Мировой IT-бизнес: тенденции-2014

Чтобы понять, что ожидает мировую IT-индустрию и нас с вами в 2014 году, стоит посмотреть на наиболее значимые сейчас тенденции, а также на некоторые новейшие разработки, пока существующие в виде прототипов, но уже готовые к запуску в серийное производство. О том, что рынок "классических" ПК падает, уступая дорогу смартфонам и планшетам, я уже много раз писал. А какие еще тенденции наблюдаются сегодня?


Отстающая Европа

Неприятный факт: исследование консалтинговой компании AT Kearney свидетельствует, что Европа значительно отстает в IT-развитии от Азии и США. Только девять из 100 ведущих компаний сектора hi-tech расположены в Европе (после покупки Nokia корпорацией Microsoft их останется восемь). И если IT-сегмент продолжит слабеть, это создаст долгосрочную угрозу для экономики региона.

Один из авторов исследования, Аксель Фрайберг, говорит: "Сильный сектор высоких технологий - это двигатель для инноваций, необходимых для создания преимущества европейским компаниям в условиях жесткой конкуренции". По его мнению, такие сделки, как покупка британского разработчика ПО, компании Autonomy, американской HP, - это пример того, как европейский бизнес теряет позиции перед быстро развивающимися азиатскими и американскими конкурентами.

 

Во многом причина неудач - в высоком уровне жизни европейцев. Европа не может конкурировать с азиатами в части издержек на оплату труда - труд индийских и российских программистов, китайских сборщиков смартфонов и тайваньских производителей HDD обходится в разы дешевле. В такой ситуации Европе принципиально важно сохранить компании, занятые инновациями и разработками IT-новинок - именно это поспособствует экономическому росту.

"К 2025 году на электронику и встроенное ПО будет приходиться до 65% от общей стоимости нового автомобиля. Поэтому неоспоримо, что Европе необходимы информационно-коммуникационные технологии, чтобы конкурировать в автомобильной, инженерной и других отраслях", - считает Аксель Фрайберг.

По оценкам Филипа Гриниша, главы Королевской инженерной академии наук Великобритании, к 2020 году только в его стране будет не хватать 1,25 млн ученых, техников и инженеров. А по данным Национального научного совета США (NSB), только 17% европейских студентов поступают на инженерные, математические и компьютерные специальности - против 29% в Южной Корее и 31% в Китае и Тайване.

И на то есть конкретные финансовые причины. Высокотехнологичные компании Европы слабы, а потому непрестижны и не могут платить более высокие зарплаты, чем, скажем, в финансовом или каком-то ином секторе. Соответственно, они малопривлекательны как для молодых специалистов, так и для инвесторов.

Аксель Фрайберг считает, что для развития европейской IT-отрасли требуется заключать больше стратегических партнерских соглашений. Прецедент уже есть - на такой основе создавались сети GSM, второе поколение которых было разработано именно в Европе. "Сейчас Китай и Южная Корея разрабатывают следующее поколение мобильных сетей, другие регионы благодаря этому ускоряются, вот что движет вперед их промышленность", - говорит он.

В Европе хорошо понимают проблему. Еврокомиссия уже приняла программу по развитию инноваций Horizon 2020, которая предполагает, что до 2020 года в IT-промышленность Европы будет инвестировано около 70 млрд евро. Но загвоздка в том, что пока нет генерального стратегического плана реформ, а без него будет сложно решить сегодняшние проблемы.


Неуверенные принтеры

Как свидетельствует CNews, в 2013 году мировые поставки принтеров, копиров и МФУ снизились на 1,6% до 111,7 млн штук по сравнению со 113,5 млн в 2012-м. Такова оценка исследовательской компании IDC. И, по ее же оценке, рынок будет восстанавливаться на протяжении 2014 года. Для сравнения: в 2012 году мировой рынок печатающих устройств сократился на 9,9% в количественном выражении по сравнению с 2011-м.

Хотя рынок сократился, аналитики считают, что прошлый год в целом стал относительно удачным для производителей печатающих устройств, поскольку к концу года многие из них смогли вернуться к уверенному росту. Так, поставки Epson в IV квартале выросли на 8,6%, а HP - на 5,4%. Эти корпорации заняли по итогам IV квартала, соответственно, 3-е и 1-е места. Но лучшие темпы в IV квартале продемонстрировала Brother, увеличив поставки на 12% и заняв 4-ю строчку рейтинга. На 2-м месте за квартал расположилась Canon, а на 5-м - Samsung.

В целом по итогам всего 2013 года расстановка сил такая же, но первые кварталы были для производителей очень тяжелыми. Значимого роста сумела добиться только Brother, остальные - или сократили поставки (Epson, Samsung), или увеличили их очень слабо (HP, Canon).

Сегодня рынок восстанавливается преимущественно за счет роста спроса на лазерные принтеры. В IV квартале 2013-го их продажи возросли на 4,5% в сравнении год к году, а по итогам всего 2013 гоода - на 3,6%.

