Как белорусским IT-компаниям работать в условиях санкций?

Санкционное влияние сказывается на многих отраслях белорусской экономики. IT-бизнес не стал исключением. В большей степени последствия санкций отражаются на белорусских IT-компаниях, которые работают на внешний рынок и с иностранным партнерами (особенно из ЕС и США, а также партнерами из стран, которые «присоединяются» к введенным санкциям). Угроза негативных последствий несоблюдения санкций для иностранных партнеров и банков является серьезным стимулом для соблюдения ими ограничений, а зачастую — излишнего и более строгого внутреннего комплаенса, что может затронуть работу белорусских IT-компаний порой и неожиданным образом. Подробнее об этом рассказал Егор Кравченко, юрист корпоративной практики Legaltax.

Несмотря на то, что в последнее время более активно прорабатывается или уже осуществляется релокейт персонала или даже полный релокейт IT-компаний за пределы Республики Беларусь, для многих белорусских IT-бизнесов все же остается не менее актуальным вопрос о том, как организовать работу в условиях санкций.

Ниже мы отметим некоторые ключевые моменты, о которых мы рекомендуем помнить белорусскому IT-бизнесу.

  1. Расчеты с контрагентами-нерезидентами

В сложившейся ситуации контрагенты-нерезиденты могут столкнуться со сложностями или даже с невозможностью перечисления платы за выполненные работы/оказанные услуги белорусских IT-компаний. Возможна и зеркальная ситуация, когда стороной-плательщиком выступает белорусская компания. Тогда трудности возникают уже с осуществлением платежей за рубеж.  

На практике такие трудности могут быть вызваны:

  1. Проведением банком контрагента-нерезидента санкционного комплаенса в части допустимости или недопустимости перевода денежных средств на ваши счета в Республике Беларусь (например, проверка данных о банке-получателе или о вашей компании на предмет наличия санкционных ограничений или меры реагирования по результатам скрининга рисков по взаимодействию с вами или белорусским банком-получателем).

Аналогично, в случае с проведением платежа из Республики Беларусь на счета контрагентов-нерезидентов в иностранных банках по тем же причинам можно получить отказ иностранного банка в зачислении денежных средств на счет иностранного контрагента с последующим возвратом денежных средств на белорусские счета.

  1. Сложностью приобретения иностранной валюты для проведения расчетов.

Рекомендации:

- Учитывайте указанные риски при согласовании условий по срокам и порядку оплаты (помните, что сейчас трансграничные платежи в принципе могут идти значительно дольше, чем обычно);

- Прописывайте возможные альтернативные способы исполнения денежных обязательств, в том числе процедуры и сроки их реализации или применения (например, использование иных платежных инструментов – вплоть до использования электронных кошельков, систем получения денежных переводов, криптовалюты);

- Прописывайте ограничения по части штрафных санкций за нарушения сроков исполнения денежных обязательств (например, для ситуаций, когда такие «задержки» происходят не по вине или вне разумного контроля соответствующей стороны);

- Прописывайте заранее несколько возможных валют платежа или согласовывайте и используйте механизмы изменения валюты платежа в дальнейшем по мере возникновения необходимости (на случай невозможности использования определенной иностранной валюты);

- Оцените возможность использовать свои банковские счета, открытые в иностранных банках;

- Помните о сроках репатриации (при необходимости, к примеру, вносите изменения в сроки исполнения контрагентом-нерезидентом обязательств по договору или используйте иные способы, позволяющие увеличить сроки репатриации или прекратить обязанности по репатриации в принципе);

- Помните о возможности использовать «неденежные способы» исполнения обязательств и иные механизмы (например, зачет встречных требований, новация, отступное, перевод долга, уступка права требования). Это также позволит решить вопросы с репатриацией денежных средств. Рекомендуем в каждом конкретном случае проверять допустимость использования того или иного планируемого механизма расчетов на предмет соответствия не только требованиям белорусского законодательства, но и требованиям законодательства страны иностранного контрагента.

