Ноутбучные итоги 2010

Белорусский рынок портативных компьютеров в 2010 году вырос на 20%

По информации белорусских продавцов портативных ПК производства КНР под торговыми марками китайских брендов, в 2010 году продажи нетбуков в долевом соотношении не достигли прогнозируемого роста.

Так, по словам руководителя торговой компании "ГиперАйТиТрэйд" Павла Коврижных, нетбуки составляют примерно 10% от общего объема продаж портативных компьютеров в Республике Беларусь. В то же время при появлении нетбуков на белорусском рынке несколько лет назад их доля в общих продажах лэптопов быстро достигла 20%. При этом в странах Евросоюза аналогичный показатель составил 35% в 2009 году, поэтому и предполагалось, что рынок нетбуков в Беларуси вырастет до отметки 30%. Впрочем, окончательные выводы пока делать рано, поскольку неизвестны данные о продажах в Беларуси портативных компьютеров всех ведущих брендовых производителей вычислительной техники за 2010 год.

К слову, список лидирующих брендов наиболее продаваемых в нашей стране ноутбуков остался практически неизменным. Как и в прошлые годы, в топ продаж портативных компьютеров входят HP, Asus, Acer и Samsung. Правда, еще один известный производитель лэптопов, Toshiba, начал сдавать свои позиции молодым конкурентам MSI и Lenovo. Причем, Lenovo по некоторым показателям даже стала обходить давно известную в Беларуси MSI. Объяснить это можно агрессивной ценовой политикой Lenovo и влиятельной поддержкой производителя со стороны государственных структур Китая. Рост позиций Lenovo также явно прослеживается на рынке России. Однако набирающие вес китайские ИТ-корпорации пока не предложили миру ультрановых концепций миниатюризации и функционала переносных компьютеров, на что надеялись многие любители новинок портативной электроники. Из прижившихся на рынке идей миниатюрных сетевых устройств, помимо нетбуков, можно назвать разве что их стационарные аналоги, называемые неттопами. Между тем, в Беларуси говорить о завоевании неттопами популярности среди потребителей не приходится, и, прежде всего, из-за цен - сейчас стоимость неттопов в Беларуси выше стоимости десктопов. Хотя, безусловно, неттопы займут свою нишу в нашей стране, когда рост их потребления среди пользователей ПК по всему миру приведет к снижению цены.

Среди причин, по которым распространение портативных компьютеров не имеет в Беларуси характера взрывного роста, можно также назвать элементы экономической ситуации в стране. Во-первых, белорусские поставщики компьютерной техники признаются в том, что последнее время сильно чувствуют ограничительные меры государства в отношении импорта. Во-вторых, государственный сектор в настоящее время не готов "пересесть" с десктопов на портативные ПК, даже если в этом есть необходимость. При этом попытки наладить сборку ноутбуков на белорусских предприятиях пока не привели к ощутимому изменению ситуации на рынке. О ранее объявленных проектах сборки ноутбуков отечественными заводами из китайских комплектующих сейчас ничего не слышно. Доля продаваемых ноутбуков местной сборки на рынке Беларуси составляет менее одного процента.

 

Тем не менее, сегмент десктопов во всем мире сокращается, уступая место портативным компьютерам. В России за последний год рост продаж ноутбуков был на 35% больше, чем десктопов. В Беларуси, правда, тенденции снижения спроса на настольные ПК не выглядят столь значительными, но они все равно имеют место.

Так, по словам Павла Коврижных, белорусский рынок портативных компьютеров в 2010 году вырос на 20%. Особенный рост продаж ноутбуков наблюдался во второй половине 2010 года. Общий объем рынка портативных компьютеров в Беларуси оценивается в 140 тыс. штук. При этом процессоры Intel и AMD в проданных переносных ПК используются приблизительно поровну. Особенностью рыночной ситуации 2010 года отмечается смещение потребительского спроса в четвертом квартале к ноутбукам дорогих моделей на базе многоядерных процессоров i3 и i5 с использованием в составе лэптопа дискретной графики.

Тем не менее, на портативные компьютеры премимум-класса в Беларуси приходится не более нескольких процентов рынка, а порядка 70% продаж ноутбуков в прошлом году составили модели бюджетного сегмента. Усредненный вариант наиболее покупаемого лэптопа в Беларуси представляет собой типовой по габаритам ноутбук с недорогим одноядерным процессором и 15,6" экраном.

Конкуренцию ноутбукам в Беларуси через год должны составить планшеты. Сейчас анонсированные мировыми лидерами компьютерного рынка планшетные ПК пока не доступны здесь, да и перспективы их на местном рынке видятся преимущественно в бюджетных моделях. Недорогие планшеты, скорее всего, займут минимум 10% белорусского рынка компьютеров. При условии, разумеется, конкурентной борьбы между моделями устройств от нескольких производителей. Первое коммерческое появление бюджетных планшетов в Синеокой ожидается во второй половине 2011 года. Динамика же завоевания рынка вероятнее всего придется на 2012 год.

Прогнозы развития рынка портативных компьютеров в Беларуси на 2011 год сводятся к устойчивому росту без каких-то резких колебаний и непредвиденных изменений в товарной сегментации.

Александр ОАКЛИ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 2011 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!