Groupon: история взлета и пролета

Когда-то, когда еще был СССР, а я учился в школе, у педагогов было популярно выражение "катиться по наклонной плоскости". Его применяли к двоечникам и хулиганам, которые когда-то были хорошими учениками и послушными мальчиками. Минуло больше двух десятков лет, и сегодня выражение "катиться по наклонной плоскости" скорее применимо к недавно еще сверхпопулярным у инвесторов интернет-проектам вроде Groupon или Facebook. Но если про феерическое падение Facebook я уже неоднократно писал, то печальную историю Groupon пока не рассказывал. Исправим это упущение.

Сегодня стратегические инвесторы все еще крупнейшего в мире скидочного сервиса Groupon массово распродают его акции, а из компании массово бегут сотрудники. Groupon рушится на глазах, и у него, в отличие от Facebook, нет почти миллиарда пользователей, крайне заинтересованных в его существовании. Если Groupon исчезнет - пострадает совсем немного людей, и вряд ли кто-то пошевелится, чтобы спасти проект. Инвесторы понимают это - и выводят капиталы.

Сегодня стратегические инвесторы все еще крупнейшего в мире скидочного сервиса Groupon массово распродают его акции, а из компании массово бегут сотрудники.

Но как же еще недавно сверхуспешный сервис "дошел до жизни такой"?


История Groupon

Жил в США никому не известный программист-самоучка Эндрю Мэйсон (сейчас ему 29 лет). Свое детство он провел в Питтсбурге, а позднее перебрался в Чикаго, где поступил в университет. И в школе и в университете Эндрю Мэйсон занимался рок-музыкой, играл в собственной группе. Но больших успехов в музыке Мэйсон не добился и, закончив университет, пошел искать работу. Однако работать на кого-то Эндрю не хотел - он сразу создал собственную компанию.

Groupon родился не сразу: сперва Эндрю Мэйсон создал сайт thepoint.com. На этом ресурсе прежде совершенно не знакомые люди могли договариваться о совместных акциях - от борьбы со СПИДом в Африке до бойкота закусочных "Макдональдс". Вскоре многие пользователи поняли, что thepoint.com позволяет совершать не только чисто некоммерческие совместные акции, но и добиваться чего-то конкретного. Например, совершать совместные покупки, как результат, получая заметные скидки.

Эндрю Мэйсон работал над thepoint.com, имея в подчинении лишь одного сотрудника - Аарона Уита. Инвесторами проекта были Эрик Левковски из InnerWorkings и Чикагский университет. Проект thepoint.com оказался убыточным, выделенные на него деньги были "проедены". Однако именно тогда у Мэйсона выкристаллизовалась идея бизнеса на предоставлении коллективных скидок.

Эта идея воплотилась в 2008 году в сайт getyourgroupon.com - вскоре название сократили до groupon.com. Новый сайт достаточно быстро стал популярен в Чикаго, а вскоре и во всей стране. Штат стартапа быстро рос, пошли инвестиции. В 2009 году Groupon расширил рамки своей деятельности настолько, что вышел на зарубежные рынки. Даже во время легендарного "бума доткомов" второй половины 1990-х мало кто демонстрировал столь быстрый рост.

На протяжении 2010-2011 годов Groupon, получая немалые инвестиции от венчурных фондов, проводил активную политику поглощения компаний, действующих в этом же сегменте рынка в других странах. Были куплены сервисы в Индии, Чили, Германии, Турции и других странах. В 2011 году Groupon вышел и на российский рынок. Компания представлена в 21 крупнейшем городе России. Выйти на российский рынок Groupon позволило приобретение своего российского клона DarBerry, который был создан в мае 2010 года и куплен Groupon уже через три месяца.

За 2010 год, второй полный год присутствия на рынке, компания показала рост выручки почти в 22 раза по сравнению с 2009 годом и вышла на уровень $313 млн. Для сравнения, Google на втором году своей работы увеличил обороты в четыре раза.

А 4 ноября 2011 Groupon провел IPO - первичное размещение акций - на Нью-Йоркской бирже. Интерес инвесторов к Groupon превзошел все ожидания. Прием заявок был закончен на день раньше запланированного срока.

В ходе IPO компания была оценена в $12,8 млрд, а уже на первых торгах ее акции подорожали более чем на 30%. Инвесторов не смутило, что Groupon со времени своего основания ни разу не показывал прибыли. По итогам 2011 года выручка составила $1,62 млрд, чистый убыток - $350,8 млн.

В октябре 2011-го, накануне IPO, Эндрю Мейсон обещал будущим акционерам огромный потенциал прибыли в Groupon благодаря новому механизму привлечения клиентов для производителей товаров и услуг. "Если учесть, что рынок измеряется не в миллиардах, а в триллионах долларов, для нас это только начало", - говорил Мейсон в интервью The Wall Street Journal.


