На конференции по брендингу оценили Байнет

26-27 сентября 2006 года в рамках конкурса "Бренд года" под эгидой Центра системных бизнес-технологий SATIO, Министерства экономики Республики Беларусь и Национального центра интеллектуальной собственности прошла международная конференция "Мировой опыт развития брендов: проблемы и перспективы".

В разделе конференции по интернет-рекламе и использованию интернет-маркетинга для развития бренда выступил заслуженный белорусский интернет-профессионал Юрий Зиссер, генеральный директор ЧУП "Надежные программы". Перед выступлением Юрия Зиссера со стороны ведущего была отпущена реплика: "Ожидается ли всплеск рекламы в Байнете после принятия новой редакции закона о рекламе, обсуждаемого сейчас во втором чтении?". На что Юрий ответил: "Бум интернет-рекламы уже начался и вызван экономическим подъемом в нашей стране. Заказ рекламы в Байнете за последний год вырос в 2,5 раза".


Интернет-статистика сегодня

Уровень проникновения интернета на Западе оценивается по разным странам в 53-83%. В России этот показатель составляет 17%. При этом в Москве интернетом пользуется 70% молодежи. Для Минска справедлива такая же долевая оценка популярности Сети у молодой аудитории, как и для Москвы. Среди российских интернет-ресурсов тройку первенства популярности в Беларуси удерживают yandex.ru, rambler.ru и mail.ru.

Что касается оценки общего числа пользователей интернета в Беларуси, то здесь статистика разнится. Это и понятно: интернет - большой, заходят в Сеть частенько спонтанно, в том числе и приезжие иностранцы, и не все обращаются к ресурсам Байнета и Рунета. Республиканские статистические данные говорят о том, что в Беларуси 3 млн. компьютеров. В то же самое время, база данных РУП "Белтелеком" содержит 3,5 млн. плательщиков счетов за пользование беспарольным доступом в интернет. Система "Акавита" определяет 1 млн. пользователей, посещающих белорусские сайты. А апрельские данные исследовательской компании МАСМИ говорят о 33% жителей областных центров Беларуси в возрасте 16-64 лет, пользующихся интернетом.

 

Количественный состав мужчин и женщин среди белорусских пользователей практически сравнялся. А вот давняя закономерность посещений "чем дороже для индивидуума обходится интернет, тем реже он там бывает" осталась верной и по сей день.


Тенденции Сети

  1. Широкополосный доступ по выделенной линии распространяется повсеместно и скоро станет основным по умолчанию.
  2. Услуга "Content on Demand" станет логическим продолжением развития распространения широкополосного доступа. Ее суть: по одному абонентскому кабелю можно передавать любой интерактивный информационный контент. Для потребительского сектора классическим стало построение так называемых структур "три в одном", когда телекоммуникационная система только по одному кабельному вводу в квартиру обеспечивает прием/передачу голосовой телефонии, цифровых данных и телевидения/видеоконтента.
  3. В ресурсах интернета начинает преобладать контент Web 2.0, то есть контент, сгенерированный самими пользователями. Классический пример - блоги. И если у нас к блогам не всегда позитивное отношение из-за того, что много безответственных и невоспитанных авторов, то на Западе блоги - ведущие источники информации для граждан. Ведь в Западной Европе блоги ведут и политики, и журналисты, и общественные деятели.
  4. Переход СМИ в электронную форму. Давно известная тенденция, но современные примеры трансформации впечатляют все более сильно. Если еще 7 лет назад газета "The New York Times" заявляла, что благодаря высокой популярности не опасается конкуренции с интернетом, то сейчас это издание благополучно диверсифицировалось в Сеть. И по последним данным, доходы "The New York Times" от рекламы, размещаемой на сайте, в 2 раза превысили доходы от выпуска бумажной версии.
  5. Формы рекламы в Сети становятся все более нестандартными. Популярность набирает направление Advertgaming - реклама, скрытая в игре с целевой аудиторией. Например, разнообразные соревновательные конкурсы в Сети с призами для посетителей сайтов.


Реклама в интернете на рынке Беларуси

Лидером рекламного носителя в Беларуси, так же, как и во всем мире, остается телевидение. На ТВ-рекламу приходится более 30% от общего рынка. Говорить о каком-то снижении интереса рекламодателей к телевидению в ближайшее время не приходится. Любые прогнозы об уменьшении рынка рекламы на телевидении воспринимаются несерьезно. А вот с прогнозами о снижении рекламы в печатных СМИ не высказывались только ленивые. Предполагается, что этот сегмент будет плавно перетекать в интернет-рекламу, доля которой станет более 10%. Спрос на наружную рекламу, как и на рекламу на радио, останется на существующем уровне.

