В середине мая в Берлине прошел ставший уже традиционным авиакосмический салон ILA. С 1992 года он проходит регулярно, каждые 2 года, а история этого мероприятия восходит еще к началу века и первым аппаратам тяжелее воздуха. Какое отношение имеет авиасалон к высоким технологиям? Да, в общем-то, самое прямое, поскольку современная авиация - это и есть самые что ни на есть высокие технологии. Что же интересного можно было увидеть на ILA 2006?
Во-первых, конечно, множество самолетов и вертолетов. Причем самых разных - от исторических бипланов и истребителей времен второй мировой до самых последних мирных и военных разработок. Во-вторых, многие из представленных аппаратов не просто демонстрировались публике на твердой земле берлинского аэропорта Шонефельд, но и показывали свои возможности в небе над Берлином. В общем, посмотреть на выставке было на что. К тому же, кроме, собственно, самолетов, большой павильон отводился для космической техники и там тоже было на что посмотреть. Однако пойдем по порядку, то бишь, начнем с новинок.
Естественно, звездой
салона стал пассажирский гигант
Airbus A380. Разработка гигантского
лайнера началась еще в 1994 году,
однако первый летающий прототип
поднялся в воздух всего лишь чуть
больше года назад, 27 апреля 2005 года.
Поставки самолета авиакомпаниям
должны начаться в конце этого года,
а пока что A380 все еще проходит
различные летные испытания. Надо
сказать, что новый аэробус - один из
самых больших самолетов в мире: его
длина составляет 73 метра, высота 24
метра, а размах крыльев - 80 метров.
Что касается грузоподъемности, то
максимальный взлетный вес A380 - 540
тонн, из которых примерно треть
составляет полезная нагрузка.
Двухэтажный аэробус может нести на
себе до 853 пассажиров. На взлетном
поле A380 почему-то напоминает,
скорее, могучий трансатлантический
лайнер, чем самолет. Что касается
технологических новинок, то в A380 их
в избытке: в самолете очень широко
используются композитные
материалы, передача данных (то есть,
фактически, все управление и
обратная связь с пилотской кабиной)
идет по внутреннему 100 Мб Ethernet, вся
справочная информация загнана в
компьютерную информационную
систему, а большинство приборов
заменяет 8 больших ЖК-дисплеев.
Вторая европейская
новинка авиасалона - истребитель
Eurofighter Typhoon (также ранее известный
как Eurofighter и Eurofighter 2000). Собственно,
истребитель не такой уж и новый, но,
по меркам авиации, очень и очень
молодой. Еще в середине 70-х годов
европейские страны начали
задумываться о совместном создании
истребителя нового поколения.
Долгий процесс написания
спецификаций осложнялся
постоянными препирательствами
между странами-участницами, так что
точно указать дату рождения Eurofighter
Typhoon довольно сложно. Но наверняка
известно, что первый готовый
истребитель взлетел в начале 2003
года, то есть всего три года назад.
Eurofighter Typhoon считается истребителем
4,5 поколения (хотя начинал
проектироваться как самолет 4-го
поколения). Впрочем, градация эта
довольно условная, поскольку во
многом определяется электронной
начинкой самолета и системами
вооружения, а они эволюционируют
быстрее, чем базовый дизайн, и могут
меняться у уже существующих
самолетов. Так или иначе, Typhoon - один
из новейших реактивных
истребителей и посмотреть на него в
небе и на земле было интересно.
Следующий экспонат с приставкой евро - это боевой вертолет Eurocopter Tiger. Тоже, в общем, последнее достижение европейских авиастроителей, поступившее на вооружение в 2003 году. Разработка этого вертолета началась еще в 1987 году, а в 1991 в воздух поднялся первый прототип. Что интересно, прототип почти сразу же попал на киноэкран, дебютировав в очередной серии эпопеи о Джеймсе Бонде (а именно - в фильме Golden Eye). Вертолет выпускается в нескольких вариантах и состоит на вооружении Германии, Испании, Франции и Австралии. Кстати, желающие отстоять эпических масштабов очередь могли посидеть в пилотской кабине, потрогать управление и почувствовать себя немного пилотами.
И еще один европейский
военный проект - самолет-разведчик
Eurohawk, разработанный совместно
европейским аэрокосмическим
концерном EADS и американской
компанией Northrop Grumman на основе ее
разведчика RQ-4 Global Hawk. Чем интересны
Eurohawk и Global Hawk? Достаточно взглянуть
на фотографию, чтобы понять - это
беспилотные аппараты. Они могут
находиться в воздухе до 36 часов и
постоянно передавать данные на
спутник связи. Разведчик оснащен
радаром, а также инфракрасной и
оптической камерами (максимальное
разрешение полученной картинки
составляет всего 30 см, при этом
наблюдательная система способна
отслеживать движущиеся объекты).
Может действовать автономно или
под управлением с земли. Дальность
полета составляет почти 23 тыс. км, а
максимальная высота - порядка 20 км.
В 2001 году Global Hawk совершил перелет из
США в Австралию и таким образом
стал первым беспилотным самолетом,
пересекшим Тихий океан. Неплохо бы
Google обзавестись парой таких
самолетов, тогда и работа над
картами Google maps пошла бы значительно
быстрее.
Еще один весьма интересный экспонат, представленный на выставке, - макет марсохода ExoMars. Марсоход предполагается доставить на поверхность красной планеты в ходе европейской космической миссии, намеченной на 2011 год. Предполагается, что ExoMars займется поиском следов возможно существовавшей (а может, и существующей) на Марсе жизни. Для этого на его борту разместится целая биологическая лаборатория, а также буровая установка, которая позволит забирать пробы грунта с глубины до 2 метров. Хотя показанный на выставке макет пока основан только на общем представлении о том, как будет выглядеть будущий марсоход, в соседнем павильоне можно было посмотреть на то, как испытываются его отдельные части. Там размещался специальный тестовый стенд для испытания колес марсианской техники.
Впрочем, даже если попытаться сказать о каждом экспонате выставки всего пару предложений, то объема газеты уже окажется маловато. Так что придется ограничиться общим впечатлением - на ILA 2006 было представлена масса всяческих летающих устройств. Самые обширные экспозиции, были, пожалуй, у немцев и американцев (одной только военной техники представлены десятки). Россия хотя и занимала большой отдельный павильон, живых самолетов показала немного. Зато воздушное представление, продемонстрированное истребителем МиГ-29, впечатлило всех. Все-таки двигатели с управляемым вектором тяги позволяют совершать в воздухе удивительные маневры. Отдельный праздник состоялся для любителей исторических самолетов - кроме всего прочего, в воздух поднялся восстановленный Me-262 - первый в мире реактивный истребитель (он же "секретное оружие люфтваффе"). А ведь были еще вертолеты, сверхлегкие самолеты, целых два павильона, посвященных космосу, и многое-многое другое. Любителям же авиации с толстыми каналами в интернет рекомендую посмотреть видео по адресу video.google.com/videosearch?q=ila+2006. Ну и, естественно, посетить сайт самого авиасалона www.ila-berlin.com.
Константин АФАНАСЬЕВ
Горячие темы