Территория звука. 2005-й...

Шоу-бизнес - это не только продажа песен, медиа-продукции, выпуск клипов и организация концертов. За всем этим стоит не менее мощная индустрия, в которой вращаются хорошие деньги - инструменты и средства производства, а также непосредственно само производство.

Итак, это "Территория звука", поехали!

Как мы уже отметили ранее, сейчас в музыке идет серьезный откат к 90-м, и в моде "электроника" того периода. Самое интересное возвращение - звездный состав The Prodigy вновь приступил к активной концертной деятельности и студийной работе. На данный момент зрители множества музыкальных телеканалов могут увидеть клип на великолепный Pendulum Remix знаменитой вещи Voodoo People. На самом деле просто невероятно, как добавление тяжелой и более сложной ритм-секции, гармонии переродили эту песню наново.

До этого, конечно, был не очень понятный альбом "Always Outnumbered, Never Outgunned", который Лиам Хоулетт делал в программе Reason и абсолютно без других участников коллектива - Кита Флинта и Максима. В результате было получено некое новое эстетическое звучание, но в плане энергетики - это просто время передышки. В общем, созвонились, поматерились и снова в тур.

Достаточно интересные интервью с тремя участниками группы состоялись в 20-х числах октября во время концертов в Копенгагене. На сайте www.theprodigy.ru вы можете найти их полные версии и переводы. Позволю привести себе отрывок, который относится непосредственно к теме нашего материала... Речь идет о съемках клипа Voodoo People (Pendulum Remix):

 

Андреа "Neko" Шнепф: И никакого спонсорства от Motorola?

Лиам: Да, тут дерьмо стряслось. Я, по идее, должен был посмеяться после этого вопроса! На самом деле, не знаю, не думал тогда об этом. Кто-то мне просто сунул этот мобильник и сказал его использовать.

Neko: Он, наверное, неплохо подзаработал.

Лиам: Я даже мобилы не получил с него! А пользуюсь только Nokia. Но никто меня не может попросить рекламировать что-то, это оскорбительно. Никаких спонсоров!

Кто-то сказал, что у меня есть спонсор - Korg. Мне придется их разочаровать. В интервью я обычно говорю, что думаю. Компания Korg всегда мне бесплатно дает всякое оборудование, точнее, раньше давала. И вот в интервью для "Keyboard Magazine" меня спросили: "Много ли тебе бесплатного дерьма дают?" Я ответил: "Ага, Korg дает мне много бесплатных вещей, и все они отлично помещаются у меня на чердаке", - ха-ха-ха. Я прикалывался, на самом деле. Видимо, поэтому какой-то важный человек из Японии позвонил мне в Англию однажды и сказал: "Нам никогда никто из наших исполнителей не говорил ничего подобного, что происходит?". Они недовольны мной!

На самом деле множество фирм-разработчиков и производителей активно пользуются известными в музыкальном мире именами. Можно вспомнить Брайна Мэя и новую на то время программу IK Multimedia Amplitube, Рэя Чарльза и Sibelius, Мартина Гора и Native Instruments. Line6 и Spectrasonics вообще имеют огромные списки, состоящие только из звездных имен. Чаще всего в последнее время в рекламе продуктов, конечно, встречается голливудский композитор Ханц Зиммер.

В общем, реклама - это двигатель торговли, и если вы сейчас с трудом копите на какой-либо новый инструмент или компьютерный интерфейс, то в случае успеха вам их будут просто дарить, при условии... И нужно будет следить за тем, что вы берете в руки и что выносите на видеосъемку. Например, в сериале "Семейка Осборнов" заретушировано все, что связано с торговыми марками вообще. Иначе сейчас говорили бы, что Оззи использует то-то и то-то. Сложный вопрос, в общем.

Но в последнее время весьма актуален и другой вопрос - качество рекламируемых продуктов. В период 2002-2005 гг. был достаточно серьезный застой и раскручивалось только несколько брэндов, не всегда предлагающих оптимальные и действительно необходимые решения. Отсюда и высокие цены на, вроде бы, простые и очевидные вещи, рассказы о новых технологиях там, где их, собственно, и нет, и так далее. Может, вы встретите имя вашего любимого музыканта, а он просто складывает эти устройства или коробки с программами на чердаке. Нельзя верить всему.

Теперь ситуация получше, поскольку в серьезные бреши, получившиеся в результате прошедших лет, начали вклиниваться новые имена. Появилось некое подобие разнообразия.


С чем поздравить Musresearch?

