Злоключения Twitter и Facebook в России

На фоне антизападного обострения в среде московских чиновников появляются все новые идеи на тему «чего бы еще такого нерусского запретить?». Не контролируемые российскими властями зарубежные соцсети и различные интернет-сервисы и прежде вызывали глухое раздражение у озабоченного патриотизмом чиновничества – и теперь представители властей стараются найти любой повод, чтобы запретить, скажем, Facebook или Twitter. Пока получается не очень, но тенденция выглядит тревожно.

Последние пару лет высокопоставленные чиновники только глухо ворчали на тему «засилья» иностранных интернет-сервисов, но серьезных действия не предпринимали. Инциденты вроде блокировки YouTube, «Википедии» или «выговоров» Google были все-таки локальными событиями. Но теперь, когда противостояние России и Запада достигло уровня времен «холодной войны», альтернативно одаренные госчиновники решили: Рунет пора «чистить» от «непатриотичных» интернет-сервисов.

Короткая, но яростная схватка произошла в пятницу, 16 мая. С утра газета «Известия» опубликовала интервью с заместителем главы Роскомнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) Максимом Ксензовым. Чиновник, в частности, заявил журналистам: компания Twitter, отказываясь выполнять предписания Роскомнадзора об удалении противозаконной информации, создает условия для блокировки ресурса в России.

В частности, Максим Ксензов рассказал газете, что Twitter работает по протоколу https, где применяется шифрование при передаче информации о пользовательских запросах к страницам сайта. Именно по этой причине российские системы, ответственные за блокировку отдельных страниц сайта, не могут распознать зашифрованный трафик. «Таким образом, блокировка одного-единственного противозаконного "твита" автоматически приводит к тому, что без доступа к ресурсу остается вся его аудитория. Страдают законопослушные пользователи», – сказал Ксензов. По его словам, если Google или Facebook прислушиваются к предписаниям удалить незаконный контент, то Twitter последовательно отказывается выполнять требования Роскомнадзора.

«Всегда существует определенная черта, тот предел неконструктивного взаимодействия, за которым государству не остается больше ничего, кроме как защищать интересы общества. Получается, что, отказываясь выполнять законные требования государственных органов, корпорации подставляют своих пользователей. … Это делает блокировку Twitter в России практически неизбежной», – отметил замглавы регулятора.

 

Впрочем, не особо стесняясь, он тут же откровенно изложил и идеологические претензии к Twitter. «Я несколько раз проводил видеоконференции с представителями Twitter. В компании работает несколько десятков человек, система управления рассредоточена, – рассказал Максим Ксензов. – Сотрудник, который там отвечает за взаимодействие с другими странами, – бывший советник министра энергетики США. Само по себе такое кадровое решение наводит на определенные мысли. У меня есть стойкое ощущение, что Twitter – это глобальный инструмент продвижения политической информации. Во взаимодействии с нами они используют свою аудиторию как средство достижения целей. При этом значимость пользователя как личности, его интересы для этой компании сведены к уровню плинтуса».

Заодно чиновник не упустил возможности пожаловаться и на Google: «У Google в нашей стране есть представительство, с которым мы общаемся. Но с их стороны это общение часто сводится к своеобразной игре. В какой-то ситуации они могут самостоятельно принимать решения, а в какой-то – кивают на заокеанских корпоративных юристов и менеджеров и разводят руками: от нас, мол, ничего не зависит. Когда речь идет о деньгах, то все от них зависит. А там, где государство предъявляет свои законные требования, их полномочия внезапно и резко сокращаются».

По мнению замглавы Минкомнадзора, решить проблемы с зарубежными интернет-сервисами можно, создав их российские аналоги – подобным образом поступил Китай, напомнил Ксензов. По его словам, отечественные продукты должны не просто копировать существующие сервисы, но и составлять им конкуренцию. А уж чиновники позаботятся о том, чтобы расчистить для них рыночную нишу: «Мы завтра же можем в течение нескольких минут заблокировать Twitter или Facebook в России. Мы не видим в этом больших рисков. Если в какой-то момент мы оценим, что последствия от “выключения” социальных сетей будут менее существенными по сравнению с тем вредом, который причиняет российскому обществу неконструктивная позиция руководства международных компаний, то мы сделаем то, что обязаны сделать по закону».

