Регистрация товарного знака – защита против недобросовестной конкуренции

Регистрация товарного знака является одним из эффективных способов против недобросовестных конкурентов. Если собственник игнорирует процесс регистрации торговой марки предприятия, то в скором времени он столкнется с тем, что за его счет рекламируется не только его бизнес, но и бизнес у конкурентов.

Зачем нужна регистрация?

Регистрация товарного знака или марки – это не просто формальный акт для предпринимателя. Ведение бизнеса предполагает ряд мероприятий. Особое место занимает продвижение товаров и услуг, которое может потребовать больше финансовых вложений, чем само производство этих товаров или услуг.

Практически любая ниша, если это речь идет не о Суэцком или Панамском каналах, сопровождается высокой конкуренцией. И чтобы выйти на необходимый уровень продаж, нужно вложить деньги в получение каждого клиента. В зависимость от подхода и профессионализма, стоимость каждого привлеченного клиента будет либо приемлемой, что позволит предприятию быть рентабельным, либо нет – и тогда предприятию остается только закрываться.

Но вложив деньги в продвижение, в узнаваемость бренда, в приобретение какой-либо интеллектуальной собственности, предприниматель может обнаружить, что его конкурент использует все это в собственных целях. На сайте он разместит статьи и фотографии товаров, отзывы клиентов, наладит производство товара или предоставление услуги под уже сформированный другим предпринимателем спрос.

Проблема не в том, что еще один бизнесмен или группа бизнесменов будут зарабатывать на сформированном бренде. Основная угроза заключается в уводе части клиентов, что отразится недополученной прибылью. Потенциальные клиенты, которые слышали, знают про конкретную торговую марку, попадаются на рекламу конкурентов, незаконно использовавших этот товарный знак, совершают покупку.

Яркий пример – приобретение подделок на Nike, Adidas, Apple и т.п. На этих брендах, которые вложили в раскручивание собственного бренда огромные средства, активно зарабатывают нелегальные производители, отбирая часть прибыль у известных компаний. Другое название марки или знака – это бренд или логотип. Все это относится к наименованию какого-то объекта интеллектуальной собственности.

Как регистрировать?

Чтобы защитить бренд, необходимо его зарегистрировать и получить на руки свидетельство на товарный знак. Для его получения следует пройти определенную процедуру, а именно:

∞ заполнение и подача заявки;

∞ проведение формальной экспертизы;

∞ проведение основной экспертизы;

∞ выдача свидетельства о регистрации.

При составлении заявления следует уделить особое внимание описанию регистрируемого товарного знака. На первом листе требуется указать вид знака, какой смысл несут его составные элементы, цвет, размер и т.п. В том случае, когда название знака прописано латинскими буквами, следует провести его транслитерацию кириллицей.

Во второй лист составляемого заявления нужно указать виды деятельности, которые будут осуществляться под этим знаком. Это нужно сделать, указывая номера классов услуг или товаров, их описания. При этом и номера, и описания должны соответствовать Международной классификации товаров и услуг.

Заявление подается в двух экземплярах, к которому нужно приложить само изображение торговой марки. Изображение должно быть размером 80 на 80 мм и его требуется 8 экземпляров. Еще одним дополнением, без которого заявление не будет рассматриваться, является квитанция об оплате государственной пошлины.

Подается заполненное заявление со всеми дополнениями в Патентное ведомство РФ. В задачи формальной экспертизы входит проверка на правильность составления поданного документа, наличия всех необходимых дополнений (изображений и квитанции). Если все соответствует требованиям законодательства, документу дают дальнейшее движение, и он переходит на этап непосредственной экспертизы торговой марки, заявленной в поданном обращении. Специалисты патентного ведомства проверяют насколько эта марка оригинальна, есть ли у нее какие-либо схожести с другими знаками, которые действуют на территории России.

Важно знать! Если в случае формальной или основной проверки у сотрудников ведомства возникнут какие-либо вопросы, они направляют письменный запрос заявителю. Ответить на запрос нужно в течение 2 месяцев. Если этот срок пропущен, то в таком случае заявление будет аннулировано.

Максимальный срок в течении которого должен пройти процесс регистрации товарного знака установлен в 18,5 месяцев. За этот срок сотрудники Палаты приходят к выводу удовлетворить заявление о регистрации или отказать в нем. И в том, и в другом случае обратившееся лицо уведомляется письменно. Если решение положительное, заявителю необходимо уплатить за выдачу свидетельства еще одну государственную пошлину. Само свидетельство о регистрации бренда или логотипа присылается в течение одного месяца по почте.

Регистрация логотипа или бренда обойдется:

1. Подача заявления и предварительная экспертиза – 2,7 т.р.

2. Основная квалификационная экспертиза – 11,5 т.р.

3. Выдача свидетельства о регистрации бренда – 16,2 т.р.

Итого, на государственные пошлины необходимо предусмотреть 30,4 т.р. Но в этом случае товарный знак будет охраняться только на территории России. Чтобы и другие государства охраняли это фирменное обозначение на своей территории, необходимо чтобы была пройдена международная регистрация бренда .

Есть два способа, как это сделать. Первый – через непосредственную подачу заявления в Патентные ведомства каждого государства. Второй – через использование процедуры международной регистрации товарного знака. Сама процедура известна как Мадридский протокол и Мадридское Соглашение.

Заключение

Как только предприниматель получил рассмотренное выше свидетельство, он может подавать иски в суд о незаконном использовании его товарной марки другими субъектами предпринимательской деятельности. Учтите, что законом бренд охраняется с момента подачи заявления. Доказав факт, что его бренд без разрешения был использован другим предприятием, можно требовать возмещение материального ущерба.

Версия для печатиВерсия для печати