20 лет Байнету

В этом году доменной зоне .by исполняется 20 лет. По просьбе DW сетевые эксперты рассказали о том, каким был белорусский интернет в первые годы существования, и что с тех пор изменилось.

Корпорация по присвоению имен и номеров в интернете (ICANN) 5 мая 1994 года ввела доменную зону .by. Эту дату можно считать днем рождения Байнета.

В мае 1994 года ООО "Открытый контакт" получило статус координатора национального адресного пространства (домена верхнего уровня BY). Это сделало возможным создание белорусских интернет-сайтов с окончанием .by.

В настоящее время доменная зона Беларуси насчитывает более 100 000 зарегистрированных доменов, сообщает domain.by.

Эксперт минского агентства Gemius, занимающегося исследованиями интернет-рынка, Михаил Дорошевич в интервью DW рассказал, что первый раз "лично увидел" интернет летом 1995 года. Тогда это были в основном текстовые сайты на английском языке.

Годом ранее Михаил зарегистрировал корпоративную электронную почту в доменной зоне . by. Но чтобы сделать это, ему пришлось поехать в Москву: "Чтобы открыть два ящика электронной почты, надо было лететь в соседнюю страну!" - вспоминает Дорошевич.

Руководитель интернет-компании "Акавiта" Федор Короленко первый раз столкнулся с интернетом в феврале 1997 года в первый день работы в компании-операторе по предоставлению услуг электросвязи "Белтелеком". "Это было одно из немногих мест в Беларуси, где действительно был интернет. Когда я учился в институте, я о нем только слышал", - поделился он с корреспондентом DW.

В скором времени Короленко создал свой первый сайт. Он был посвящен мультфильму "Король Лев" и, как оказалось, стал первым сайтом на белорусском языке. Правда, сайт был зарегистрирован под доменом .com, так как домены в зоне .by тогда еще не были доступны простым смертным. Федору пришлось просить о помощи американского знакомого, поскольку для регистрации сайта понадобился номер кредитной карточки, а в Беларуси они тогда еще мало у кого были.

Через два года Короленко именно из-за этого сайта создал компанию "Акавiта": "Тогда счетчики показывали просто посещение сайта, а если определяли регион, откуда пришел пользователь, то делали это по домену. Большинство доменов .net и .com - показывали, что посетитель из неизвестной страны. Меня это не удовлетворяло. Поэтому я для себя сделал сервис. Так возникла "Акавiта" - счетчик и каталог".

В феврале 1999 года "Белтелеком" запустил общенациональную систему беспарольного коммутируемого доступа (Dial-up), которая сделала интернет действительно массовым, поскольку отныне подключиться к Сети мог уже буквально каждый, если он имел телефон, компьютер и модем.

Уже осенью 2001 года социологи из Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) зафиксировали более 1 миллиона пользователей интернета в Беларуси, но ежедневная аудитория оказалась на уровне 100 тысяч человек. Для 10-миллионной Беларуси цифры казались парадоксально большими. В них отказывались верить.

"Сегодня в Беларуси без малого 5 миллионов пользователей в возрасте 15-74 лет. Ежедневная аудитория в марте этого года была 3,5 миллиона. А в выходные - 3 миллиона", - рассказывает представитель Gemius Михаил Дорошевич.

По его словам, за последние два года белорусская аудитория выросла незначительно - на 600 тысяч пользователей, но ежедневное использование возросло на 1 миллион человек. "Это люди как люди. Интернет это уже не такая передовая область, и люди выступают простыми потребителями информации, забывая о том, что они могут быть создателями", - отмечает Михаил Дорошевич.

По материалам Deutsche Well

Версия для печатиВерсия для печати

Регион: 

Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!