты из современной документации НИИЭВМ. Остается их только пожалеть.

Поэтому должен сказать, что "наушники" - термин не базарный, а рыночный. Это говорю я, человек, который разработал не один государственный стандарт на термины и определения в радиоэлектронной промышленности. Все течет, все изменяется... И очень жаль, если преподаватели ИТ до сих пор используют так называемую "правильную" терминологию, которая существует только в их конспектах десятилетней давности.

Да, чем был поражен недавно: просмотрел тест одного ВУЗа для студентов-айтишников. Там целый раздел вопросов посвящён замечательной программе Norton Commander, которую, если использовать сейчас, ничего, кроме проблем, не принесет на современных операционках. Но - учат, сдают, тратят на это время... Вот такая наука...

Аватар пользователя mike
>Это говорю я, человек, который разработал не один государственный стандарт на термины и определения в радиоэлектронной промышленности.

У нас сначала разрабатывают стандарты, потом хард-софт, а у них наоборот.

Аватар пользователя Кристофер
Наушники -- этио нормальный общепринятый термин
Аватар пользователя Джордж
Не уверен, что Геннадий Беловский всегда уважительно относится к авторам, совсем не уверен. О.В. Шлыкова, канд. пед. наук из МГУК со мной согласна....
Аватар пользователя White Rabbit
«Правильный» педагог, как всегда, попал пальцем в небо.

Средства персонального прослушивания являются абсолютно необходимыми в лю¬бой студии звукозаписи. Можно обойтись без того или иного прибора, без микшер¬ного пульта и даже без микрофонов (если речь идет о пост-продакшн) - но без наушников не обойтись и в студии, оснащенной тремя парами мониторов.

Но прежде всего необходимо определиться с терминологией. Иногда приходится сталкиваться с мнением, что "наушники" - это бытовой тер¬мин, а профессиональный - "головные телефо¬ны". Между тем в отечественных ГОСТах "голов¬ными телефонами" назывались устройства, использующие электромагнитный принцип преобразования электрического сигнала в меха¬нические звуковые колебания. Для контроля каче¬ства звукового сигнала эти устройства абсолютно не пригодны и использовались только в связи. При появлении электродинамических устройств их тоже сначала стали по инерции называть го¬ловными телефонами, хотя конструкция, характе¬ристики и сфера применения миниатюрных электродинамических громкоговорителей для персонального прослушивания совершенно иные. Однако эти устройства сразу нашли приме¬нение в быту, ими стали пользоваться не только профессионалы в студиях, но и любители музыки. Возможно, поэтому громоздкий термин "голов¬ные телефоны" не прижился, в отличие от про¬стого слова "наушники". Во всяком случае, сейчас употребление выражения "головные телефоны" в профессиональном обиходе произведет впечат¬ление явной нарочитости и манерности (которая, как водится, присуща с раннего детства «правильным педагогам»).

Самое печальное, что в результате пострадают несчастные студенты, а наукой здесь никакой и не пахнет. Для тоскующих по науке полезно обратиться к материалам Московского или Ленинградского физтехов.

Через полчаса желание манерно и величественно рассуждать о науке бесследно исчезнет.