Дополненная реальность на Белорусской железной дороге. Карты и QR

В этом году Белорусская железная дорога празднует свой юбилей - 150лет. Хочется пожелать всяческих благ и... очередных информационных прорывов. Немногие знают, но опыт специалистов-информационщиков белорусской магистрали был высоко оценён в первые годы освоения информационных технологий на железных дорогах бывшего СССР. Сегодня, вместе с поздравлениями, хочу представить как современных информационные технологии могли бы использоваться на дороге прямо сейчас.

Дополненная реальность (англ., AR), - термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами. Дополненная реальность - составляющая часть смешанной реальности (англ. mixed reality), в которую также входит "дополненная виртуальность" (когда реальные объекты интегрируются в виртуальную среду).

Из вышесказанного следует, что для того чтобы получить доступ к дополненной реальности (совместить виртуальный элемент с текущей реальность), необходимо устройство, позволяющее реализовать соответствующий функционал. В качестве такого устройства может выступать любой современный мобильный телефон и производные от него устройства, которые оснащены фото/видео камерой для "снятия реальности", экраном для проецирования реальности и отображения на ней виртуального элемента, а также, в большинстве случаев, доступом к сеть для получения/передачи данных.

Мы, работники железнодорожного транспорта, можем использовать кажущуюся столь фантастической технологию. Для начала определимся раз и навсегда в том, что дополненная реальность - это не будущее, а уже вполне устоявшаяся в настоящем технология, которая, конечно же, динамически развивается.

Рассмотрим реальную ситуацию, когда специалист, например, из Гомельского отделения БЖД приезжает в командировку в Минск. Ему необходимо посетить ряд железнодорожных объектов, с минимальными затратами времени на поиск последних. Причём нужно будет взять билет, для усложнения моделируемой ситуации, не на вокзале, а в одной из железнодорожных касс. Конечно же, идеальный вариант - когда специалист прибывает в командировке в Минске не первый раз и всё уже знает, но бывают и обратная ситуация.

 

В этом случае может пригодиться уже нам знакомая дополненная реальность. Все мы знаем картографический сервис от компании Google - Google Maps. Карты - это проекция реальных объектов. Если мы добавим наши собственные виртуальные объекты, например, объекты БЖД, создав тем самым уникальную специализированную карту с объектами железнодорожного транспорта, то получим удобный инструмент для решения поставленной нами задачи. Пользователю достаточно пройти по ссылке на нашу карту либо со стационарного компьютера,, либо с мобильного телефона, и он получит информацию о ближайших к нему железнодорожных объектах, кратчайших к нему маршрутов, и прочее.

Уже прямо сейчас, в данный момент, вы можете пройти по ссылке со своего компьютера и увидеть следующую картину - карта Минска, с расположенными на ней объектами БЖД.

Карта с дополненной железнодорожными объектами реальностью

Для данного типа виртуальных объектов необходимость в доработке технического комплекса отсутствует, т.е. реализация возможна уже на текущем этапе освоения дополненной реальности.

Далее представлена реализация мобильного варианта отображения виртуальных объектов.

Пройдя по ссылке со своего мобильного устройства (телефон/планшет), вы сможете увидеть новый слой карт "Белорусская Железная Дорога".

 
Запуск стандартного приложения   Выбор из списка слоёв необходимый
     
 
Общий вид железнодорожных объектов на мобильной версии   Прокладка маршрута до интересующего нас объекта

Выбрав этот слой, можно:

  • просмотреть список доступных объектов;
  • просмотреть информацию о конкретном объекте;
  • проложить маршрут от одного объекта до другого;
  • проложить маршрут от своего текущего местоположения до выбранного объекта;
  • получить прогнозное время передвижения по маршруту;
  • и др.

Таким образом, можно реализовать слои для карт разных подразделений, городов и отделений.

Другим характерным символом дополненной реальности является QR-код.

Аббревиатура QR производна от англ. quick response, что переводится как "быстрый отклик". Основное достоинство QR-кода- это легкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона), что дает возможность использования во всех сферах жизнедеятельности.

Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код:

  • Цифры - 7089
  • Цифры и буквы (включая кириллицу) - 4296
  • Двоичный код - 2953 байт
  • Иероглифы - 1817

Таким образом, кодируется любая информация, доступ к которой можно получить, лишь наведя свой телефон/планшет и воспользовавшись программой-сканером, которым оснащёно сегодня почти любое мобильное устройство.