Мировые поставки печатающих устройств (шт.), топ-5 производителей
Компания 2013 Доля рынка в 2013 2012 Доля рынка в 2012 Рост год к году
HP 44,590,770 39.90% 44,177,735 38.90% 0.90%
Canon 23,084,944 20.70% 22,993,127 20.30% 0.40%
Epson 15,538,075 13.90% 16,839,055 14.80% -7.70%
Brother 8,205,724 7.30% 7,572,048 6.70% 8.40%
Samsung 5,685,563 5.10% 5,891,740 5.20% -3.50%
Прочие 14,572,615 13.00% 16,056,735 14.10% -9.20%
Всего 111,677,691 100.00% 113,530,440 100.00% -1.60%


Big Data пока себя не оправдывают

Первые коммерческие проекты в новой для IT-индустрии отрасли "Больших данных" (Big Data) оказались, в большинстве своем, неудачными. Компании, которые взялись за их реализацию, неверно предположили, что сама по себе покупка и применение соответствующих программных решений автоматически принесет их бизнесу пользу. Но этого не произошло, о чем свидетельствует исследование, проведенное компанией Deloitte.

В частности, аналитики Deloitte пришли к выводу, что во многом причиной неудачи этих проектов оказались сложности при работе с ПО с открытым кодом: реализовывавшие проекты Big Data компании неэффективно использовали этот софт и не смогли грамотно интегрировать его с существующими системами. То есть, сами программы работали нормально, но сказался "человеческий фактор" - у IT-специалистов компаний не хватило знаний для работы с "Большими данными".

Ведущий технологический консультант Deloitte в Австралии Тим Наджент отмечает, что сегодня разработчики софтверных решений в сегменте Big Data значительно упростили процесс внедрения технологий, подобных Hadoop. Однако, по мнению экспертов, неудачи, о которых пишет Deloitte в своем исследовании, неизбежны для любых проектов, в рамках которых технологии внедряются ради самих технологий.

Именно поэтому многие компании не справились с воплощением потенциала Big Data в своих амбициозных проектах. Компании, рассчитывавшие получить конкурентное преимущество за счет "Больших данных", не знали, что именно им нужно искать и как применять полученные знания. "Сейчас компании понимают, что данные должны работать на бизнес. На ранних этапах речь шла только об интеграции и консолидации данных", - говорит Наджент.

"Основной вызов для компаний заключается не в обработке больших данных, а в поиске среди них новых взаимосвязей для получения дополнительной прибыли. Это получается не у всех", - цитирует CNews Вячеслава Цыганова, вице-президента по информационным технологиям банка "Тинькофф Кредитные Системы". Вячеслав рекомендует компаниям, начинающим проект в сфере Big Data, прежде всего сформулировать бизнес-задачу и четко определить источники данных, которые влияют на релевантность полученных результатов. "Начинайте с малого. Прежде чем войти в воду, попробуйте ее. Технологий много и не все из них подходят для конкретной задачи. Не торопитесь. Много идей приходит из смежных отраслей и порой достаточно их просто адаптировать", - советует он.


Российские интернет-компании растут на непрофильных сегментах

На минувшей неделе свою финансовую отчетность за 2013 год обнародовали российские интернет-холдинги "Яндекс" и Mail.ru Group. Судя по отчетам, оба холдинга нарастили выручку во всех сегментах, включая контекстную и медийную рекламу. Однако бизнес вели по-разному. Так, "Яндекс" который пока получает порядка 90% своей выручки от контекстной рекламы, весь прошлый год хорошо рос и в медийном сегменте.

Как констатирует деловое издание "Ведомости", по темпам роста у "Яндекса" медийная реклама постепенно догоняет основной бизнес компании - контекстную рекламу. Выручка "Яндекса" от контекстной рекламы выросла в 2013-м на 39% до 35,46 млрд руб. А продажи медийной рекламы увеличились за год на 30% до 3,37 млрд руб. При этом Доходы "Яндекса" в сегменте медийной рекламы росли выше рынка весь прошлый год: например, за девять месяцев 2013 года рост составил 37%, тогда как весь медийный рынок в Рунете вырос на 13%. В результате выручка "Яндекса" за 2013-й увеличилась на 37% до 39,5 млрд рублей, чистая прибыль - на 64% до 13,5 млрд руб.

В свою очередь Mail.ru Group, которая всегда занимала сильные позиции в медийной рекламе, по итогам 2013-го нарастила выручку в этом сегменте лишь на 8,2% - до 5,4 млрд руб. А наибольший рост компания показала в сегменте контекстной рекламы: ее продажи подскочили на рекордные 57,5%, до 3,8 млрд руб. Совокупная выручка Mail.ru Group выросла в 2013-м на 29,6% до 27,4 млрд руб. Чистая прибыль увеличилась на 36,1% до 11,4 млрд рублей.

Представители Mail.ru Group не раз заявляли, что компания поэтапно отходит от чисто медийной рекламы, концентрируясь на таргетированной рекламе: это и объясняет снижение роста в медийном сегменте и рост в контексте. В целом Mail.ru Group показала сильные результаты и высокую рентабельность, прежде всего за счет низкого роста расходов на персонал. У "Яндекса" хорошо росла выручка, но холдинг показал малую рентабельность по причине больших расходов на выплаты партнерам, включая ту же Mail.ru.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также