Не забудьте о часах

Новые часы, компьютеры, мобильные телефоны и другие товары нужно маркировать

С целью ограничить присутствие на отечественном рынке "серого" импорта, обеспечить безопасность использования потребителями товаров, легальность происхождения которых подтверждена, государством была установлена обязанность осуществлять маркировку отдельных видов товаров контрольными (идентификационными) знаками.

Перечень товаров, подлежащих маркировке, был установлен в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 1030 от 29.07.2011. В нем в частности указаны такие товары, как: часы; масло растительное, разлитое в тару; консервы рыбные в жестебанке, соки, воды; пиво солодовое, разлитое в тару; масло моторное, разлитое в тару; моющие средства для стирки изделий из различных видов тканей, моющие и чистящие средства для стекол в таре, кофе, чай, антифризы, обувь, принтеры, вычислительные машины (ноутбуки), мобильные телефоны, аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски и др.), содержащие фонограммы и (или)аудиовизуальные произведения, мониторы, телевизоры и т.п.

Согласно пунктам 1.2. и 1.4.2. Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 "О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками" запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, указанных в вышеуказанном перечне, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка. При этом маркировка товаров, указанных в данном перечне, контрольными (идентификационными) знаками осуществляется на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии, - до предложения этих товаров для продажи, в том числе до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи.

Так, например, согласно пункту 2.1.15. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.08.2011 № 32 "О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками" (вместе с "Инструкцией о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков" установлено, что маркировка часов, за исключением часов, бывших в употреблении, контрольными (идентификационными) знаками юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обязанными осуществлять маркировку товаров контрольными знаками, осуществляется путем нанесения контрольного знака формата 17 x 18 мм с сокращенным наименованием товара "Часы" на любое место поверхности потребительской тары (упаковки). В случае двойной (тройной) упаковки - на наружную упаковку. При отсутствии потребительской тары (упаковки) - путем нанесения контрольного знака формата 17 x 18 мм с сокращенным наименованием товара "Часы" на изделие в местах, не ухудшающих потребительских качеств часов и обеспечивающих сохранность контрольного знака до момента их реализации потребителю.

 

Хранение, реализация, транспортировка и использование товаров без контрольных (идентификационных) знаков влечет административную ответственность в соответствии со статьей 12.35 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

Приведем пример.

Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что индивидуальным предпринимателем С. на торговом месте на мини-рынке осуществлялось хранение и реализация новых часов наручных общим количеством 26 штук на сумму 2800000 руб. согласно протокола описи арестованного и (или) изъятого имущества, подлежащих маркировке контрольными знаками, без нанесения на данный товар контрольных знаков (Архив хозяйственного суда Гродненской области. Постановление от 04.03.2013 по делу № 10-12Ап/2013). В ходе проверки описано и изъято товарно-материальных ценностей на общую сумму 2800000 рублей.

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.35 КоАП.

Факт совершения правонарушения и свою вину предприниматель С. признает и раскаивается, указывает на то, что контрольные знаки ранее на данных часах имелись, но отклеились по причине холода. Доказательств наличия у С. контрольных знаков на упомянутые часы лицо, в отношении которого ведется административный процесс представить в суд не смогло.

Виновные действия ИП С. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколом осмотра, протоколом опроса, актом контрольной закупки, иными доказательствами.

Исследовав приложенные к проколу об административном правонарушении документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.35 КоАП.

В соответствии со ст. 12.35 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

  • факт совершения административного правонарушения и вина индивидуального предпринимателя С. подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
  • ИП С. вину признает, к административной ответственности за данное правонарушение привлекается впервые, выплачивает кредит, имеет двух иждивенцев, один из которых - ребенок 1997 г.р., инвалид с детства;
  • не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Поэтому, с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное ст.12.35 КоАП, в виде штрафа размере 2 базовых величин (200000 рублей), с конфискацией изъятого товара.

Применение наряду с административным штрафом конфискации немаркированного контрольными (идентификационными) знаками товара суд мотивирует невозможностью его дальнейшего использования в хозяйственном обороте.

О необходимости осуществлять маркировку товаров, перечисленных в начале статьи, следует помнить. В противном случае высока вероятность наступления неблагоприятных последствий, указанных в примере судебной практики.

С.Ч. БЕЛЯВСКИЙ,
судья хозяйственного суда Гродненской области,
заместитель председателя Гродненского областного отделения Союза юристов

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также