Россия не теряет надежду заполучить «Интеграл» под свой контроль

В ближайшее время следует ожидать активизации усилий Москвы по созданию совместного предприятия на базе белорусского «Интеграла» и российской «Росэлектроники» для производства электронных компонентов специального назначения.

Микроэлектроника космического назначения — одна из двух болевых точек (еще одна — станкостроение) современной российской экономики. Об этом заявил, выступая недавно перед студентами Омского государственного технического университета, вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс.

В этой критически важной для страны области «мы зависимы от чужого», сказал чиновник. Отсюда вытекает настоятельная потребность в импортозамещении.



Рогозин отнюдь не открыл Америку. На плачевную ситуацию с производством электронных микросхем космического и военного назначения в России уже указывали авторитетные эксперты. Однако особое звучание словам вице-премьера придает то обстоятельство, что сейчас, после введения Западом экономических санкций, Москва не может получать нужные электронные компоненты от США и их союзников.

Об этом, например, говорил академик Российской академии космонавтики, член Федерации космонавтики России Александр Железняков. По его словам, отсутствие в России собственной радиоэлектронной элементной базы ставит под вопрос возможность производства в стране космических аппаратов, в частности спутников (в том числе разведывательных).

Вашингтон после крымских событий наложил запрет на поставку Москве как космических аппаратов, в которых используется американская элементная база, так и электронных компонентов made in USA. В результате России нужно либо налаживать выпуск собственных элементов, либо отказываться от изготовления спутников.

Наладить собственное производство изделий микроэлектроники очень трудно, причем это будет очень затратно и очень небыстро. Но когда-то надо начинать, иначе на самостоятельной космической отрасли можно ставить крест.

Николай Тестоедов, гендиректор российского предприятия «Информационные спутниковые системы» (ИСС) в марте указывал: доля электронных компонентов иностранного производства в космических аппаратах (в том числе военных спутниках), выпускаемых ИСС, колеблется от 25% до 75%.

А глава холдинга «Роскосмос» Игорь Комаров предупредил еще в прошлом году, что, хотя промышленность активно работает над программой импортозамещения, после 2015 года с электроникой у российской космонавтики могут возникнуть проблемы.

Речь идет не только о запуске научно-исследовательских аппаратов. Гораздо более опасен для Москвы безвозвратный выход из строя спутникового компонента системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) из-за отсутствия замены исчерпавшим свой ресурс космическим аппаратам.

В России крайне мало внимания уделяется военному космосу в целом и СПРН в частности, считает бывший начальник управления аппарата Совета безопасности России, экс-начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин.

Сегодня возможности космического эшелона СПРН России крайне ограниченны. Преобладающее внимание уделяется наземному эшелону, сооружению радиолокационных станций типа «Воронеж». Но одновременно надо активно работать над космическим эшелоном в контексте Единой космической системы обнаружения и боевого управления, отмечает Есин.

Однако, подчеркивают специалисты, без собственного производства электронных микросхем космического назначения создать полноценную спутниковую группировку СПРН у России не получится.

Задача осложняется тем, что к космическим и военными микросхемам предъявляются повышенные требования.  В первую очередь они касаются надежности (как самого кристалла, так и корпуса), устойчивости к вибрации и перегрузкам, влажности; температурный диапазон работоспособности должен быть существенно шире, чем у изделий гражданского назначения.

Важна также стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. И наконец, если микросхема создается специально для космоса — стабильность параметров по мере медленного набора суммарной дозы облучения и выживание после встречи с тяжелыми заряженными частицами космической радиации.

Опыт создания электронных микросхем, отвечающих столь высоким требованиям, имеет белорусский холдинг «Интеграл».  Так, подразделение «Интеграла» — предприятие «Белмикросистемы» в конкуренции с французскими и американскими компаниями выиграло тендер на разработку микросхем специального назначения для индийского национального космического агентства. Уже идут поставки этих изделий. Предприятие получило приглашение участвовать в подобных тендерах и на следующий год.

Все это не секрет для россиян, которые считают белорусов одними из основных партнеров в создании микросхем военного и космического назначения. В частности, сейчас формируются три программы в области электроники в рамках Союзного государства.

