Новый рабочий стол Unity ругают многие. Радикалы грозятся даже отказаться от Ubuntu и перейти на Mint. Но Gnome расточительно расходует вертикальное пространство экрана. Как разгрузить экран по вертикали, не снижая удобства доступа к приложениям, в т.ч. и к работающим?
Новый рабочий стол Unity ругают многие. Радикалы грозятся даже отказаться от Ubuntu и перейти на Mint. Конечно, старый добрый рабочий стол Gnome напоминает рабочий стол в Windows. Кроме того, хорошо систематизированное каскадное меню приложений Gnome'а позволяет достаточно оперативно работать с приложениями, практически не используя пусковую панель ("лончер" на сленге). Gnome нравится многим, но не всем. Всё-таки некоторые приложения вызываются значительно чаще других, и их значки приходится вытаскивать на созданный пользователем лончер. Но намного хуже то, что Gnome расточительно расходует вертикальное пространство экрана. Судите сами: верхняя панель с лончером и уведомлениями, нижняя панель с запущенными приложениями, верхний бордюр рамки окна с именами приложений, да ещё и текстовое меню приложения. Отхватывается целых 8-12% высоты экрана и столько же площади. А если экран сенсорный, то значки на панелях делают ещё крупнее, и уже до 20% площади экрана тратится впустую. Как разгрузить экран по вертикали, не снижая удобства доступа к приложениям, в т.ч. и к работающим?
Задача не новая, но не простая. Впервые с нею я познакомился, изучая дистибутивы Линукса, предназначенные для нетбуков, см., например, "Поздоровайтесь с Джоли" (КВ №7'2010). Разработчиками предлагалось разное. Например, с помощью набора значков Faenza в Gnom'е удаётся создать лончер на единственной левой скрывающейся панели. Можно также слева экрана поставить "на попа" какую-нибудь палитру приложений вроде CairoDock. И т.д. Но подобие не более, чем подобие. Чтобы оценить рабочий стол Unity, надо понять его философию: единство решения для всех и всего.
Концепция
После первого запуска версии Ubuntu 11.04, если материнская карта не содержит встроенной видеокарты, система информирует, что Unity не может работать на установленном оборудовании, и запускает уже знакомый Gnome. Однако после установки из-под Gnome'а драйвера видеокарты и перезагрузки системы рабочий стол Unity появляется в своём первозданном виде, что можно посмотреть, например, здесь. Красота! Добавим, однако, в лончер значков. Сначала находим на лончере чёрно-белый значок (с плюсиком) "Приложения" и делаем правый клик, чем открываем уже знакомое по Gnome'у меню приложений.
При выборе какого-либо раздела открывается соответствующая ему панель приложений (в оригинале - dashboard, приборный щиток). Перетаскиваем из неё на лончер новые значки. Лончер быстро наполняется, и, наконец, наступает момент, когда по его краям значки начинают перекашиваться и паковаться, как книги на полку.
Значит, лончер основан на трёхмерной графике и ясно, почему Unity не запускается до установки драйвера видеокарты. Как только мышь или палец на сенсорном экране оказывается в области перекошенных значков, последние расправляются, а остальные сдвигаются за край лончера. Остроумно, но за 3D надо платить. Быстрые манипуляции мышью в области перекошенных значков мгновенно нагружают оба ядра процессора до 20%. К счастью, в работе не так уж часто приходится тыкать в лончер, и он мало напрягает процессор, перекладывая нагрузку на видеокарту. Итак, отличие первое: лончер в Unity - это трёхмерная сущность, способная вместить очень большое количество значков приложений, и без драйвера видеокарты работать не будет. И сразу общий вывод: рабочий стол Unity предназначен для не слишком древних машин.
Рабочие столы в Windows и Gnome имеют две общих глупости: после щелчка по значку на лончере не отображают, что приложение запускается (а некоторые приложения грузятся долго) и зачем-то дублируют значки запущенных приложений на другой панели. Это неудобно и опять же требует места на экране. В Unity такая несуразность устранена. После клика по значку, пока приложение грузится, бордюр его лончерного значка играет переливами цвета, а после загрузки приложения его значок помечается стрелками.
