"В Контакте" создаст собственную платежную систему

Монетизация социальных сетей - несомненно, один из главных трендов в интернет-бизнесе в 2009-2010 годах. Одни соцсети пытаются заработать посредством интернет-рекламы, другие - на продажах дополнительных функций, возможностей, мест в рейтингах и всевозможных бонусов, третьи - на интеграции с другими телекоммуникационными и медийными системами.

А вот владельцы одной из двух крупнейших социальных сетей Рунета - "В Контакте" - решили, не мудрствуя лукаво, разработать и внедрить собственную платежную систему. Эксперты по интернет-бизнесу уже дружно признали задумку перспективной - конечно, при условии ее грамотного воплощения в жизнь. Наличие у сети "В Контакте" собственной системы онлайн-платежей позволит одному из главных акционеров ресурса - российскому фонду Digital Sky Technologies (DST) - в дальнейшем не только получать процент с транзакций и банковские отчисления, но и значительно поднять капитализацию социальной сети. А это уже будет принципиально важным в случае будущей продажи портала.

О том, что российская социальная сеть "В Контакте" занялась разработкой собственной платежной системы, первой сообщила газета "Ведомости". Как следует из статьи, возможность создания платежной системы для социальной сети, обслуживающей более 40 млн экаунтов, обсуждалась на прошедшей недавно конференции Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Представитель "В Контакте" на этом форуме заявил: "Инвестиции в создание полноценной платежной системы с нуля начинаются от $5 млн, а время, требующееся на ее создание, - не менее года". К слову, текущий оборот соцсети "В Контакте" российские специалисты по интернет-бизнесу оценивают в $25 млн.

В свою очередь, председатель комитета НАУЭТ Борис Ким считает, что это весьма разумный шаг для компании со столь большой и, главное, активной аудиторией интернет-пользователей. Действительно, количество экаунтов "В Контакте" составляет порядка 64 млн человек, а ежемесячная аудитория, по оценке компании TNS, - более 18 млн человек. Борис Ким (он также гендиректор платежной системы Qiwi) сказал журналистам следующее: "Аудитория социальной сети насчитывает 40-60 млн человек, и даже если небольшая часть из них будет конвертирована в реальных плательщиков, то это уже большая армия. По моим оценкам, сейчас общее число пользователей электронных кошельков в Рунете составляет 5-10 млн человек. [...] Для такого проекта логичнее найти партнера. Любая платежная система, те же WebMoney или Qiwi, с радостью станут партнерами "В контакте"".

Напомню, что сейчас у сети "В Контакте" имеется внутренняя квазисистема расчетов - так называемые "голоса". Ими можно, например, платить за бонусы в играх, покупать виртуальные подарки и возможности во встроенных приложениях. По сути, "голоса" - это внутренняя валюта сети, которая продается за реальные деньги (от 3,5 до 7 российских рублей за голос) с оплатой через SMS. Однако вывести эти деньги легально за пределы "В Контакте" нельзя - желающим это сделать приходится прибегать к услугам "черного рынка", на котором такие голоса стоят в разы дешевле.

 

Тут надо заметить, что сама по себе идея собственной платежной системы внутри крупной социальной сети - вовсе не изобретение топ-менеджеров "В Контакте". В структуре портала Facebook уже реализована и успешно работает возможность передавать деньги другому пользователю - это делается с помощью приложения Buxter. Пока доступны транзакции в евро и американских долларах, в ближайшее время появится возможность осуществлять переводы в британских фунтах. В основе сервиса Buxter - платежная система ClickAndBuy, аудитория которой превышает 14 млн интернет-пользователей.

Проект по созданию платежной системы в рамках "В Контакте" выглядит вполне реальным еще и потому, что у структур, принадлежащих Digital Sky Technologies, уже имеется подобный опыт и необходимые специалисты. В частности, DST владеет блокпакетом холдинга OE Investments, в который входят такие успешные проекты платежных систем, как QIWI и e-port, а также имеет пакет акций портала Mail.ru, на котором также реализована собственная система онлайновых платежей. Также, по мнению отраслевых экспертов, разрабатывая платежную систему для "В Контакте", Digital Sky Technologies рассчитывает еще и на такой нематериальный актив, как лояльность пользователей.

