IT-бизнес: прибыли и убытки, но больше прибыли

Конец года приближается - это заметно по увеличивающемуся количеству финансовых отчетов компаний сектора hi-tech. И хотя еще впереди рождественский/предновогодний всплеск продаж и презентаций новых продуктов, многие IT-компании уже начинают подводить предварительные итоги. Первый вывод: для компьютерной и телеком-индустрии 2013 год оказался вполне удачным.

Компания Twitter Inc., владелец одноименной сети микроблогов, установила на минувшей неделе ценовой коридор для первичного размещения акций (IPO) в диапазоне $17-20, что соответствует оценке рыночной стоимости компании в сумму до $11-13 млрд. В ходе предстоящего IPO компания планирует продать 70 млн акций, а также предоставить дополнительный опцион для банков в 10,5 млн. Это позволит ей, продав сторонним инвесторам 13% акций, привлечь в итоге до $1,6 млрд. Впрочем, окончательная цена размещения будет установлена 6 ноября, а сами акции начнут торговаться 7 ноября (несколько символично).

Ну а на этой неделе боссы Twitter будут встречаться с инвесторами, в том числе во вторник-среду в Нью-Йорке, в четверг - в Бостоне, в пятницу - в Чикаго, затем через одну неделю - в Сан-Франциско, Лос-Анжелесе и Денвере.

Компания Twitter 12 сентября официально подала в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) документы на проведение IPO, и с тех пор это является одной из основных тем мирового IT-бизнеса. А заодно - поводом пристальнее посмотреть на цифры. Итак: выручка Twitter в июле-сентябре 2013 года составила $168,6 млн по сравнению с $82,3 млн за аналогичный период годом ранее. При этом чистый убыток Twitter вырос до $64,6 млн против $21,6 млн годом ранее. За 2012 год выручка Twitter выросла почти в три раза, достигнув $316,9 млн против $106,3 млн годом ранее. Чистый убыток компании по итогам прошлого года составил $79,4 млн против $128,3 млн в 2011 году. В январе-июне 2013 года убыток увеличился более чем на 40% - до $69,3 млн. Количество активных пользователей Twitter на конец III квартала составляло более 230 млн против 215 млн на конец июня.

"В краткосрочной перспективе Twitter будет расти очень быстрыми темпами, - считает аналитик SunTrust Robinson Humphrey Роберт Пек. - Однако прежде чем компания станет прибыльной, ей предстоит инвестировать много средств в свою инфраструктуру и развитие платформы".

У российских интернетчиков - свои проблемы. 24 октября акции компании "Яндекс" неожиданно упали на 9% на открытии биржи NASDAQ - стоимость одной акции опустилась до $37,3. Произошло это, как ни странно, после публикации отчета о росте финансовых показателей за III квартал года.

Из отчета следует, что чистая прибыль "Яндекса" по US GAAP выросла в III квартале на 117%, почти до 5 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Скорректированная чистая прибыль выросла на 41%, до 3,2 млрд руб. Выручка компании за III квартал 2013 года увеличилась на 40%, до 10,22 млрд руб. Без учета доходов от платежной системы "Яндекс.Деньги" (у "Яндекса" осталось в ней 25%) рост выручки составил 43%. Запас наличности компании (с учетом депозитов и вложений в долговые ценные бумаги) составлял в конце сентября 31,8 млрд руб. ($982,2 млн). По итогам всего 2013 года "Яндекс" рассчитывает увеличить выручку на 34-38%.

Напомню, что главная статья доходов "Яндекса" - контекстная реклама (в III квартале на нее пришлось 92% всей его выручки), и доходы от ее продажи увеличились по сравнению с уровнем годичной давности на 43% до 9,35 млрд руб. Реклама на собственных сайтах "Яндекса" обеспечила 69% всей выручки. Доходы от медийной рекламы прибавили 35% и составили 0,78 млрд руб.

Во всем этом имеется еще один любопытный момент. Доходы "Яндекса" выросли благодаря сотрудничеству с прямым конкурентом на российском рынке - Mail.ru. Холдинг Mail.ru Group летом нынешнего года не продлил контракт с Google на использование поиска американской компании - соответственно, отказавшись и от ее системы контекстной рекламы. Теперь Mail.ru Group использует собственную поисковую технологию, а система контекстной рекламы на страницах ее ресурсов - от "Яндекса". "Мы очень довольны первыми результатами сотрудничества с Mail.ru", - говорит гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож. Действительно, доходы от показа рекламы на сайтах партнеров выросли к аналогичному уровню 2012 г. на 82%. Тогда как, например, в I квартале 2013 г. темпы роста в этом сегменте составляли всего 26%.

Кстати, сама Mail.Ru Group на прошлой неделе также представила промежуточные неаудированные результаты работы в III квартале. Совокупная сегментная выручка компании в III квартале выросла на 32,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 6.599 млн руб. Остаток денежных средств на текущих и депозитных счетах по состоянию на 30 сентября 2013-го составлял 26.089 млн руб.