Для справки: российское законодательство относит к «незаконной информации» экстремистские материалы, в том числе призывы к участию в несогласованных с властями акциях протеста, детскую порнографию, пропаганду суицида и употребления наркотиков. За распространение такой информации Роскомнадзор вправе заблокировать интернет-ресурс даже без судебного решения (соответствующие поправки в закон «Об информации» вступили в силу в феврале 2014 года). Но тут есть серьезный побочный эффект: большинство провайдеров в России не имеют технической возможности блокировать отдельные страницы, и потому блокируют сайты по IP, что приводит к массовой блокировке различных ресурсов.

Позднее в тот же день пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский подтвердил телеканалу «Дождь»: «В ведомстве действительно рассматривают возможность полной блокировки Twitter и Facebook и не видят в этом никаких рисков. Ксензов достаточно четко и подробно сформулировал позицию Роскомнадзора. Это заместитель руководителя. Естественно, он выступал не как Максим Ксензов, а как официальный представитель нашего ведомства».

Сказать, что Рунет в считанные часы «встал на дыбы» – ничего не сказать. Что неудивительно: число пользователей Twitter в России превышает 1 млн человек, число российских пользователей Facebook – более 21,4 млн человек. Но дело даже не в этом. Ксендзов с соратниками не учли нескольких скорее психологических моментов. Во-первых, Twitter стал для российской элиты очень удобным инструментом, обеспечивающим ей публичность, постоянное присутствие в медиа-пространстве. Достаточно просмотреть ведущие российские СМИ, чтобы увидеть там огромное количество цитат из «твитов» высокопоставленных чиновников, поп-звезд, политиков, общественных деятелей и т. д.

Что же до Facebook, то все та же российская «элита», как и «креативный класс», предпочитают использовать именно эту соцсеть. И те и другие считают (достаточно обоснованно) «ВКонтакте» – уделом «малолеток», а «Одноклассники» – уделом «офисных хомячков». (Замечу, в Беларуси расклад аналогичный)

В общем, сложные отношения Ксендзова с объективной реальностью привели к тому, что он закономерно получил «отлуп» на самом высшем уровне российской власти. Сперва премьер-министр РФ Дмитрий Медведев написал у себя в Facebook: «Как активный пользователь социальных сетей считаю, что российское законодательство обязаны соблюдать все: и сами сети, и пользователи. Но отдельным чиновникам, отвечающим за развитие отрасли, надо иногда включать мозги. И не давать интервью, объявляющих о закрытии соцсетей».

А чуть позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил все той же газете «Известия», комментируя слова замглавы Роскомнадзора о неизбежной блокировке Twitter: «Использовать пробелы в законодательстве и двойное прочтение тех или иных моментов для гонений на СМИ или социальные сети недопустимо. В этом процессе как контролирующие органы должны проявлять максимум ответственности, так и социальные сети должны проявлять максимум ответственности на предмет соблюдения законодательства».

После этого замглавы Роскомнадзора был вынужден резко «сдать назад». «Мои высказывания надо воспринимать как еще один призыв к Twitter с тем, чтобы наладить конструктивный диалог», – сказал Ксезнов «Газете.Ru». А в интервью «Интерфаксу» Максим Ксензов вообще заявил, что его ведомство не планирует ни к чему закрывать доступ. «Никто не говорил о закрытии доступа к популярным соцсетям в России, речь шла о том, что администрация некоторых ресурсов, в частности Твиттера, не реагирует на наши запросы в связи с применением российского законодательства в области противодействия распространению экстремистской информации, – поведал он. – Ситуация с Твиттером возникла именно в связи с правоприменением закона, касающегося распространения экстремистской информации. Кроме того, можно говорить о том, что администрация Твиттера не один раз проигнорировала наши требования. Поэтому мои слова о возможной блокировке этого ресурса были, скорее, словесным предупреждением руководства Твиттера. Мы уверены, что в ближайшее время сможем договориться и урегулировать все наши вопросы с ними».

В результате все закончилось выговором. Уже утром субботы пресс-служба Минкомсвязи РФ сообщила: Ксензову объявлен выговор по результатом служебной проверки с формулировкой «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей», выразившееся в нарушении федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Ждем следующего обострения…

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя Dmitry

Ждем следующего обострения

спасибо, нет.

Аватар пользователя leo3

А я вижу проблему и чиновника в определенной степени понимаю. Но запрет - это не всегда лучший выход.  Я считаю необходимым введение глобального контроля над глобальными соцсетями. Должен быть полномочный, коллегиальный, интернациональный орган с представительством западных стран, России, Китая, африканского континента, латинов, исламского мира, который бы вел мониторинг деятельности глобальных соцсетей и предотвращал бы их использование в цветных революциях, разжигании религиозных расприй, национализма всех мастей и т.д.