События последних нескольких недель достаточно серьезно обновили индустрию. Главным образом, стоит поздравить Musresearch с их отдельным компьютером-эффект-процессором Receptor, о котором мы уже писали достаточно подробно. Для тех, кто еще не слышал о данной разработке, скажу, что речь идет о мощном современном РС, корпус которого напоминает студийный эффект-процессор - имеется LCD-дисплей, кнопки и ручки управления и т.п. Receptor функционирует на платформе собственной ОС, написанной на ядре Linux, а в качестве эффект-процессоров использует любые VST-плагины для Windows. В принципе, блок Receptor может без труда превратиться и в синтез-модуль или сэмплер, если вы загрузите в него VSTi (т.е. VST-инструмент). Receptor возможно использовать как отдельно в виде процессора и синтез-модуля в студиях и на концертах, так и в качестве дополнительного сетевого устройства для любого РС, на котором вы работаете.

Огромный выигрыш Receptor состоит в том, что в нем имеется достаточно "легкая" ОС, предназначенная только для музыкальных целей. Соответственно, получается большой выигрыш в программно-аппаратных ресурсах. Поскольку данная система построена на обычных РС-комплектующих, ее достаточно легко, дешево и удобно апгрейдить...

И вообще, Receptor является одной из самых ярких новинок этого года. Но с чем ее можно поздравить именно сейчас? 18 ноября 2005 года появилась новость о том, что немецкая компания Native Instruments выпустила версию программного сэмплера KONTAKT 2 специально для Receptor. Данный VST-инструмент на сегодня фактически является №1 по популярности. Но он не только самый современный, но и самый громоздкий. Вынос его в пределы отдельного компьютерного модуля Receptor - достаточно выгодный момент.

Удивительно в данном случае еще и то, что Native Instruments сама выпускает некоторое количество "железных примочек" для своего ПО типа контроллеров и педалей, но на создание чего-либо типа Receptor пока не осмеливается, и, возможно, все объяснимо...


Не все так безоблачно

Еще в начале этого года говорилось о том, что Receptor стоит порядка $1.300, причем многие пользователи уже тогда на форумах сетовали, что сразу же после покупки стоит вопрос "железного" апгрейда. С другой стороны, мы сейчас можем наблюдать и более дорогие, но менее функциональные варианты, предлагаемые TC Electronics и Waves.

Гораздо умнее выглядели, впрочем, выглядят и сейчас, предложения Steinberg, подобные которым можно было встретить и в другой серьезной программе - SAW Studio. Речь идет о распределении мощности сразу на несколько компьютеров. В SAW Studio это предлагалось сделать по сетевым протоколам, a Steinberg развила эту идею более продуктивно - все компьютеры связаны по цифровым аудио/MIDI входам/выходам, а для точности сихронизации в аудио используется ASIO-стандарт драйверов. Эта технология получила название VSL. Причем она поддерживается в софтовой части, например, в Cubase или Nuendo, а все, что нужно от звуковых плат, - это наличие цифровых входов-выходов, поддержки ASIO и VST. Технологию, подобную VSL, сейчас нам предлагает и достаточно низкобюджетный продукт - Fasoft N-Track Studio, а неявно (!) такую же архитектуру можно построить самостоятельно, используя программы типа Mackie Tracktion 2 и так далее.

К чему я веду? Если посмотреть на ценники готовых РС с современными комплектующими, и учесть, что не нужно иметь дорогого видео, сетевых устройств, CD/DVD-RW и так далее, можно сделать вывод, что "вторичный" компьютер, который будет выполнять те же функции, что и Receptor, обойдется в сумму, никак не превышающую $500. А если вы захотите еще большей экономии, то для всех "вторичных" компьютеров даже не нужно будет устанавливать комплекты минитор-мышь-клавиатура, заранее приобретя недорогой коммутатор-переключатель KVM.

Плюс к затратам стоит добавить стоимость звукового софта, что в бюджетном варианте окажется в пределах $100-300, и в сумме мы получаем гораздо более дешевый вариант, чем у Musresearch с их Receptor.


На самом деле, ситуация более чем интересна

Все проблемы у Receptor, как мне видится, будут связаны с широкой доступностью их программных модулей (плагинов) для пользователей множества других платформ. Ведь, например, компания TC Electronics, выпуская дочерние платы для разгрузки CPU при серьезной цифровой обработке звука, - PowerCore, позаботилась о том, чтобы используемые там плагины не имели серьезных аналогичных повторений в компьютерном ПО. То есть, система получилась закрытой, а имя TC Electronics в очередной раз сработало на профессиональном рынке. Им удалось продавать не очень функциональные устройства по высоким ценам. Кстати, до PowerCore у TC уже был опыт выпуска студийных эффект-процессоров, которые базировались на стандартных компьютерных комплектующих.