Газета "Ведомости" также приводит мнение аналитика инвесткомпании "Велес-Капитал" Ильи Федотова. Он считает, что сети "В Контакте" имеет смысл вводить собственную платежную систему по двум причинам: "Во-первых, это определенные проценты с транзакций. Во-вторых, создание такой системы полезно для увеличения капитализации ресурса, что весьма выгодно при будущей продаже акций. Конечно, пока в DST о продаже не говорят, но кто знает, как повернется ситуация завтра. Сейчас социальные сети живут, скорее, на энтузиазме, чем на коммерческой основе. И вопрос монетизации бизнеса становится очень актуальным. Понятно, что компания несет огромные затраты на хостинг, на серверы, трафик... [...] Монетизация должна происходить таким образом, чтобы не спугнуть пользователей. Это доход для компании в виде комиссии за возможные переводы. Скорее всего, услуги будут стандартными, например, оплата сотовой связи. В этом случае компания-агент будет получать свою маржу. [...] Сейчас, к примеру, для оплаты бонусов в играх используются терминалы, которые стоят на улицах. Если все это будет реализовано в виртуальном пространстве, тем более на основе платежной системы любимой сети, думаю, это будет пользоваться успехом. Тем более что пользователям это станет удобно с той точки зрения, что не надо никуда ходить. Кроме того, платежная система позволит привлечь тех пользователей, у которых поблизости нет таких платежных терминалов".

В том случае, если у фонда Digital Sky Technologies получится запустить полноценную платежную систему, интегрированную в сеть "В Контакте", это окажется первым в Рунете успешным опытом масштабной монетизации социальной сети. До сих пор попытки сделать российские соцсети источниками дохода были безуспешными. Можно вспомнить скандальную историю, когда социальная сеть "Одноклассники" попыталась ввести платную регистрацию. Эта мера не только не нашла "понимания" у пользователей, но и стала одной из причин падения популярности этой соцсети. Как свидетельствует опрос, проведенный службой "Ромир" осенью 2009 года, 82% рунетчиков негативно относятся к платной регистрации, а 77% не собираются платить за онлайновые сервисы.

Однако встроенная в социальную сеть платежная система - совсем другое дело. Ведь эта система, по сути, является дополнительным сервисом, причем вполне бесплатным (абонентская плата не предусматривается).

Остается вопрос: сумеет ли собственная платежная система "В Контакте" потеснить на рынке "Яндекс.Деньги"? (Потеснить WebMoney пока выглядит совершенно нереальным.) Вот цифры: в сентябре 2009-го пользователи системы "Яндекс.Деньги" совершили более 54 тыс. транзакций. При этом в рабочие дни производилось в 1,3 раза больше платежных операций, чем в выходные. По мнению ряда российских экспертов, создание платежной системы может позволить "В Контакте" на протяжении трех лет занять не менее 10% рынка электронных платежей в Рунете.

Деловой сайт RB.ru привел мнение аналитика инвестиционной компании "Финам" Татьяны Меньковой. Она напоминает, что "В Контакте" активно развивает платные сервисы на сайте и, более того, склоняет к этому разработчиков ПО, с которыми сотрудничает. С учетом этого потребность в электронных платежах у пользователей социальной сети достаточно велика. В привычной и дружелюбной среде многие пользователи, в том числе и по советам друзей, могут преодолеть психологический барьер, мешающий среднему обывателю (и не особо квалифицированному пользователю) подключиться к онлайновым платежным системам. "Освоившись, они станут прибегать к услугам той платежной системы, в которой уже имеют счета, и для внешних покупок за пределами "В Контакте"", - считает Менькова.

Виктор ДЕМИДОВ


Справка "КВ"

Digital Sky Technologies (DST) - российский инвестиционный фонд, созданный в 2005 году специально для инвестиций в сектор hi-tech. Принадлежит мультимиллионерам Юрию Мильнеру, Григорию Фингеру и Алишеру Усманову. В числе активов фонда находятся доли (пакеты акций) таких интернет-проектов, как Mail.ru, Одноклассники.ru, ВКонтакте, Facebook, OE Investments, Astrum Online Entertainment, Headhunter.ru, Freelance.ru.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

11 за 2010 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!