Выделим программу «Технология-СГ», которая будет реализовываться под эгидой Национальной академии наук Беларуси и «Роскосмоса».

В том, что эта программа продвигается первой, нет ничего неожиданного: работа «Интеграла» с «Роскосмосом» имеет уже немалую историю. Например, в рамках предыдущей союзной программы «Основа» (2010-2013 годы).

За время ее реализации белорусская сторона разработала и освоила в серийном производстве 62 типа микросхем, 8 типов транзисторов, 16 типов стабилитронов и 3 типа диодов двойного и специального назначения, а также ряд новых технологических процессов и библиотек проектирования.

В качестве основных исполнителей и соисполнителей при реализации «Основы» выступили коллективы около 40 научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий Беларуси и России.

Отмечу, что не снят с повестки дня и вопрос об объединении «Интеграла» c компанией «Росэлектроника», включенный в пятерку важнейших совместных проектов двух стран. Хотя руководство Беларуси очевидно не спешит, рассчитывая, вероятно, в будущем взять с России более выгодную цену.

Трудно предположить, что у «Интеграла» есть альтернатива: изначально его производство было «заточено» под военные нужды, а 75% союзного оборонно-промышленного комплекса досталось России. Хотя сегодня продукция «Интеграла» поставляется в 27 стран, крупнейшим потребителем остается Российская Федерация.

Туда идут в основном микросхемы и полупроводниковые приборы общегражданского, двойного и специального назначения. В стоимостном выражении годовой объем поставок в Россию достигает более 70 млн долларов, что составляет 15-17% емкости российского рынка электронной компонентной базы двойного и специального назначения.

Благодаря этому сегодня, когда многие белорусские предприятия не знают, куда сбывать товар, «Интеграл» работает на полную катушку.

Источник

 
Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Страницы

Отмечу, что не снят с повестки дня и вопрос об объединении «Интеграла» c компанией «Росэлектроника»

Информация конца марта текущего года (http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Vopros-objedinenija-Integrala-i-Roselektroniki-do-sih-por-aktualen---Dudkin_i_700263.html).

Достаточно прочитать первый абзац, посмеяться - и дальше можно не читать! Мечты, мечты... И сказки про какие-то радиационно-стойкие технологии Интеграла, недоступные никому! 

Статья, конечно, надерганная, но:

И сказки про какие-то радиационно-стойкие технологии Интеграла, недоступные никому!

Обладаете инсайдом?

Аватар пользователя leo3

Объединение научного и производственного потенциала России и нашей республики - единственно возможный вариант для нас остаться технологической страной. Интеграция Интеграла (а вместе с ним и БелОМО) в совместное российско-белорусское технологическое и оборонное пространство - единственно правильная тенденция. Вот это был бы настоящий парк высоких технологий + еще нии подключить, те которые еще остались, реанимировать их и оживить... пока еще возможно... Радиоэлектронику в свое время (еще в СССР) прос...ли. Нужно наверстывать, иначе - хана.

Аватар пользователя mike

Объединение научного и производственного потенциала России и нашей республики - единственно возможный вариант для нас остаться технологической страной. ... Нужно наверстывать, иначе - хана.

Полностью согласен.

Объединение научного и производственного потенциала России и нашей республики - единственно возможный вариант для нас остаться технологической страной.

У нас (на Украине) лица принимающие решения этого так и не поняли.

Аватар пользователя mental

Объединение научного и производственного потенциала России и нашей республики - единственно возможный вариант для нас остаться технологической страной.

А почему не Польши? Не Китая? Не Зимбабве?

Аватар пользователя mike

Потому что на эти страны мы не были ранее завязаны. Китай, конечно, еще как привлекателен, как партнер, но языковый барьер... Впрочем, с помощью промежуточного английского -- возможно, возможно...

Китай, конечно, еще как привлекателен

Особенно при тесном взаимодействии с Россией.

И еще важен уровень решаемых задач. Никто в здравом уме не допустит чужих до решения задач собственной безопасности.

При чем здесь инсайд? Обладаете знанием полупроводниковых технологий?

Страницы