Бизнес на домашней студии звукозаписи

ПК - это инструмент для заработка денег

Музыкальная продукция, подкастинг, аудиокниги, интернет-радио - львиная часть этого контента создается в недорогих домашних или проектных студиях на базе одного ПК. Причем, давайте все рассматривать как бизнес.

Сначала вложения...

Стоимость студии звукозаписи на базе ПК, ориентируемся на примерные цены этого года...

На самом деле, от компьютера уже не требуется больших современных аппаратных ресурсов, если речь не заходит об использовании профессионального ПО топ-класса, которое предназначено для профессиональных студий (там требования несколько другие).

 

Пункты:

  • ПК;
  • звуковой интерфейс;
  • мониторы (акустические системы, сокращенно, АС);
  • микрофон (опционально);
  • MIDI-клавиатура (опционально);
  • наушники (опционально);
  • программное обеспечение.

Расшифровываем...


ПК

Достаточно иметь средний по возможностям ПК, что на рынке б/у может обойтись вам примерно в $200. Главное требование - побольше оперативной памяти, объемный HDD, более-менее современный процессор, наличие DVD-RW и USB-портов. Эта конфигурация для CPU, RAM и HDD действительна для Windows XP с DirectX 9 (с Windows Vista требования вырастут). Разницы между XP и Vista в плане качества работы звуковых приложений нет.

Ноутбук или десктоп? Если вы приобретете внешний звуковой интерфейс, то вариант с ноутбуком не плох. Причем на рынке б/у можно найти приемлемые варианты и за $300-400. Ноутбук выгоднее тем, что с ним удобно делать выездные сессии записи, хотя это больше близко к профессии звуковых дизайнеров (игры и т.п.). Ну и, во-вторых, если вы часто ездите, то в дороге также можно заниматься делом.


Звуковой интерфейс

В принципе, на данный момент наиболее приемлемыми являются три варианта: Infrasonic Quartet (PCI, около $170), Focusrite Saffire LE (Firewire, около $300). В Минске можно найти разве что по объявлениям, поскольку это профессиональные решения. Что касается Creative X-Fi, то вполне приемлемы старшие модели линейки, хотя интерфейсы большей частью пользовательские. Часто спрашивают по EMI, а именно, Maya и Juli@. В принципе, тоже не плохо, только интерфейсы довольно старые. Также обновила линейку своей продукции компания Terratec. Но почему стоит обратить внимание именно на Infrasonic и Focusrite - это две динамично развивающиеся и твердо стоящие на ногах компании. Причем Infrasonic на азиатском рынке и СНГ, а Focusrite - на европейском и американском. Версия Saffire LE является облегченным вариантом базовой Saffire, в ней нет встроенного DSP, поддерживающего работу некоторых плагинов Focusrite. Впрочем, они могут работать и за счет CPU компьютера, нагрузка невелика.

В принципе, вы уже здесь можете просчитать варианты:

  • ПК+Infrasonic Quartet - $200 + $170
  • ПК+ Focusrite Saffire LE - $200 + $300
  • Ноутбук + Focusrite Saffire LE - $300-400 + $300

По качеству они примерно идентичны.


Мониторы

Компьютерные АС, которые рекламируются и продаются в компьютерных магазинах, не подходят (!) для домашней студии. В профессиональной среде акустические системы называют "мониторами", и это неспроста, потому как основное предназначение этих устройств - достоверно отображать звуковую картину. Пользовательские АС этого не дают, у них другая задача - звучать ярко.

Поэтому можно ориентироваться на рынок б/у и искать студийные мониторы. Лично я рекомендую присмотреться к Behringer Ms40 (новые - около $140, можно найти и дешевле). Не всем они нравятся, но, как показывает практика, не нравятся в силу своей правды в передаче звуковой картины. То есть, качество звука хорошее.


Микрофон

Микрофон указан опционально, потому как в рамках домашней студии его использование для выпуска профессиональной музыкальной продукции... считайте, что невозможно. Запись в профессиональной студии стоит порядка $10-20 в час. Для того, чтобы записать музыкальный проект, достаточно двух часов. То есть, здесь вы экономите и получаете качество.

Если микрофон нужен для изготовления подкастинга, то вполне приемлемы недорогие динамические модели стоимостью $40-$60 от AKG, Shure, Nady. Также, если ваша студия собирается расти, то более-менее профессиональный микрофон все-таки понадобится. Смотрите этих же производителей (плюс Rode) в ценовом диапазоне до $300.


MIDI-клавиатура

MIDI-клавиатура нужна, в первую очередь, для ввода музыкальной информации. В бюджетном варианте вполне достаточно клавиатур-малышек на 25 клавиш. Наиболее приемлемые цены на нашем рынке у Behringer (чуть больше $100).


Наушники

Наушники указаны опционально, потому как нет большой потребности в их наличии. Сводить в наушниках неудобно - обычно все делается на мониторах. А для записи на микрофон (если вы все-таки решили ее обеспечить у себя) нужно найти что-нибудь закрытого типа. Довольно качественные решения предлагает Nady (хорошие модели есть и по $40).

Для подкастинга достаточно обычных наушников.


