Госдума против Рунета

Госдума России приняла ряд радикальных поправок к «антипиратскому закону», регулирующему борьбу с контрафактным контентом в Сети. Поправки очень серьезные: отныне действие закона распространяется не только на цифровые копии фильмов, но и на книги, музыку и компьютерный софт. Со своей стороны, уже довольно влиятельная российская интернет-индустрия признала «антипиратский закон» неэффективным и старается наладить взаимопонимание с правообладателями, разъяснить им особенности интернета как совершенно уникальной медиа-среды.

В России затеянная властями кампания по борьбе с нелицензионной продукцией в Сети набирает обороты. 13 марта Госдума РФ приняла в первом чтении поправки к так называемому антипиратскому закону. Расширение полномочий «антипиратского» закона давно лоббировали правообладатели и распространители лицензионной продукции. Как оказалось, наиболее податливым объектом лоббирования стал вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.

Принятые поправки носят принципиальный характер: они распространяют действие закона на все объекты авторских и смежных прав, то есть на музыкальные произведения, литературу и компьютерные программы, помещаемые в Сети. Ранее под «антипиратский закон» попадали только фильмы и телесериалы, нелегально размещенные в Рунете. В случае принятия данных поправок закон вступит в силу 1 июля 2014 года.

Но самое печальное в данном случае даже не ограничение доступа к контрафакту, которому в реальной жизни бывает сложно найти легальную замену. А то, что новая версия закона, в случае его принятия в нынешнем виде, даст в руки правообладателям «безмозглую дубину», никаким образом не учитывающую интересы рядовых пользователей. Судите сами: новые поправки предусматривают блокировку не конкретного контента, а всего ресурса, на котором появился контрафакт, пусть даже это произошло не по вине и вообще без ведома владельца ресурса. Иначе говоря, если интернет-оператор не имеет технических возможностей для блокировки конкретного спорного контента, ему придется заблокировать весь ресурс. И прецеденты уже есть: в разное время и в разных регионах России уже блокировали и YouTube, и «Яндекс».

При этом одна из поправок, предложенных депутатам, предполагает освобождение операторов от ответственности перед правообладателями и пользователями за ограничение доступа к порталу. Более того, вообще потрясает норма закона, согласно которой правообладатели не должны будут обосновывать то, что блокировка станет соразмерной мерой по отношению к порталу, разместившему нелегальный контент.

 

«В текущем виде механизм блокирования сайтов в рамках принятия Мосгорсудом предварительных обеспечительных мер применяется фактически в автоматическом режиме, и ни в одном судебном акте не приводится обоснование того, на основании каких доказательств суд сделал вывод, что блокировка сайта является соразмерной нарушению мерой», – утверждают в компании «Яндекс».

Попросту говоря, российские депутаты готовы принять закон, который позволит по заявлению юридического либо даже частного лица блокировать целые массивы информации, размещенной вполне правомерно. То есть необоснованно ограничиваются права третьих лиц, рядовых интернет-пользователей, которым даже не предоставляется какой-либо возможности (легального механизма) высказать возражения против такой блокировки.

Понятно, что российские интернет-компании, стараясь избежать необоснованной блокировки всего своего контента, уже сейчас подстраиваются под новый закон. В большинстве случаев – вводят систему премодерации размещаемого контента.

Напомню, что в своем изначальном виде «антипиратский закон» в России вступил в силу 1 августа 2013 года. В нем впервые была прописана процедура ограничения доступа к интернет-ресурсам, разместившим контрафактный контент. Для этого правообладателю достаточно подать заявление в Мосгорсуд – а уже он выносит решение о принятии так называемых «предварительных обеспечительных мер» – то есть блокировки доступа к ресурсу. Ответственный за контроль блокировки – Роскомнадзор. Именно это ведомство отправляет интернет-провайдерам официальный приказ заблокировать тот или иной ресурс на протяжении трех дней. Реальная законоприменительная практика пока такова: к концу декабря 2013-го в Роскомнадзор поступило 75 определений суда о блокировке ресурсов, 10 порталов было заблокировано и было принято 19 судебных решений.