Месячная аудитория портала Mail.Ru в России в сентябре 2013 года достигла 33,7 млн пользователей. Доходы компании от медийной рекламы в III квартале выросли на 12,5% до 1.209 млн руб. Доходы от контекстной рекламы выросли на 61,1% и составили 1.005 млн руб. MMO-игры принесли компании 1.545 млн руб. (+32,5%), социальные сервисы - 2.089 млн руб. (+39%).

Между тем появилось еще одно подтверждение тезиса о том, что в ближайшем будущем наиболее интенсивно будут развиваться специализированные социальные сети, тогда как соцсети "для всех" существенно затормозят свое развитие, а то и вовсе начнут терять пользователей.

Социальная сеть Pinterest, главная особенность которой - возможность создавать тематические коллекции изображений (pins) и делиться ими друг с другом, привлекла $225 млн, исходя из оценки 100% акций в $3,8 млрд. Между тем, эта компания, зарегистрированная в Сан-Франциско в 2010 году, до сих пор не приносит основателям дохода. Несмотря на это, весной 2012-го инвесторы оценили ее в $1,5 млрд, а в начале 2013 года вложили еще $200 млн, исходя из оценки всей компании в $2,5 млрд.

"Новые инвестиции позволят нам развиваться более агрессивно, в том числе выходить на зарубежные рынки и пытаться монетизировать сервис", - говорит Бен Силберманн, один из основателей и гендиректор Pinterest. То есть отсутствие прибыльности его совсем не смущает - в наше время высоко котируются даже вполне убыточные интернет-проекты: достаточно вспомнить тот же Twitter.

В сентябре этого года Pinterest запустила сервис для рекламодателей - возможность размещения рекламных картинок на страницах с результатами поиска и с тематическими категориями. Уже сейчас в Pinterest обосновались многие популярные бренды: пользователи размещают на своих страницах ссылки на понравившиеся продукты и составляют из них "списки пожеланий".

Средства от рекламы будут направляться на развитие инфраструктуры соцсети: в частности, серверы будут работать быстрее и станут надежнее. Кроме того, Pinterest планирует сделать ряд "стратегических приобретений" - покупать команды разработчиков и технологии. "У Pinterest появилась свобода для маневра и разработки коммерческой бизнес-модели", - говорит аналитик Pivotal Research Брайан Уизер.

Еще недавно Pinterest считалась исключительно американской соцсетью, но с начала 2013 года она развивается также в Великобритании, Италии и Франции, а до конца года должны быть запущены сервисы еще в 10 странах. У Pinterest сейчас порядка 50 млн пользователей, и их число быстро растет. Растет и количество пользователей Pinterest с мобильных устройств: с начала года их стало больше на 50%.

В свою очередь, совместное исследование компаний Pew Research Center и John S. and James L. Knight Foundation показало: социальные сети, в частности Facebook, превращаются в настоящие средства массовой информации, заменяя для своих пользователей "классические" СМИ.

Исследование, в частности, дало такие цифры: треть взрослых американцев получают новости именно из Facebook. Под новостью исследователи понимают "любую информацию о событии или явлении, которое касается не лично вашей семьи или друзей".

В наибольшей степени это свойственно молодым людям, которые предпочитают Twitter и Facebook традиционным каналам информации - ТВ или печатной прессе. Эксперты Pew выяснили, что 34% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет получают новости из соцсетей, тогда как среди людей в возрасте 50-64 лет таких только 10%. Всего Facebook пользуются 2/3 населения США старше 18 лет, при этом 59% все еще заходят в соцсеть со стационарного ПК или ноутбука, а не со смартфона или планшета.

Но тут мы видим новую модель получения информации: обычно не пользователь находит новости в Facebook, а скорее новости находят пользователя. Причем сами пользователи стараются не признаваться в этом даже самим себе. Только 4% респондентов считают Facebook основным источником новостей для себя. "Здесь более широкий спектр новостей, чем в каком-то одном источнике, благодаря ссылкам от разных людей", - поясняет один из них. 22% считают Facebook просто "полезным в информационном плане". А 74%, по их заверениям, заходят в социальную сеть с совсем другими целями.

"Люди заходят в Facebook, чтобы поделиться своими личными переживаниями, а новости находят почти случайно, - соглашается руководитель исследований в области прессы в Pew Эми Митчелл. - Facebook это отличный способ узнать все новости, даже если не хочешь этого".

К таким случайным новостям пользователи относятся скорее хорошо. Когда их спросили, что больше всего раздражает в ленте Facebook, только 10% ответили "ссылки на новости" и 16% - "личные мнения по поводу новости". Очень личные посты раздражают больше (52%), как и жалобы на жизнь (47%).

Еще одна вполне логичная закономерность: чем меньше человек обычно следит за новостями, тем в большей степени он рассматривает Facebook как их источник. 38% опрошенных, которые, по их собственному признанию, стараются следить за информацией, называют Facebook полезным в этом плане. Когда речь идет о людях, которые обычно не интересуются новостями, доля приверженцев "Facebook как СМИ" возрастает до 47%. "Если бы этого не было в ленте Facebook, я бы, вероятно, никогда не узнал об этом", - признался один из опрошенных.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!