О превратностях любви IT-компаний

Аналитическая компания Gartner провела специальное исследование, чтобы оценить, насколько будут в следующем году расти IТ-бюджеты в различных регионах мира. Расти они обязательно будут: 39% из числа опрошенных по всему миру компаний заявили, что в 2011-м увеличат свои IТ-бюджеты.

Наиболее выражено это будет в Азиатско-Тихоокеанском регионе - там инвестируют в свою IT-инфраструктуру 44% компаний, 72% компаний увеличат IT-бюджет более чем на 10%, а 36% компаний - более чем на 20%. Аналитики Gartner пишут: "После двух лет нестабильности и постоянного сокращения IТ-бюджетов в 2011 году этот показатель начнет стабильно идти вверх. Азиатско-Тихоокеанский регион не так сильно пострадал во время экономического кризиса, и сейчас динамика в его рамках оказалась лучше, чем в других регионах".

Теперь перейдем к главной теме недели. Microsoft решила нанести Apple "удар под дых", попросту купив другого софтверного гиганта - компанию Adobe. 7 октября газета New York Times сообщила, что глава Microsoft Стив Баллмер посетил штаб-квартиру Adobe, где встретился с главой Adobe Шантану Нарайаном. По информации New York Times, эта встреча длилась более часа и на ней "обсуждался ряд тем, главной среди которых стала борьба за мобильный рынок с компанией Apple, и как этой борьбе может помочь сотрудничество Microsoft и Adobe". Но главное во всей статье уважаемого издания - лишь одна фраза: "Как вариант, компании обсудили возможность приобретения Adobe корпорацией Microsoft".

Говоря об этом, журналисты New York Times ссылаются на неких сотрудников Adobe, которые принимали участие в подготовке к встрече. По некоторым данным, Баллмер и Нарайан также обсуждали технологии Flash и Silverlight. Ряд аналитиков считает, что, вероятнее всего, именно с сотрудничества в данной сфере начнется совместная деятельность IT-гигантов. Например, Трип Чоудри из Global Equities Research уверен: "Microsoft могла бы отказаться от Silverlight и начать активно использовать Flash. В этом случае она смогла бы более эффективно конкурировать с Google на рынке мобильной рекламы".

Представители как Adobe, так и Microsoft не опровергают информацию о встрече, но и не подтверждают ее. Однако загадочная бизнес-встреча уже потрясла фондовую биржу. Стоимость акций Adobe на бирже Nasdaq на следующий же день выросла на 17% - до $30 за штуку, однако затем понизились, закрывшись на отметке $28,69. В любом случае, это на 11,5% выше, по сравнению с моментом открытия торгов. Акции Microsoft также подросли, правда, лишь на 0,4% до $24,53.

 

Кстати, с финансовой точки зрения сделка вполне реальна: капитализация Adobe составляет $15,1 млрд, а Microsoft по состоянию на июнь нынешнего года располагала $36,8 млрд наличных средств.

Но остается главный вопрос: зачем? Ответов на него, в общем-то, множество. Во-первых, в случае поглощения Adobe со стороны Microsoft последняя получает права на множество самого разнообразного ПО и патентов, но прежде всего - на Acrobat Reader и формат PDF, а также знаменитый Photoshop.

Однако наблюдатели акцентируют свое внимание на другом. После колоссального успеха гаджетов Apple перспективы Windows Mobile на рынке смартфонов и прочих гаджетов выглядят довольно блекло. Тут надо вспомнить и о том, как негативно Стив Джобс относится к технологии Adobe Flash, которая на данный момент является движком для большинства видеороликов в Сети.

В результате стимулом для слияния софтверных гигантов может стать стремление положить конец гегемонии Apple на мобильном рынке. С одной стороны, эту гегемонию успешно подтачивает Google со своей ОС Android, а Microsoft с Adobe вполне могут зайти с другой. То есть Adobe станет стратегическим партнером Microsoft в связи с выпуском новой мобильной платформы Windows Phone 7.

Впрочем, на мой взгляд, Microsoft и Adobe все же думают о слиянии, прежде всего чтобы усилить свое влияние на рынке в целом. Ведь у этих корпораций есть не полностью пересекающиеся каналы распространения софта, поэтому в результате сделки простое объединение этих каналов приведет к росту продаж. Плюс собственные рынки сбыта, собственные корпоративные клиенты - все это пересекается, конечно, но не на 100%. Так что в случае слияния мы просто увидим появление на рынке софтверного супергиганта - или, говоря иначе, "съев" Adobe, Microsoft вернет себе утраченное звание лидера IT-индустрии.

После появления сообщений о том, что Microsoft и Adobe ведут тайные переговоры о слиянии, реакция мировой IT-индустрии и СМИ оказалась весьма разнообразной. Например, эксперт Юнь Кима из Gleacher & Co. считает, что это могло бы принести положительный эффект Adobe, стремящейся увеличить годовую выручку с $3 млрд до $5 млрд. Однако выгода для Microsoft, по его словам, не столь очевидна и является скорее имиджевой.

А PCWorld несколько иронично предложил Стиву Баллмеру вместо Adobe присмотреться к канадской компании RIM - производителю смартфонов BlackBerry. Эти смартфоны популярны на мировом и особенно на американском рынке. Объединив усилия, Microsoft и RIM могли бы стать мощным телекоммуникационным альянсом и успешно противостоять наступлению Google Android.

В свою очередь, аналитики из UBS AG считают, препятствием на пути к столь крупной покупке для Microsoft может стать недовольство антимонопольных служб - они традиционно нервно реагируют на любые крупные сделки Microsoft. И если в США все может пройти гладко, то европейцы наверняка не упустят нового шанса наложить на американского гиганта штраф в пару-тройку сотен миллионов долларов.

Есть и более радикальные мнения - например, Кары Свишер, обозревательницы издания All Things Digital. Она пишет: "Инвесторы и брокеры могут спать спокойно, Microsoft и Adobe не ведут переговоры о поглощении. Это нонсенс". По ее мнению, если бы переговоры действительно имели место, то Стив Баллмер не поехал бы в офис Adobe, а встретился с Шантану Нарайаном где-нибудь в укромном месте - например, на борту частного самолета или на независимой территории юридической компании.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 2010 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!