При этом активное приложение отмечается стрелками слева и справа, а свёрнутое - только слева. И сколько бы ни было на весь экран распахнутых окон разных приложений - пробиваться через окна не надо, для этого достаточно кликнуть по помеченному значку на лончере. Гениально просто! Но это ещё не всё. Количество стрелок слева отражает количество открытых окон приложения, правда, не более трёх. Хорошо придумано. Допустим, у вас в LibreOffice Writer открыто три разных документа. Повторный клик по значку Writer'а на лончере - и открытые страницы этих документов в уменьшённом виде появляются на расчищенном рабочем столе. Клик по нужной странице, и работать подано. Очень удобно. Итак, отличие второе: лончер в Unity совмещён с панелью выполняемых задач и одновременно служит переключателем окон.
Но разработчикам Unity надо было ещё как-то сократить три горизонтальных полосы: уведомления, верхний бордюр рамки распахнутого окна и его меню. Они решили это по принципу "три в одном". Статическое решение было неприемлемым, поскольку главное текстовое меню иного приложения может занимать бОльшую часть длины панели. Поэтому в Unity верхняя панель имеет два состояния: покой при отсутствии курсора в её поле и состояние главного меню приложения. В состоянии покоя слева в верхнюю панель выводятся кнопки управления текущим окном приложения и его наименование, а справа выводится системный трей. При попадании в верхнюю панель курсором или пальцем Unity считывает из приложения, окно которого открыто, его главное меню и выводит последнее в верхнюю панель. Следовательно, все приложения из репозиториев Ubuntu должны быть предварительно подготовлены для считывания из них их меню. Для многих приложений это уже решено. Для некоторых неподготовленных приложений разработчиками предлагаются deb-пакеты, решающие эту проблему. Например, для LibreOffice имеется пакет lo-menubar, который можно установить через sudo apt-get install. Итак, отличие третье: универсальная верхняя узкая панель обеспечивает не более 2% потерь площади экрана.
Гномовское меню не предназначено для сенсорных экранов, так как его значки слишком мелкие. Поэтому вместо каскадного гномовского меню Unity предлагает панели приложений. Каждая такая панель на сленге называется "даш" (сокращение от dashboard). Даш похож на панель, которая появляется после нажатия кнопки "Все программы" в Windows, но значки крупнее и разделены по темам. Кроме того, удалить объект из даша нельзя. Чтобы удалить объект, его нужно удалять по месту проживания, так как значки в даше - это не ссылки, а дочерние лонч-объекты. Контекстных меню эти объекты не имеют. Поэтому, пользуясь дашем, даже самый неопытный пользователь не испортит родительский объект. Можно открыть только один даш. При щелчке вне даша последний закрывается. Даши - это четвёртое отличие Unity. Рассмотрим их подробнее.
Даши
В Unity их целых три штуки: универсальный даш, даш приложений и даш поиска. Начнём с последнего.
Даш поиска оригинален тем, что после левого клика по лончерному значку "Файлы и папки" открывается разбитым на три плоских раздела: 1) папки, для которых в "Наутилусе" существуют закладки, 2) файлы внутри папки "Загрузки", 3) история, содержащая все последние файлы, с которыми работал пользователь. При удалении файла "Наутилусом" он автоматически удаляется из даша. Такой подход значительно приятнее принятого в "Windows", когда ярлыки на рабочем столе после удаления файлов начинают указывать в никуда. Значок "Файлы и папки" имеет контекстное меню, открываемое правым кликом,
которое позволяет видоизменить даш поиска так, чтобы показать историю файлов внутри соответствующей файл-менеджерной закладки.
Даш приложений появляется при левом клике по лончерному значку "Приложения" или при выборе раздела "Приложения" после правого клика.
Даш приложений разбит на три раздела: часто используемые приложения, установленные и доступные для установки. После правого клика по лончерному значку "Приложения" даш приложений можно сделать тематическим, но не каскадным, как в Gnome'е.
Универсальный даш вызывается щелчком по логотипу Ubuntu в левом верхнем углу экрана. Через значки "Другие приложения" и "Поиск файлов" внутри этого даша вызываются вышеупомянутые даш поиска и даш приложений, остальные значки равносильны выбору соответствующих тем в контекстном меню лончерного значка "Приложения". Такая вот круговая порука.