Гарнитуры для подкастинга

...лучше не использовать. Они подразумевают дешевые решения. Главный минус - микрофон, который не обладает рядом требуемых значений характеристик. В первую очередь, это отношение сигнал/шум.


Программное обеспечение

В принципе, стандарт: нужно иметь Windows XP с установленным DirectX 9.

В бюджетном варианте вы все можете удешевить за счет знаний. То есть, большинство дорогих продуктов просто очень удобны и многофункциональны. Если вы решите сэкономить, то необходимо будет выкручиваться.

Для подкастинга подойдет бесплатная Audacity - это сразу и редактор, и мультитрек. Для профессиональных целей наиболее выгодный аудио-MIDI/мультитрек-VST-хост - Mackie Tracktion ($130). Также аранжировщикам следует обратить внимание на бесплатный EnergyXT.

Что касается инструментария, то практически бесплатным вариантом будет освоение SynthEdit или SynthMaker - это конструкторы, в рамках которых можно самостоятельно создавать VST-плагины, а именно - инструменты и эффект-процессоры. Можно сказать, что это бюджетная альтернатива Native Instruments Reaktor.

В качестве дорогих инструментов, без которых трудно обойтись, укажем ezDrummer (ударные), reFX Nexus (сэмплер), reFX Vanguard (синтезатор), цены смотрите на сайтах.

Мастеринг лучше делать на профессиональных студиях. По ценам это примерно $20-$40 за композицию.


Как заработать

С подкастингом все понятно. Я, честно сказать, не знаю наших соотечественников, которые смогли заработать на подкастинге, интернет-радио и аудиокнигах. Хотя этот рынок только формируется.

Музыка... Самый очевидный путь у нас в стране можно назвать "сам себе продюсер". То есть, записываете несколько песен или альбом, идете в РУПИС, все оформляете, относите песни на радиостанции и получаете авторские отчисления. Если проект найдет отклик, дальше можно найти множество вариантов - подпись договоров на издание альбома, работа с продюсерами и т.п. Варианты с концертной деятельностью серьезно рассматривать не стоит, потому как изначально эта система не совсем прибыльна, ее нужно строить самому. Например, когда у меня был электронный танцевальный проект в середине 90-х, в Минске заработать было невозможно, и мы сделали тур по дискотекам в областных центрах.

В Москве ситуация несколько отличается от нашей, там всем заправляют, в первую очередь, продюсерские центры, это же касается и выхода в эфир (радио, ТВ). Правда, с концертами ситуация получше, если у вас хороший материал, можно договориться на выступления за деньги даже при минимуме эфиров. Не секрет, что основной заработок музыкантов в России дают концерты.

Помимо этого, можно вести активную работу в Интернете. Не стоит забывать и о западном рынке, участвовать в сервисах для музыкантов, хорошим подспорьем будет, если вы найдете себе реального или виртуального агента (или продюсера), который не только будет отвечать за ваши интересы, но и продвигать вашу продукцию. Если вы удачно найдете агента, то основная часть работы по продвижению, считайте, сделана. Стоит отметить и специфику. Западная публика очень открыта, для них те же фестивали - это обычное явление, а не грандиозные события. Посещают мероприятия не по указке от предприятий (и билеты распространяются не по предприятиям), просто у них так принято. Музыки коллекционируется много, интернет-радио хорошо развито. Причем то, что у нас часто называется "некоммерческой" музыкой, там является популярной. Примеров масса, от Massive Attack до Rammstein.

И еще один вариант - удаленная работа. В Интернете сформирован определенный рынок труда для композиторов, аранжировщиков, звуковых дизайнеров. Изначально вам необходимо портфолио (достаточно сделать сайт с примерами, если говорить о музыке, то представьте несколько стилей - симфоническая музыка, техно, тяжелый рок). Потом все зависит от успешности серфинга, вашего(!). Причем очень часто ищут то, что на поверхности, а именно - игры, музыкальный шоу-бизнес (ремиксы). И здесь, кстати, самые низкие цены. Медиа-продукции выпускается много. Например, заставки для телепрограмм, видеопрезентации, рекламные ролики и трейлеры. Нередко можно найти работу по изготовлению минусовок.


В завершение

В принципе, по сравнению с затратами, прибыль может оказаться очень большой. Самое главное - постоянно трудиться, специалистами не рождаются, ими становятся. Это, во-первых. А во-вторых, уже множество раз доказано практикой: нужно работать туда, где есть деньги. При желании вы можете отбить затраты на студию, работая только с белорусскими радиостанциями и РУПИСом. По крайней мере, схема успешно работала на моей практике и практике знакомых музыкантов, которые считаются местными звездами. Если вы сделаете достойный качественный и современный продукт, то он найдет отклик. Но это только на хлеб. Дальше дело за вами.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2009 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
С возвращением, Кристофер! Нам тебя не хватало!
Аватар пользователя Эдуард
Возник вопрос к автору. У меня довольно неплохой усилитель (старенький "Маранц"), к нему подключены советские АС-25. Меня качество звука устраивает, поскольку сам ничего не записываю и особо не обрабатываю. Имеется возможность попробовать подключить к усилителю те самые "Берингеры". Поскольку они у меня не дома, то придется повозиться: привезти, увезти, подключать (вытаскивать усилитель из стойки с кучей проводов сзади).

Имеет ли смысл возиться?