Понятно, что и изначальный «антипиратский» закон, и нынешние «расширения» для него, вызвали бурное негодование российских интернет-пользователей и интернет-компаний. Юристы последних сразу назвали закон «недоработанным и опасным», пояснив, что он негативно скажется на всем Рунете так как под его действие попадают вполне добросовестные сайты, которые оперативно удаляют контент по прямому требованию правообладателя, а не только по решению суда.

Впрочем, справедливости ради надо признать, что интернет-ресурсы и заинтересованные пользователи быстро научились обходить закон и использовать альтернативные технологии доступа к информации. «Это еще раз подчеркивает, что законы, которые принимает государство в сфере интернета, малоэффективны для тех людей, которые хотят и желают получить доступ к данной информации», – цитирует «Газета.Ru» одного из лидеров Пиратской партии России, главу движения «Роскомсвобода» Артем Козлюк. Он уверен, что подобные меры борьбы с пиратством малоэффективны: «Интернет был создан по таким принципам, которые позволяют обходить все законы. Это суть протоколов интернета. Но законодатели никак не могут понять эту простую мысль. Впрочем, уже есть ощущение, что игроки, которые раньше находились по разные стороны баррикад, наконец-то услышали друг друга. Интернет-площадки поняли, что правообладатели теряют деньги. Производители кино- и телепродукции осознают, что основные интернет-компании стремятся не к тому, чтобы украсть их фильмы, им важно монетизировать присутствие контента на своих площадках, и они готовы в этом случае делить доход с правообладателями».

В свою очередь, чиновники Роскомнадзора убеждены, что и интернет-отрасль, и правообладатели должны стремиться к саморегулированию. И кое-что в данном направлении действительно делается: интернет-компании и правообладатели еще летом 2013 года договорились регулировать споры в досудебном порядке. Благодаря ли этому, или по иным причинам, но за семь месяцев действия антипиратского закона количество потребителей легального видеоконтента в Рунете выросло на 30%.

«Точный прогноз по развитию рынка в цифрах, связанный именно с вступлением поправок закона в силу, вряд ли возможно дать, – говорят эксперты. – Дело в том, что многие популярные ресурсы с пиратским контентом занялись легализацией своего контента и удалением нелицензионных мультимедийных файлов еще до первых законодательных инициатив. Это естественный процесс, вызванный развитием рынка».

В Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) заявили журналистам, что их позиция по «антипиратскому» закону не изменилась. Ранее представители отрасли уже обсуждали эту инициативу и отчасти поддержали ее – как составную часть комплекса поправок в Гражданский кодекс. Но ряд пунктов нынешней редакции закона в РАЭК считают недопустимыми. В частности, членов ассоциации не устраивают требования о премодерации контента для информационных посредников и предварительной модерации контента интернет-площадками.

«Уже сегодня под уведомлением, в результате которого интернет-площадка якобы "знает о нарушении", суды понимают публикацию информации об объектах авторских прав; уже сегодня многие правообладатели злоупотребляют наличием в законе подобной оговорки, заранее (до обнаружения нарушения) рассылая интернет-площадкам "по списку" уведомления о принадлежности им прав на тот или иной объект, включающие заявления о том, что использование этого объекта иными лицами будет являться незаконным», – утверждают в РАЭК.

Между тем, российские законодатели продолжают попытки максимально зарегулировать IT-индустрию. Так, 17 марта в Госдуме состоялось заседание на тему «Инвестиционная политика в области индустрии компьютерных игр». Там представители государства пытались выяснить, как стоит правильно вкладывать деньги в игры, чтобы это шло всем на пользу. В частности, российские депутаты, оказывается, озабочены тем, что компьютерные игры, в которые играется российская молодежь, «недостаточно воспитывают патриотизм». Как результат, прозвучало предложение создать при правительстве РФ «Академию видеоигр», в которой будут сидеть человек десять и решать, во что государству вкладывать деньги.

Всё. Тушите свет.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также