Технология Groupon

Сегодня скидочных сервисов хватает и у нас, но их популярность оставляет желать лучшего. Все же у нас пока недостаточно "охотников за скидками", хотя и великое множество любителей халявы. А вот в США и Западной Европе скидки и групповые покупки - устоявшийся элемент потребительской культуры. Ну или маркетинговых войн - это с какой стороны посмотреть.

Groupon ежедневно публикует одно суперпредложение со скидкой, достигающей 70-90%. Но эту скидку можно получить лишь в том случае, если на данное предложение подпишется определённое число пользователей. На первых порах при такой модели "выгорало" не более 10% предложений, а остальные оказывались не востребованными. Однако в период расцвета сервиса процент "выгоревших" предложений увеличился до 95%.

Groupon ежедневно публикует одно суперпредложение со скидкой, достигающей 70-90%. Но эту скидку можно получить лишь в том случае, если на данное предложение подпишется определённое число пользователей.

Как показала практика, в США подавляющую часть скидок предоставляют небольшие компании. Это позволяло им получить огромное количество клиентов, порой даже превышающее их возможности по обслуживанию. То есть, Groupon обеспечивал не столько прибыль, сколько оборот.

Сам Эндрю Мэйсон так описывал принцип работы своего детища: "Допустим, у вас кафе, и в нем всего 20 посетителей каждый день. Вы размещаете объявление о скидке, например, на завтрак, на Groupon, и получаете 2000 заявок на один лишь завтрак. Посчитайте, во сколько раз увеличилось количество ваших клиентов. И люди придут не одни, и они еще расскажут о вашем заведении друзьям. И ваши дела пойдут намного лучше. Количество клиентов и прибыль возрастут".

Компании, которые воспользовались услугами Groupon, платят только за эффект, который они получили от размещения предложения - это 50% от полученной прибыли. Процент очень высокий, но все равно предложение Groupon считалось выгодным.


Крах благих начинаний

Месяц назад, в середине августа, Groupon представил финансовые результаты за II квартал 2012 года. Впервые с момента проведения IPO компания сообщила о получении квартальной прибыли, которая составила $28,4 млн. А выручка компании выросла на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $568,3 млн.

Но аналитики ожидали от Groupon большего - не менее $573 млн выручки. Их разочаровало и то, что основная доля прибыли пришлась на недавно созданное подразделение Groupon Goods - оно занимается торговлей ювелирными изделиями и кухонной посудой. То есть, прибыль приносит не основной бизнес компании. Ситуацию усугубил скромный прогноз на III квартал: компания ожидает получить выручку в размере $580-620 млн, то есть всего на 2-9% больше, чем во II квартале.

После публикации отчетности котировки бумаг Groupon на NASDAQ рухнули более чем на 22%, до $5,86, капитализация упала ниже $5 млрд. В следующие дни этот процесс продолжился. Сегодня за акцию Groupon дают немногим более $4, капитализация составляет уже $3 млрд. Меньше чем за год Groupon потерял три четверти рыночной капитализации, или около $10 млрд.

Меньше чем за год Groupon потерял три четверти рыночной капитализации, или около $10 млрд.

Крупнейшие акционеры, которые вошли в капитал Groupon в 2009-2010 годах, уже продали или заметно сократили свои вложения. Легендарный создатель браузера Netscape Марк Андрессен, заработавший состояние на "буме доткомов" 1990-х, был одним из первых инвесторов Groupon. Его инвесткомпания Andreessen Horowitz обеспечила 40 из $950 млн капитала скидочного сервиса до его выхода на рынок. В июне этого года Andreessen Horowitz продала свои 5,1 млн акций Groupon, прибыль от сделки составила почти $14 млн.

Вслед за Марком Андрессеном из капитала Groupon вышли еще несколько крупных инвесторов. Так, хедж-фонд Maverick Capital сократил свой пакет с 6,33 млн акций до менее чем 2 млн, а шведская компания Kinnevik продала 8,38 млн акций Groupon, которыми владела с 2010 года.

В числе инвесторов проекта - российский холдинг Mail.Ru Group и фонд DST Global, контролируемый Алишером Усмановым, основным акционером Mail.Ru. DST Global принадлежит около 1% акций Groupon, Mail.Ru Group - 4,21%. Сейчас пакет, принадлежащий DST, стоит $30,67 млн, Mail.ru Group - $177,4 млн. Планируют ли DST Global и Mail.ru Group продавать акции Groupon, их представители не говорят.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

Комментарии

Аватар пользователя Vladok

Мне всегда нравился этот купонатор, независимо от того, как о нём отзываются другие. С этим сервисом у меня никогда не было проблем, а купленные купоны всегда применялись по назначению.