Как Чемпионат мира по хоккею изменил IT-лицо Минска?

Многие эксперты были уверены, что Чемпионата мира по хоккею с шайбой 2014 изменит Минск. Были названы многие сферы, которым предстояли глобальные изменения. Одной из наиболее приоритетных называли IT-индустрию. И здесь нет ничего удивительного, ведь почти все гости столицы приезжают из стран, имеющих более развитые информационные технологии, чем Беларусь, поэтому было необходимо соответствовать их уровню.

Прошло уже более месяца после завершения Чемпионата. Так что сейчас самое время подвести итоги. Во-первых, этого достаточно, чтобы определить то, какие из изменений были «потемкинскими деревнями», созданными только ради самого события для гостей. А во-вторых, именно сейчас можно оценить то, как все же реальные новшества вписались и изменили жизнь минчан. 

«Вайфайризация» Минска. «Белтелеком» обещал нам к началу Чемпионату более 400 новых точек доступа: как платных, так и бесплатных. К сожалению, большая часть хот-спотов были созданы исключительно в «хоккейных» местах: «Минск-Арене» и «Чижовка-Арене», в гостиницах и общежитиях, где проживали спортсмены, в «зонах гостеприимства» и на вокзалах. Также некоторая часть обещанных точек доступа была размещена вне Минска – на пропускных пограничных пунктах и вдоль крупнейших трасс Беларуси.

Но с другой стороны, даже такое изменение – это уже шаг вперед. Покрытие Минска беспроводным интернетом в определенный момент пришло к стагнации. Чемпионат мира стал хорошим толчком к дальнейшей информатизации столицы.  Мероприятие принесло городу огромную прибыль. Часть которой, несомненно, составила и продажа доступа к сетям wi-fi. А что, как не экономическая прибыль, может наиболее эффективно стимулировать «Белтелеком» и других провайдеров активнее разворачивать новые хот-споты?

Но самым значительным изменением стало серьезное расширение точек продажи карточек доступа. Если раньше найти карту можно было только на почте, то сейчас они продаются вместе с проездными билетами, в метро, в киосках «Белсоюзпечати», иногда карты можно увидеть даже в магазинах. Такая доступность, несомненно, должна увеличить популярность хот-спотам и, в конечном итоге, еще больше простимулировать развитие wi-fi сетей в Минске.

 

Развитие онлайн-сервисов. Серьезной проверке подверглись, прежде всего, сайты, предоставляющие услуги онлайн-бронирования билетов. Как только стало известно расписание игр, практически в тот же момент начался активный заказ мест, особенно на матчи с участием Беларуси и России. Ажиотаж усилился после старта Чемпионата, так как очень многие болельщики не успели приобрести билеты заранее. Поэтому перед сайтами-распространителями стояла задача максимально быстро обновлять информацию о наличии свободных мест.

Стоит отметить, что белорусские сервисы бронирования билетов справились со своей работой неплохо. Ресурсы не «лежали» под наплывом посетителей, сведения об оставшихся билетах своевременно обновлялись. Из недостатков можно отметить только отсутствие ссылки на схему расположения мест в обеих аренах. Из-за этого был определенный дискомфорт при покупке билетов.

Кроме того, Чемпионат привел к появлению новых и полезных онлайн-сервисов. Самым известным, пожалуй, можно назвать тестирование услуги «Виртуальное табло» от «Минсктранса», которое позволяет в реальном времени следить за движением транспорта по Минску и пригороду. Еще одно значительное нововведение – это использование системы электронной очереди при пересечении границы, которая позволяет заранее регистрировать время въезда на территорию Беларуси.

Информатизация общества. Но самым значительным изменением стоит назвать внедрение IT в бытовые сферы минской жизни. Имеется в виду, естественно, стремительное развитие электронной оплаты проезда.

Это новшество действительно было введено в очень сжатые сроки. Всего несколько месяцев понадобилось «Минсктрансу», чтобы полностью оснастить городской транспорт электронными компостерами и считывателями многоразовых проездных. Последние можно пополнить прямо в банкоматах метро. Спустя месяц это кажется уже насколько привычным. Не верится, что еще месяц назад пробивать билет нужно было абсолютно иным способом.

Впрочем, столь поспешное внедрение электронной оплаты поезда привело к тому, что на выходе продукт в некоторых местах все же получился сырым. Во-первых, до сих пор не все контролеры оснащены специальными считывателями, которые определяли бы подлинность одноразового билета и использование проездного. Их по-прежнему приходится проверять на глазок. По этой же причине не работает и система блокировки компостеров перед проверкой.

Во-вторых, еще не закончен процесс унификации многоразовых билетов для метро и наземного транспорта. До сих пор еще используются как старые смарт-карты исключительно для «подземки».

 Еще одна новая перспективная услуга, связанная с оплатой проезда в транспорте – это «SMS-билет». Отправив всего одно короткое сообщение стоимостью стандартной разовой поездки, можно воспользоваться общественным транспортом. На мобильное устройство приходит одноразовый код, который и определяется считывающим устройством как подтверждение оплаты.

К сожалению, пока что «SMS-билет» действует только в метрополитене и доступен исключительно для абонентов life:). Когда сервис только вводился, были грандиозные планы на будущее: подключить и других операторов мобильной связи, распространить такую форму оплаты и на наземный городской транспорт, даже на железнодорожные поезда. Но, к сожалению, пока что никаких изменений в этом плане нет. Видимо, для решения этой проблемы, как и многих других вопросов белорусской IT-индустрии, Минску нужен еще один Чемпионат мира по хоккею 2014.

Александр Вашкевич

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также