Переключатель рабочих мест
Переключатель рабочих мест - это тоже лончерный значок. В Gnome'е переключатель рабочих мест реализован так, что немудрено запутаться в рабочих местах, поскольку пользователь видит только содержимое текущего места. В Unity же трудно запутаться. Предлагается четыре рабочих места. После щелчка по переключателю экран разбивается на четыре части и пользователь видит содержимое рабочих столов. Нужное место включается двойным кликом по квадранту. Очень удобно. Реализация переключателя рабочих мест - это пятое отличие Unity.
Апплеты
Апплеты тоже имеются, но только свои, юнитовские, и устанавливаются не на рабочий стол, а в верхнюю панель. Доступные апплеты можно посмотреть и установить отсюда. Собственные апплеты - это шестое отличие Unity.
Настройки лончера
Изначально они отсутствуют: никаких параметров лончера нельзя изменить, невозможно даже сузить лончер, чтобы вместить больше значков. Если для нетбука лончер и так неплох, то для десктопа он слишком широк. В отличие от Gnome'а свойства панели лончера напрямую из стола не доступны. Чтобы управлять графическими параметрами лончера разработчики предлагают воспользоваться плагином Unity Plugin для декоратора Compiz. Сам декоратор полностью устанавливать не обязательно, достаточно терминалом установить пакет compizconfig-settings-manager и вызвать его командой ccsm. Плагин находится в разделе "Рабочий стол". На вкладке Experimental можно движком отрегулировать параметр Launcher icon size. К сожалению, это всё. Думается, разработчики усердно работают над плагином. Настройки рабочего стола через плагин декоратора - это седьмое отличие Unity.
Клавиатурное управление
Оно очень богатое. Вот обои с клавишными комбинациями для управления рабочим столом Unity. Богатство и простота клавишных комбинаций для управления рабочим столом - восьмое отличие Unity.
Недостатки
Их чрезвычайно много. Перечислю основные. Ни лончер, ни даши практически не имеют настроек свойств. Объекты внутри даша не имеют контекстных меню. Например, нельзя открыть папку, в которой находится объект. Все прежние годами наработанные апплеты - "фтопку", годятся только апплеты, разработанные специально для Unity. Скудные настройки лончера через менеджер декоратора воспринимаются, как насмешка. Отсутствуют встроенные средства синхронизации файлов и папок. Штатное выключение компьютера сделано на удивление неудобным. И, наконец, Unity требовательнее к компьютеру, чем Gnome. Правда, обнадёживает то, что разработчики обещают большинство недостатков устранить. Посмотрим.
Вместо заключения
Как видим, рабочий стол Unity сильно отличается от других рабочих столов:
- вместительный и компактный 3D-лончер,
- быстрые даши,
- оригинальный переключатель рабочих мест,
- собственные апплеты,
- настройки через декоратор,
- богатое клавиатурное управление,
- интеграция со службой Ubuntu One.
Мне нравится рабочий стол Unity. Он прост, удобен и безопасен. Он одинаково хорош и для нетбуков, и для десктопов, и для сенсорных, и для "мышиных" экранов, и для новичков, и для опытных пользователей. Он управляем и максимизирует экран. Бушует форум, посвящённый Unity. Несмотря на недостатки, Unity стремится к идеалу рабочего стола по многим критериям. Что же, прощай, Gnome?
Михаил ГУРЧИК,
[email protected]
Комментарии
просто не очень привычно.
а если вдуматься - то прикольно
Писал в мае. Опубликовали только сейчас. Неработающая ссылка по апплетам здесь.
mike, не обижайтесь, пожалуйста, затерялось в "редакционном портфеле"
Не обижаюсь.
Отличная статья. Мне Unity всегда нравился больше, чем Gnome, даже не смотря на некоторые недоработки первого. Может потому, что у меня лэптоп с 13" экраном и идея экономия места на экране очень близка. Твкже очень нравится дэш - можно запустить почти любое приложение нажатием на "Win" logo и набрав нексолько первых букв названия приложения. Гораздо удобнее чем искать в меню Гнома.