В мире насчитывается 90 млн. сайтов. Из них 500 тыс. в России и 20 тыс. в Беларуси. В Российской Федерации, по последним данным, процентный уровень рекламы в интернете составил 2%, что чуть превысило долю рекламы в российских кинотеатрах. В Беларуси в 2006 г. также ожидается уровень, приближающийся к 2%. Хотя за прошлый год этот показатель был около 1%. В абсолютной величине за 2006 г. рынок интернет-рекламы в Беларуси превысил $1 млн. Но это очень мало, по сравнению с Европой.

Практика рекламных агентств в Беларуси делает упор на медиамиксы, оставляя центральной фигурой в масштабных проектах телевидение. Популяризации интернет-носителя на этом фоне способствует появление новых конкурирующих компаний на рекламном рынке. В любом случае доля интернет-рекламы в деятельности рекламных агентств Беларуси возрастает год от года, хотя и не стремительными темпами.


О нищете белорусских брендов

Юрий Зиссер изменил бы себе, если не высказал критику в своей профессиональной сфере. Презентация Юрия носила название "Блеск и нищета белорусских брендов". О "блеске" была рассказана история успешного проекта рекламы минского завода холодильников "Атлант" за рубежом, в результате которой посещаемость сайта "Атланта" выросла втрое.

А вот о "нищете" интернет-политики белорусских предприятий было сказано куда больше. По пунктам:

  1. Порядка 70% белорусских предприятий имеют самодельный дизайн корпоративного веб-сайта. Тенденция парадоксальна: чем крупнее предприятие, тем больше вероятность, что его сайт сделан непрофессионально. Хотя такое положение дел легко объяснимо: на больших производственных объединениях надо загружать работой местных программистов, им-то и вменяют в обязанности создавать веб-лицо компании. А может ли отличный программист заменить команду профессиональных веб-дизайнеров?
  2. Флагманы нашей промышленности не рекламируются вообще. То, что в мире встречаются успешные компании, которые никогда публично не рекламировались, - это правда. А вот добиться успеха в современной экономике, не используя интернет в принципе, возможно, наверное, только в очень узкой сверхзакрытой сфере.
  3. Непрофессиональный перевод текстов при создании веб-сайтов на иностранных языках и отсутствие учета отличий культурных традиций при информационном восприятии за рубежом ведет к низкой эффективности использования интернет-ресурсов для экспортного продвижения продукции.
  4. Малый уровень рекламы сайтов предприятий не позволяет повышать посещаемость даже очень хорошего интернет-ресурса.


Вопрос по окончанию официальной части

Прошедшая конференция, ориентированная на брендменеджмент, имела очень солидный уровень. Среди участников присутствовали признанные мастера брендинга стран СНГ и дальнего зарубежья. В регламент мероприятия едва вместились все мастер-классы и дискуссионные доклады разработчиков и собственников маститых белорусских брендов. Но Юрий Зиссер был в лидерах популярности слушателей конференции, которые никак не хотели его отпускать, дискутируя на выходе после объявления перерыва. Чтобы задать вопрос Юрию, потребовалось отстоять очередь. Уточнить же хотелось по участию в предстоящей октябрьской белорусской конференции "Деловой интернет" ведущих российских руководителей интернет-компаний, уже давно ставших чем-то большим, нежели бренд в Сети. Ведь российский истеблишмент славится неожиданным изменением планов. Юрий Зиссер обнадежил:

- Все достигнутые договоренности остаются в силе. Руководители ведущих российских интернет-порталов приедут в Беларусь на конференцию. Из самых именитых я бы назвал директорат "Яндекса". Места для всех в гостиницах заказаны, и никто бронь не отменял. К сожалению, не удалось договориться с mail.ru о приезде руководства. Но другие бренды Рунета будут, и первый белорусский "Деловой интернет" обещает стать очень интересным.

Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

40 за 2006 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Шукаев
Уважаемый Александр,

Вы неверно истолковали слова Фёдора Короленко: не просто "1 млн. пользователей, посещающих белорусские сайты", а "1 млн. БЕЛОРУССКИХ пользователей, посещающих белорусские сайты"

Аватар пользователя Александр
Алексей, вчера в центре международных исследований при беседе были выражены сомнения, что около 70% молодежи Минска пользуется интернетом. Какова ваша оценка на этот счет и уровня пользователей интернет в Беларуси вообще?
Аватар пользователя Инкогнито
Спрашивали не меня, но как человек, имеющий к этому прямое отношение, отвечу. По моей оценке 25% интернетом именно пользуются - то есть регулярно. Еще процентов 70 - видели и немного "пробовали на вкус", но постоянными пользователями их назвать нельзя.