Самой частой кодируемой информацией является ссылка, таким образом, пользователь распознаёт QR-код и переходит сразу к web-ресурсу, минуя трудоёмкие операции по запоминанию и вводу длинных адресов в мобильный браузер.

Применительно к железной дороге, QR-кодами могут быть помечены любые информационные объекты с динамически меняющейся информацией, актуальность которой может потерять смысл в определённое время. Например, на вокзале могут быть размещены qr-коды со ссылками на виртуальные объекты железнодорожных касс данной местности. Таким образом, пассажир, придя на вокзал, считав у информационного стенда qr-код, получит ссылку на карту, на которой отображены железнодорожные кассы, находящиеся не на вокзале. Выбрав ближайшую, он сможет получить всю необходимую информацию и проложить маршрут уже со своего мобильного устройства.

Таким же образом можно будет получать на своё мобильное устройство:

  1. Отсканировав QR-код у себя в вагоне:
    1. Расписание остановок поезда;
    2. Ознакомится с меню в вагоне ресторане;
    3. Скачать свежий выпуск "железнодорожника";
    4. Ознакомится со своими правами и обязанностями во время поездки;
    5. Ознакомится с предоставляемыми услугами.
  2. Отсканировав QR-код на вокзале:
    1. Актуальное расписание поездов;
    2. Ознакомится с предоставляемыми услугами;
    3. Получить различную познавательную информацию.
  3. Отсканировав QR-код на другом объекте жд:
    1. Информацию об объекте;
    2. О прокладке скрытых коммуникаций.
  4. И прочее.

Как мы видим, использование дополненной реальности в некоторых проявлениях, приложив немного усилий, возможно уже сегодня.

Для данного типа виртуальных объектов необходимость в доработке технического комплекса так же отсутствует, т.е. реализация возможна уже на текущем этапе освоения дополненной реальности.

Александр СЕМЧЕНКО

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Al

Из статьи я не смог понять - это уже работает или это только описание возможностей? "Сможет", "можно будет", "могут быть". Уважаемый автор, дайте мне пожалуйста конкретный ответ по QR-кодам. Это внедрено? А то ведь, как говорил пёсик Фафик: "Видеть колбасу, иметь колбасу и есть колбасу - это три большие разницы!". Описание возможностей - это как звон денег или запах еды...

Идея с картами - это ведомственное решение, полумера. Это на самом деле внедрено и работает в полном объёме в других странах. В той же России. Пример - 2GIS, Яндекс-карты. А вот QR-коды - это очень удобно. Сам бы юзал с удовольствием, если бы конечно инфа по ссылке соотвествовала качеством и актуальностью запросу. 

Кстати, приведенный в статье QR код мой мобильник так и не смог распознать. Хотя другие читает с экрана легко. Это что, просто бессмысленный код?

Аватар пользователя mike

Al, придираешься. Обрати внимание, что автор пишет: "хочу представить как современных информационные технологии могли бы использоваться... ", "QR-кодами могут быть помечены...", "можно будет получать на своё мобильное устройство", "приложив немного усилий", "реализация возможна" и т.д. Сделают! Думаю, и подрядчики уже есть.

Аватар пользователя Al

При чём тут "придираешься"? Какой смысл в статье, которая рассказывает, как могло бы быть хорошо? А реальность такова, что, например, CityInfo выходит раз в несколько лет, и то, цитата: "CityInfo 2.9 доступна для свободной загрузки c нашего сайта только зарегистрированным пользователям"! О как! "Свободная загрузка". Хе-хе. А все тормоза - в невероятной секретности и трудности получения лицензии на такую "секретную" работу. Мужики ещё в совке сидят! О какой оперативности и доступности можно тут говорить? В то же время Яндекс-карты со всеми сервисами и ДубльГИС обновляются минимум ежемесячно, причём они широко используются простыми людьми в повседневной жизни на всех соответствующих гаджетах, с GPS и без такового.

Нет, для РБ это глухой вопрос. 

Аватар пользователя mike

>Какой смысл в статье, которая рассказывает, как могло бы быть хорошо?

Ну ты меня удивил! Если людям не рассказывать, как могло бы быть хорошо, они так и будут сидеть в "як ёсьць, так i добра".

Насчёт CityInfo я полностью согласен.

Аватар пользователя Al

Ну как идея - хорошо. Согласен. Был не прав. Может попадётся кому нужному на глаза, кто сможет двигать дальше. Значит имеет место быть в газете. ))

Именно идея, одна из 1000! Просто некоторые не сразу подхватывают. Вот, ищу единомышленников ;)