Сравнительный правовой анализ Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» и Законопроекта РФ «О цифровых финансовых активах»

Министерство финансов Российской Федерации разработало проект закона «О цифровых финансовых активах» (далее – законопроект), который затрагивает отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов (токенов/криптовалюты), а также осуществлении и исполнении обязательств по смарт-контрактам.

Настоящий законопроект разработан в сфере аналогичных правоотношений, что и Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21.12.2017 года (далее – Декрет № 8), но несмотря на это, данные акты имеют существенные отличия.

1. Декрет № 8 и Законопроект «О цифровых финансовых активах» затрагивают отношения по порядку выпуска токенов. При этом Декрет № 8 устанавливает, что только юридические лица – резиденты Парка высоких технологий – вправе самостоятельно осуществлять полномочия создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом. Юридические лица, индивидуальные предприниматели – резиденты ПВТ – вправе создавать и размещать собственные токены, заключив договор с юридическим лицом – резидентом ПВТ – на оказание данной услуги.

Согласно Законопроекту РФ «О цифровых финансовых активах» выпустить токен вправе любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель с целью привлечения финансирования, что в свою очередь открывает возможность для всех провести свое ICO и привлечь финансирование на свой проект.  

2. Законопроект РФ «О цифровых финансовых активах» более подробно предусматривает процедуру выпуска токенов.

Если Декретом № 8 установлено, что для выпуска токенов необходимо подготовить инвестиционный проект по созданию и размещению токенов, получить заключение внешнего аудита, в том числе юридического, то Законопроект РФ «О цифровых финансовых активах» устанавливает подробную процедуру порядка выпуска токенов, в том числе определяет объем информации, которая должна содержаться в публичной оферте о выпуске токенов и инвестиционном меморандуме.

 

 

Предусматриваемый Законопроектом РФ порядок выпуска токенов состоит из следующих этапов:

- опубликование эмитентом токенов не позднее чем за 3 рабочих дня до даты начала заключения договоров по продаже токенов в сети интернет оферты, содержащей предложение о приобретении выпускаемых им токенов, инвестиционного меморандума, а также иных документов, необходимых для выпуска токенов;

- заключение договоров, в том числе в форме смарт-контракта, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.

Таким образом, законопроект РФ вносит определенные общие рамки для информации, которая должна содержаться в документах, необходимых при проведении ICO, и конкретные сроки размещения в сети интернет информации о проведении ICO.

«Следует отметить, что Декрет № 8 более либерален по отношению к физическим лицам, желающим заниматься майнингом, приобрести и разместить токены» – считает А.В. Шкирятова, помощник адвоката АБ «Лев, Шерстнёв и партнеры».

3. В соответствии с Декретом № 8 деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской деятельностью.

Однако Министерство финансов РФ при разработке законопроекта РФ «О цифровых финансовых активах» пошло другим путем, определив майнинг, как предпринимательскую деятельность, направленную на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения.

Кроме того, следует обратить внимание, что разработчик законопроекта РФ ограничил права лиц, желающих приобрести токены одного выпуска. Исходя из предлагаемых положений законопроекта, лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 тысяч российских рублей.  При этом лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, не вправе открывать цифровой кошелек для зачисления приобретаемого ими токена.

4. Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца, а также сделки по обмену криптовалюты/токенов осуществляются только путем зачисления или списания их со специального счета, открываемого оператором обмена цифровых финансовых активов.

Процедура идентификации предусматривает предоставление следующих сведений:

в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц – наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации (для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица (для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства), также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.

 5. Согласно Декрету № 8 оператором криптоплатформ может быть юридическое лицо – резидент Парка высоких технологий, осуществляющий данный вид деятельности и в свою очередь обеспечивающий наличие на счетах в банках Республики Беларусь денежных средств в размере не менее 1 миллиона белорусских рублей для оператора криптоплатформы, не менее 200 тысяч белорусских рублей для оператора обмена криптовалют.

Согласно законопроекту РФ «О цифровых финансовых активах» оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть юридические лица:

- оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы;

- осуществляющие брокерскую деятельность;

- осуществляющие дилерскую деятельность;

- осуществляющие  деятельность форекс-дилера;

- осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами.

Деятельность данных юридических лиц в свою очередь регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.1996 и федеральным законом «Об организованных торгах» № 325-ФЗ от 21.11.2011.

При этом операторы криптоплатформ вправе открывать специальный счет для лиц, желающих приобрести токены для их зачисления, проводить сделки по обмену цифровых финансовых активов.

6.   В соответствии с Декретом № 8 токены подлежат обмену только на белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, токены/криптовалюту. Согласно законопроекту РФ токены можно обменять, в том числе и на иное имущество, но только через оператора цифровых финансовых активов, однако, цифровые финансовые активы не являются законными средствами платежа на территории Российской Федерации, следовательно, ими нельзя выплачивать заработную плату, платить налоги, рассчитываться по кредитам, но, исходя из смысла законопроекта, цифровой актив можно обменивать на любые товары.

