GPS: отличный помощник или опасное оружие?

В одной из недавних новостей "Уязвимость в GPS дает возможность угонять корабли и самолеты" был вкратце рассмотрен эксперимент по угону яхты класса люкс, осуществленный благодаря влиянию на навигационную систему корабля. Это исследование вызвало особый интерес как в web-сообществе, так и среди экспертов. Какие же основные мнения были высказаны касательно работы Тодда Хамфриса?


В качестве напоминания

Что же сделал преподаватель техасского университета Тодд Хамфрис, что между экспертами всего мира разгорелись жаркие дебаты? В конце июля исследователь вместе со своими студентами решил доказать, что к системам GPS не стоит относиться столь доверчиво. Для этого он провел специальный эксперимент, цель которого на наглядном примере показать, что с помощью GPS можно получить контроль практически над любым выбранным судном.

Эксперимент основывался на внесении искажений в систему спутниковой навигации кораблей. Для этого из недорогих доступных инструментов (в общей сумме их стоимость составила менее 4000 $.) было создано специальное устройство, состоящее из:

 

С помощью нового прибора на выбранную в качестве "подопытной" антенну корабля передавался фальшивый сигнал GPS. Электроника приняла его за спутник, что в свою очередь позволило запутать навигационный вычислительный комплекс в момент определения координат на местности. В результате информация о положении судна, благодаря манипулированию одним из нескольких сигналов, была искажена.


GPS - угроза национальной безопасности?

Удачно проведенное исследование (яхта была сбита с курса с помощью GPS) вызвало множество дебатов в среде экспертов. Ведь Т. Хамфрис опытным путем подтвердил, что системы такого типа представляют серьезную угрозу для безопасности как плавательных судов, так и самолетов, в которых используется аналогичные способы определения пути.

С доцентом техасского университета согласился и конгрессмен штата М. Маккола, по словам которого в связи с новыми доказательствами речь уже идет о национальной безопасности.

Однако в министерстве национальной безопасности США такое мнение не разделили. По их словам, выводы данного эксперимента не имеют отношения к национальной безопасности, а следовательно, никакого интереса к ним проявлено не будет. А ведь 90 % всех мировых грузов перевозятся именно воздушным и морским транспортами, не говоря уже о том, что этими видами транспорта пользуются сотни тысяч людей.

Однако не только министерство национальной безопасности отнеслось к GPS-угрозе со скептицизмом. Многие эксперты также приняли эксперимент и выводы техасского исследователя в штыки, аргументировав свое мнение следующим образом:

  1. чтобы повлиять на сигнал воздушного или морского судна, необходимо для начала подобраться максимально близко к их антеннам. А сделать это, оставшись незамеченным, практически невозможно;
  2. при атаке навигационных систем, использующих одновременно GPS и ГЛОНАСС, подделка одного спутникового сигнала к изменениям курса не приведет, потребуется искажение минимум двух;
  3. большинство транспортных средств использует сразу несколько независимых навигационных систем: помимо GPS, это еще и гироскопические и магнитные компасы, визуальные ориентиры, радиомаяки и т.д. То есть сбои в системе одного прибора сразу же будут заметны на других;
  4. немалое значение имеют и другие корабли и самолеты, находящиеся рядом с выбранным объектом, ведь они на равных с GPS помогают капитанам и пилотам ориентироваться. Вдали же от оживленных маршрутов, опасность небольших отклонений невелика.

К тому же сам Тодд Хамфрис признает, что GPS-атака может лишь незначительно увести судно на параллельный курс, а это трудно назвать полноценным "перехватом управления". Однако, даже несмотря на обоснованную критику, техасский преподаватель, вероятнее всего, положил начало углубленным изучениям системы GPS и борьбе с возможными последствиями ее спуфинга.


Прежние исследования уязвимости GPS

Впервые проблему уязвимости GPS признали военные, которых забеспокоили угрозы искажения сигналов и их полного подавления. Именно поэтому еще в 2008 г. начали тестировать специальные защищенные приемники, а в разных странах мира (России, Индии, Китае и т.д.) были разработаны собственные спутниковые навигационные системы. К тому же, для современных военных навигационных систем был применен криптографический обмен, который позволяет определить, насколько верный сигнал принимается, и вычислить "вторжение".

Что же касается гражданской версии GPS, она более уязвима. Это и постарался доказать Тодд Хамфрис. Однако он не был в своем эксперименте первооткрывателем. Несколькими годами ранее Роджер Джонстон (глава VAT - научной группы, занимающейся оценкой уязвимости различных систем) предложил своей команде угнать грузовик. Целью эксперимента было определение уровня безопасности GPS.

В качестве объекта эксперимента грузовик был выбран не случайно: в этом транспорте используются GPS-трекинги, которые и передают основную информацию о местоположении машины и ее скорости движения. В отличие от техасского коллеги, Р. Джонстон в своем исследовании использовал следующее оборудование, стоимостью около 1500 $:

В результате эксперимента, проведенного по нескольким сценариям, научная группа VTA не просто доказала возможность влияния на спутниковую навигационную систему, но и предложила простое и дешевое решение по улучшению безопасности гражданского GPS.

Значительный вклад в исследование уязвимости GPS-систем внесли и исследователи из компании Coherent Navigation совместно с коллегами из университета Карнеги Меллон. Результаты своих долгосрочных экспериментов они представили в статье "GPS Software Attacks", в которой особенный упор сделан на следующем: если немедленно не принять меры по повышению безопасности GPS, эта система может стать отличным оружием в руках злоумышленников.

Таким образом, безопасность GPS остается под большим вопросом. Однако не только эта навигационная система может нанести вред. Так, на недавней конференции Hack in The Box (Нидерланды, Амстердам) была продемонстрирована еще одна потенциальная угроза воздушному и морскому транспорту - приложение Хьюго Тесо. Благодаря своей разработке исследователь смог фактически дистанционно вмешаться в управление самолета. И это куда более существенная угроза.

Видео эксперимента:

Вероника ЮРЕНКОВА

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

Во время "ч" (или как там ещё у америкосов оно зовётся) их система GPS переключается на военный режим, и бейте своими навигаторами апстенки, а заодно и спуферами на базе лэптопов и проч. дерьма.

Думаю, что и в военное время найдется на эту систему какая-нибудь уязвимость

Аватар пользователя Piton

Дело здесь не в военном времени. Статья намекает на то, что во вполне мирное время один дяденька с ноутбуком рано или поздно сможет устроить римейк 11 сентября. И в этот момент он будет круче, чем все авианосцы и танки вместе взятые.

Аватар пользователя mike

Дяденька с ноутбуком рано или поздно сможет устроить римейк 11 сентября.

Неа. Перечитайте статью. Там есть что-то про гиро.

И тем не менее если капитан привык доверять только GPS'у, то может получиться плохо.

Аватар пользователя mike

Если капитан привык доверять только GPS'у, то может получиться плохо.

Если капитан не чтит морской Устав, то это не капитан. :))