- Подумайте о получении/составлении документа, подтверждающего, что ваша компания не является субъектом санкционных ограничений соответствующих юрисдикций и сотрудничество с вами является безопасным. В иностранных банках/иностранным контрагентам могут предоставляться письма как от самих компаний по результатам самопроверки, так и от имени юридических компаний, которые провели их необходимую проверку по части санкционного комплаенса (например, такие вопросы как: структура компании и группы компаний, бенефициары, осуществляемые виды деятельности, сведения о контрагентах и др. в зависимости от потребностей и необходимой степени детализации) для подтверждения отсутствия рисков для иностранного банка/иностранного контрагента при взаимодействии с такой белорусской IT-компанией.

  1. Согласование условий договоров контрагентами

При проработке и согласовании условий с контрагентами (нерезидентами в том числе) заранее оценивайте наиболее чувствительные для вашей компании моменты и включайте соответствующие положения в договоры для защиты своих интересов.

Для этого учитывайте вышеназванные нами рекомендации, а также продумывайте нужные вам условия, которые помогут минимизировать риски сотрудничества с тем или иным контрагентом, чтобы договор не стал непосильным бременем или «неуправляемым» инструментом.

Дополнительно мы бы рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

- Валютные оговорки и курсовые колебания;

- Порядок и случаи приостановления исполнения договора или изменения сроков или иных условий исполнения обязательств сторонами (при необходимости);

- Возможность/невозможность одностороннего отказа от договора и процедура реализации такого отказа;

- Автоматическое изменение сроков исполнения при наступлении определенных условий, т.е. одностороннее изменение договора (п. 3 ст. 420 ГК);

- Ответственность (штрафные санкции и др.) и возможность ее ограничения (при необходимости);

- Условия о форс-мажоре и порядке взаимодействия и коммуникации сторон в этом случае.

  1. Ограничения и меры, которые устанавливает Республика Беларусь

14.03.2022 был принят Указ Президента Республики Беларусь от 14.03.2022 №  93  «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» как меры по сглаживанию негативных эффектов санкций.

 

 

 

Ключевые моменты по состоянию на начало апреля 2022 (что нового может предпринять Правительство в 2022):

  1. Налоговые и связанные с ними вопросы:

- Приостанавливать исполнение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Беларусь с государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц. В случае реализации этих мер, стороны могут быть лишены возможности использовать преимущества, связанные с избежанием двойного налогообложения. Это может повлечь налоговые риски и необходимость пересмотра модели взаимодействия и финансовой модели с соответствующими иностранными партнерами.

- Изменять ставки налога на доходы (если получатель дохода находится в «недружественной» стране). Правда, такая возможность ограничена лишь отдельными видами доходов (например, роялти, дивиденды, доходы от долговых обязательств, доходы от отчуждения долей в белорусских компаниях и недвижимости и др.) и не применяется к остальным видам дохода.

- Изменять размеры отчислений резидентами ПВТ в адрес Администрации ПВТ. Данная мера уже была реализована Правительством, и вместо 1% от выручки (дохода) теперь (с 1 квартала 2022) применяется ставка в размере 2%.

  1. Корпоративные вопросы:

– Вводить запреты на отчуждение иностранными участниками/акционерами долей/акций в отдельных белорусских компаниях. Фактически это означает, что иностранные участники/акционеры отдельных белорусских компаний (из «недружественных» стран) не смогут свободно продавать доли/акции в уставных фондах белорусских компаний, перечень которых определит Правительство.

  1. Ограничения на перемещение через границу определенных категорий товаров и оборудования:

На первый взгляд кажется, что такие ограничения не должны затрагивать белорусские IT-компании. Вместе с тем, помимо «традиционных» мер, направленных на обеспечение продовольственной и иной безопасности, ограничения касаются определенных категорий техники и оборудования, которые в принципе могут затрагивать деятельность IT. Сейчас такие позиции можно найти в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2022 № 147. Следовательно, по общему правилу свободно вывезти за пределы Республики Беларусь соответствующую технику и оборудование уже не получится, но, например, можно попробовать получить разовую лицензию МАРТ на такой вывоз.

Рекомендации:

- Уделяйте более пристальное внимание при организации своих бизнес-процессов (если они тем или иным образом предполагают вовлечение или участие иностранных лиц из «недружественных» стран).

- Оценивайте риски, связанные с осуществлением «несвойственных» вам бизнес-процессов (релокейт и вывоз техники за пределы Республики Беларусь, передача IP и др.).

 

Читайте новости первыми в нашем Telegram-канале!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также