«Как мы видим, данные акты, несмотря на регулирование сходных правоотношений, имеют индивидуальные отличия. Таким образом, при сравнении анализируемых актов можно сделать вывод, что Декрет № 8 более лоялен к майнингу, чем законопроект РФ «О цифровых финансовых активах», однако, следует отметить, что в этом же законопроекте допуск к деятельности криптоплатформ упрощен и детально проработан» –  говорит Б.В. Лев, управляющий партнер АБ «Лев, Шерстнёв и партнеры».

Предлагаем вам следующую сравнительную таблицу:

Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики»

Проект закона РФ «О цифровых финансовых активах»

Криптовалюта

Биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена

Вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций

Токен

Цифровой знак (токен) – запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой

Вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей

Смарт-контракт

Программный код, предназначенный для функционирования в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, в целях автоматизированного совершения и (или) исполнения сделок либо совершения иных юридически значимых действий

Договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств. Защита прав  участников (сторон) смарт-контракта осуществляется в  порядке, аналогичном порядку осуществления защиты прав сторон договора, заключенного в электронной форме. Цифровой кошелек - программно-техническое средство, позволяющее хранить информацию о цифровых записях и обеспечивающее доступ к реестру цифровых транзакций. Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Реестр блоков транзакций (блокчейн)

Выстроенная на основе заданных алгоритмов в распределенной децентрализованной информационной системе, использующей криптографические методы защиты информации, последовательность блоков с информацией о совершенных в такой системе операциях

Реестр цифровых транзакций – формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых записей

Распределенный реестр цифровых транзакций – систематизированная база цифровых транзакций, которые хранятся, одновременно создаются и обновляются на всех носителях у всех участников реестра на основе заданных алгоритмов, обеспечивающих ее тождественность у всех пользователей реестра

Майнинг физических лиц

Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской деятельностью. Токены не подлежат декларированию.

Предпринимательская деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты.

Оператор криптоплатформы

Оператор криптоплатформы - резидент Парка высоких технологий, предоставляющий с использованием информационной системы физическим и (или) юридическим лицам, в том числе нерезидентам Республики Беларусь, возможность совершения между собой и (или) с оператором криптоплатформы следующих сделок (операций):

  • отчуждение, приобретение цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги;
  • обмен цифровых знаков (токенов) одного вида на цифровые знаки (токены) другого вида;
  • иных сделок (операций) в соответствии с требованиями настоящего Декрета.

Операторы криптоплатформ, операторы обмена криптовалют обязаны обеспечивать наличие на счетах в банках Республики Беларусь денежных средств в размере не менее 1 млн. белорусских рублей для оператора криптоплатформы, не менее 200 тыс. белорусских рублей для оператора обмена криптовалют.

Оператор обмена цифровых финансовых активов – юридическое лицо, осуществляющее сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3–5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Процедура выпуска токенов

Необходимо подготовить инвестиционный проект по созданию и размещению токенов, получить заключение внешнего аудита, в том числе юридического

Опубликование эмитентом токенов в сети в информационно-телекоммуникационной сети интернет оферты, содержащей предложение о приобретении выпускаемых им токенов, (далее – публичная оферта о выпуске токенов), инвестиционного меморандума, а также иных документов, необходимых для выпуска токенов

Особенности обращения токенов/криптовалюты

Обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарение и завещание токенов.

Владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество только через оператора обмена цифровых финансовых активов. При этом указанные сделки, заключаемые с привлечением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах», должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в Центральном банке Российской Федерации.

Управляющий партнер, адвокат АБ «Лев, Шерстнёв и партнёры» – Б.В. Лев

Помощник адвоката – А.В. Шкирятова

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 2
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

Хорошая статья. Наше законодательство в данной части по ср. с российским выглядит несколько ... гхм ... недостаточно продуманным ("колхозным", я бы сказал, но промолчу). Впечатление, что российская глубина "въезда в тему" выше белорусской. К тому же у россиян это лишь законопроект, а у нас -- Декрет и баста.

+1

mike пишет:

Хорошая статья. Наше законодательство в данной части по ср. с российским выглядит несколько ... гхм ... недостаточно продуманным ("колхозным", я бы сказал, но промолчу). Впечатление, что российская глубина "въезда в тему" выше белорусской. К тому же у россиян это лишь законопроект, а у нас -- Декрет и баста.


Хм. Передерут у россиян как передрали Статьи о наркотиках - слов в слово, с точностью до атома! (С)

Аватар пользователя Dmitry

с точностью до атома!

до Мирного Атома, разумеется.

з.ы. из новостей (гуглится): "Цыгане на улице Обнинска (Калужская область) продали с рук местному жителю несколько монет под видом биткоинов. Об этом жена жертвы мошенников написала в социальной сети «ВКонтакте». Она уточнила, что фальшивку муж приобрел у «интеллигентного вида цыган» рядом с Аксеновским универмагом. «Муж купил две штуки на 1 тысячу рублей, пришел домой — оказалось подделка, и продать их невозможно», — написала женщина в паблике «Типичный Обнинск». При этом, по ее словам, продавец уверял потерпевшего в том, что биткоины постоянно дорожают и в ноябре на них можно будет заработать несколько тысяч".

Аватар пользователя mental

А по-моему, формулировки что там, что там - юридическая казуистика. И все для того, чтобы содрать побольше денег с населения.

Dmitry пишет:

с точностью до атома!

до Мирного Атома, разумеется.

До самого настоящего физического атома. (С)