Примерно в то же время, во второй половине 90-х, одна небольшая компания разработчиков программировала эффект-процессоры для Steinberg. Это действительно была одна из самых ярких карьер в истории компьютерного звука - данная компания решила стать независимой, найдя уникальный рынок сбыта - гитарные процессоры. Они попробовали "вставить" свои программные алгоритмы в достаточно примитивные цифровые устройства в корпусах "гитарных примочек". То есть, тот же самый гитарист, не зная и часто пугаясь самих компьютеров и видя перед собой обычное и внешне понятное ему устройство, покупал его, получая тем самым новый современный звук. Данная фирма называется Line6 - теперь это серьезный брэнд.

Недавно компания Waves также решилась на повторение опытов с программно-аппаратными устройствами. До этого им, конечно, удавалось сохранять какое-то время статус-кво, и, кстати, с этим были связаны интересные моменты - когда Waves выпускала L2 Ultramaximizer в виде чисто программного плагина и параллельно с этим в виде студийного устройства. По принципу действия они ничем не отличались. Но большинство владельцев аппаратных студий тогда не верили в возможности софта, предполагая, что "железо" всегда лучше. В результате Waves удавалось одновременно кормить два рынка - конструктивный и консервативный (в этом случае и цены были больше). Потом, не так давно, Waves решила создать что-то подобное TC Electronics PowerCore - дочерние модули обработки APA32 и APA44, которые подключаются к РС по локальной сети. Цены заряжались соответствующие. Параллельно с этим компания вела множество инновационных разработок, стала выпускать плагины с линейной фазой (нулевой задержкой при обработке) и использованием сверточных функций. Здесь также нельзя не сказать об очень высоких ценах. В результате появился прецедент, когда брэнд, заявивший о себе достаточно серьезно во многом благодаря рынку пользовательских РС, попытался оказать на него влияние. И во многом поэтому цены на софтовые эффект-процессоры сейчас такие высокие.


Рынок ПО

Давайте обсудим несколько самых свежих релизов. Конец ноября по аналогии с октябрем является периодом активизации брэндов, хотя независимые разработчики просто "жгут".

Пожалуй, одним из самых перспективных на сегодня плагинов является датская разработка LiveSliсe, которая 18 ноября обновилась до 1.2. Чем же она так интересна? По существу, это мультитрековый интерфейс, знакомый пользователям программ для ремиксинга - Sony ACID и Ableton Live. То есть, в LiveSlice можно работать с банками сэмплов и готовых loop'ов, создавая сложные ритмические и мелодические фразы. Но (!) LiveSlice не является отдельной программой, а может применяться только в качестве VST-инструмента. Таким образом, любители ACID и Ableton могут без проблем работать в любых других мультитрековых программах типа Cubase, Nuendo, SONAR, Samplitude, Sequoia, Tracktion, где интерфейсы не являются "ремиксовыми". Очень удобно.

Arturia выпустила очень неплохой модуль-инструмент для различных платформ и стандартов - Brass. Как понятно из названия, речь идет о духовых, а если говорить более буквально - трубе, саксофоне и тромбоне. Помимо того, что пользователям доступны все профессиональные настройки и MIDI-управление, разработчики предложили в комплекте поставки программы более 1.000 готовых "риффов" для различных музыкальных стилей. Это очень интересный прецедент - ведь раньше в пресетной базе мы имели только образцы звучания инструментов, но никак не готовые банки мелодических или ритмических фраз. За свою инновацию Arturia просит $349.

Steinberg выпустила очередное обновление Nuendo 3.2.0.1128. Предлагаю название профессиональных программ записывать в двоичном коде, чтобы выглядело совсем навороченно:). Итак, что является в последнее время основной причиной обновлений Nuendo? Как мы знаем, компанию Steinberg купила Yamaha, у которой, в свою очередь, имеются высокопрофессиональные цифровые микшерные консоли. Соответственно, существует множество наработок в этой области. На данный момент в версиях 3.2 претворяется идея качественного обеспечения множества мониторинговых линий на несколько студийных помещений и т.п. Программные реализации в этой области имеют свое отражение в аппаратных устройствах типа WK Audio ID Controller, Euphonix MC и System-5 MC. Таким образом, Nuendo превращается в некий мощный командный узел, в котором можно управлять сразу несколькими независимыми друг от друга студиями. Steinberg часто называют "Mirosoft'ом в звуке", и, действительно, подобие очевидно, например, сейчас мы говорим о некоей мощной клиент-серверной системе. Может, некоторым студиям такое решение и требуется, и для них траты на Nuendo возможны. Но лично я не понимаю пользователей пиратских версий этого продукта или тех, кто приобретает его лицензионный вариант для проектных малобюджетных студий. По существу, они ведь смогут использовать только малый процент от всех возможностей этой программы.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

47 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!