Apple - быть или не быть?

Визитная карточка
Apple Computer, Inc.

Президент: Стивен Джобс

Персонал: 9,049 человек

Штаб-квартира: Cupertino, California

Годовой объем продаж: $7,081 млрд.

WWW: www.apple.com

Общеизвестно, что в потребительском секторе компьютерного рынка существуют только два типа персональных компьютеров - IBM-совместимые и компьютеры Macintosh. И если с первыми все понятно - их выпускает множество компаний, об их устройстве известно практически каждому школьнику, то продукция фирмы Apple, напротив, на просторах СНГ всегда считалась чем-то далеким, элитарным и страшно дорогим. Попробуем взглянуть на вещи непредвзято и начнем с истории.

Компания Apple Computer Inc. возникла в 1977 году, когда три замечательные личности - Стив Возняк и Стивен Джобс (изобретатели одного из первых персональных компьютеров Apple I и его суперпопулярного преемника Apple II), а также небезызвестный Майк Маркулла (чьи финансовые вливания и связи в деловом мире во многом способствовали успеху не одного нового проекта) объединили свои усилия для продвижения на рынок Apple II. Заработав на продажах Apple II неплохой начальный капитал, в начале 80-х годов компания повторила свой успех, выпустив модель Macintosh, открывшую многим людям глаза на то, каким должен быть персональный компьютер. Далее деятельность компании вошла в нормальную колею. Apple развивалась и расширялась, постепенно приобретая статус одного из ведущих мировых поставщиков компьютерной техники. В этот период ее основатели постепенно отходят от управления своим детищем. Так, например, главный "гуру" Apple Стивен Джобс уходит из компании и, направляя свой талант на развитие компьютерной анимации, основывает свою студию Pixar, ставшую достаточно известной и популярной в Голливуде. Кроме того, он основывает компьютерную компанию NeXT, стремясь с ее помощью превзойти успех своего предыдущего детища (Apple). Однако его надежды не оправдались и, несмотря на 8 лет упорного труда и капиталовложения в размере $250 млн., идея идеального компьютера перестала волновать умы компьютерной общественности. Компьютерный рынок постепенно заполонили несовершенные, не столь удобные в пользовании, но благодаря конкуренции относительно дешевые PС. К тому же они совершенствовались, шаг за шагом покоряя великую гору под названием "Совершенство Apple". Поэтому Стивен Джобс в 1993 году был вынужден переориентировать свою фирму с разработки идеального компьютера на разработку идеального software, назвав это предметным программированием. NeXT превратилась в компанию, занимающуюся новаторскими разработками в области программного обеспечения, в частности, операционных систем. Прототип подобной операционной системы под названием NeXTSTEP добился некоторого внимания со стороны крупных корпораций, но не более того. К сожалению, как всегда, оказалось, что идеальная операционная система не будет востребована рынком, так как он (рынок) вполне удовлетворен Windows. Кроме того, в 1996 году компанию Apple стали одолевать неожиданные трудности: с одной стороны, широким фронтом наступали PС, достигшие к тому времени вершин Pentium и Windows 95, с другой стороны, неблаговидную роль сыграла неблагоприятная ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обусловило падение объемов продаж компании и проблемы с поставками комплектующих. В такой обстановке начался отток руководящих кадров из компании, что также не способствовало ее стабильной работе. Apple стала нести убытки. Она пыталась выйти из кризиса, отдав на откуп другим фирмам право сборки PowerPС и лицензировав для них MacOS, затем последовали компромиссы с Windows, определенные надежды возлагались и на такой популярный продукт, каким был до недавнего времени Newton. Но все эти меры не помогли спасти положение, и кризис продолжался в течение 1997 года. Руководство компании лихорадило, президенты менялись чуть ли не каждый квартал, ходили упорные слухи о продаже компании то IBM, то Sun.

Видя все это, Стивен Джобс решился на очень смелый шаг и принял на себя руководство компанией, которую он считал уже пройденным этапом и которая к этому моменту находилась на грани разорения. Тем не менее, он это сделал. Придя в Apple, Джобс занялся кардинальными переменами в ее рыночной стратегии и структуре. Упразднив лицензии на стороннее производство PowerPС, продав подразделение по производству Newton`ов, он минимизировал и без того большие издержки компании, в результате чего получил так необходимые компании в тот момент финансовые ресурсы. Присоединив NeXT Software, он придал разработке новой MacOS Х второе дыхание.

Теперь следует остановиться на текущем положении дел в Apple Computer Inc. Следует отметить, что финансовое положение компании несколько улучшилось. Она не имеет сверхдоходов, но и прибыль за прошедший период 1998 года получает исправно. Имеется и некоторая тенденция к росту объемов продаж.

 

Сейчас Apple Computer Inc. занимает около 13% компьютерного рынка в США, что объясняется большой популярностью ее продукции в этой стране. Традиционно основными клиентами компании являются различные учебные заведения, издательства, музыкальные и видеостудии, где продукция Apple ценится за простоту в использовании, богатство возможностей и надежность. Кроме того, по схожим причинам продукцию Apple на Западе покупают для своего личного пользования достаточно обеспеченные люди.

Деятельность компании охватывает более 140 стран мира, в том числе и нашу республику. Имея свои производственные мощности в Соединенных Штатах, Ирландии и Сингапуре, а также крупные дистрибьюторские центры в Северной Америке, Европе, Австралии и Юго-Восточной Азии, Apple способна обеспечить своей продукцией всех своих потенциальных клиентов на приемлемых для них условиях и в срок.

Выжить в тяжелых условиях современного компьютерного рынка компании, выпускающей относительно закрытые компьютерные системы, достаточно сложно, поэтому руководство Apple, особенно в последнее время, уделяет большое внимание передовым научным исследованиям и разработкам как в сфере компьютерной техники, так и программного обеспечения. Для этих целей только в 1997 году компания выделила около 7% от своего общего объема продаж. Следует также отметить, что компания ведет эти работы в специализированных научных центрах в Ирландии, США, Японии и Китае.

Среди новинок от Apple Computer, Inc. можно выделить следующие модели компьютерных систем и программных продуктов. Это, прежде всего, серия настольных систем и ноутбуков G3 на базе последних процессоров линии PowerPC. Выполненные с типичным для компании уважением к нуждам пользователей, компьютеры данной серии имеют необычный дизайн, мощные технические показатели и достаточно просты в эксплуатации. Также следует сказать несколько слов и о готовящейся к выпуску MacOS X, в которой компания решила совместить продвинутое ядро от операционной системы, разработанной еще в компании NeXT, и прикладной программный интерфейс Carbon, основанный на предыдущих версиях MacOS. Это судя по всему было сделано для улучшения совместимости новой операционной системы со старыми программами под MacOS.

В заключение остается лишь пожелать Стивену Джобсу и всей компании Apple возродиться и сохранить свое лицо, не затерявшись среди множества других производителей компьютерной техники.

Павел МОРОЗОВ,
e-mail:
Paul-Morozov@usa.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

24 за 1998 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!