Сравнительный анализ использования СПО в высших учебных заведениях Беларуси, Российской Федерации и Украины

Создание в 1981 г. фирмой IBM персональной ЭВМ IBM PC с открытой архитектурой привело к появлению IBM-совместимых ПЭВМ, которые производили во многих странах мира. Не отстали от этих стран СССР и страны Совета экономической взаимопомощи, которые стали выпускать целый спектр таких ПЭВМ:

  • ЕС 1840, ЕС 1841, Искра 1030, Нейрон (СССР);
  • ЕС 1834, ЕС 1835 (ГДР);
  • ЕС 1839 (НРБ).

Для ПЭВМ советского производства были созданы русскоязычная операционная система АльфаДОС, текстовый редактор Лексикон, текстовый редактор Text tip (Болгария), текстовый процессор Нейрон-текст, табличный процессор Нейрон-счет, СУБД Нейрон-база. Трудно определить, насколько лицензионно чистыми были АльфаДОС, Нейрон-текст, Нейрон-счет, Нейрон-база, ведь благодаря "железному занавесу" применить к СССР санкции по поводу нарушений авторских прав собственников программ было непросто. Вскоре после распада СССР во многих странах СНГ начали сбор IBM-совместимых ПЭВМ из комплектующих, которые ввозили преимущественно из стран Юго-Восточной Азии. На эти ПЭВМ устанавливали преимущественно пиратские версии как системного, так и прикладного программного обеспечения. Очевидно, что стоили эти ПЭВМ значительно дешевле аналогичных ПЭВМ европейского и американского производства, не говоря уже о ПЭВМ фирмы Apple. Поэтому операционная система MS DOS и офисный пакет Microsoft Office стали стандартом де-факто в высших учебных заведениях стран СНГ. Способствовало ли распространению пиратского ПО в высших учебных заведениях стран СНГ отсутствие законодательства о защите авторских прав собственников программ, сейчас сказать трудно, однако почти десять лет мы без ограничений копировали и устанавливали пиратские копии проприетарного ПО. В Беларуси, Российской Федерации и Украине законы о защите авторских прав собственников программ приняты в период с 1996 г. (Беларусь) по 2001 г. (Украина). В Российской Федерации с 1993 г. вступил в силу закон об авторском праве и смежных правах, который утратил силу с 1.01.2008 г. в связи с вступлением в силу четвертой части Гражданского кодекса РФ. Однако это мало повлияло на ситуацию с пиратским ПО в высших учебных заведениях этих стран. Случаи преследования высших учебных заведений за нарушение авторских прав в области программного обеспечения были немногочисленными и не всегда их проводили с целью защиты авторских прав владельцев программ. А вот применение законов о защите авторских прав собственников программ к субъектам хозяйственной деятельности начало создавать давление на высшие учебные заведения - "учите своих выпускников того, с чем они будут работать на наших рабочих местах". Ведь многие фирмы переходили на СПО, с тем, чтобы уменьшить сумму лицензионных выплат владельцам проприетарного ПО. Еще одним аргументом в пользу изменения ситуации с использованием СПО в высших учебных заведениях Беларуси, Российской Федерации и Украины стало начало эры мобильных рабочих мест - трудно предсказать, какая ОС и какое прикладное ПО будет установлено на нетбуке, планшете или смартфоне сотрудника фирмы. Появление мобильных рабочих мест и быстрая смена версий системного и прикладного ПО побуждает высшие учебные заведения к отказу от технологической направленности лекционных курсов, связанных с компьютерными технологиями, в пользу фундаментальной составляющей. А это приводит к появлению рассуждений типа "если мы должны научить студентов основам работы с графическим интерфейсом в любой ОС, то почему это должна быть дорогая Microsoft Windows? Может, целесообразнее делать это в свободной и бесплатной GNU/Linux? ". Однако отказ от наработок методического обеспечения для преподавателей высших учебных заведений оказался достаточно непростым процессом, особенно в условиях безнаказанности за использование пиратского ПО. За время от подписания Беловежского соглашения о прекращении существования СССР Беларусь, Российская Федерация и Украина прошли каждая свой путь развития и было бы интересно сравнить состояние с использованием СПО в высших учебных заведениях этих стран.

І. Использование СПО в высших учебных заведениях Беларуси

Сегодня рынок труда Беларуси нуждается в изучении многих проприетарных программ, начиная от Microsoft Windows и заканчивая специализированными CAD/CAM-системами. Эта тенденция сопровождается слабой мотивацией использования СПО, которая обусловлена тем, что риск нарушения лицензии, по-прежнему остается в сфере вероятных угроз без реальных действий белорусских контрольных органов. Доля легального ПО выросла в последние годы благодаря специальным скидкам поставщиков и высоким экономическим показателям в 2011 г. Однако экономический фактор не является решающим для выбора СПО. Поэтому использование СПО в высших учебных заведениях обычно обусловлено его техническими преимуществами по сравнению с проприетарными аналогами или требованиями рынка труда. Выбор ПО сервера может быть единственным исключением, поскольку он значительно зависит от личных предпочтений системных администраторов.

 

В последние годы наблюдается рост интереса корпоративных работодателей к GNU/Linux, преимущественно для встраиваемых и серверных систем. Поэтому крупные фирмы активно заявляют о своих тренингах и семинарах, посвященных этой теме.

Использование СПО в высших учебных заведениях Беларуси можно разделить на три направления:

1) ПО поддержки учебного процесса (преимущественно системное ПО на серверах и рабочих станциях). В основном системное СПО на рабочих станциях представлено GNU/Linux в режиме двойной загрузки как альтернативной ОС в компьютерных классах кафедр, которые обучают программированию студентов инженерных специализаций. В педагогических учебных заведениях Linux на настольных компьютерах используют изредка из-за недостаточной распространенности GNU/Linux в школах Беларуси. В то же время в некоторых университетах зафиксировано использование Linux в тонких клиентах с терминальным Windows-сервером (например, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы);

2) дополнительное ПО, используемое студентами в самостоятельной работе. К этой группе ПО можно зачислить офисный пакет OpenOffice.org и браузер Firefox;

3) ПО для использования в учебных курсах. В этом направлении СПО преимущественно используют в инженерных высших учебных заведениях, особенно тех, которые осуществляют обучение ИТ-специалистов, а именно: СПО для обучения программированию на языках Ассемблер, Java и PHP, SciLab для выполнения математических расчетов, QCAD/LibreCAD, Blender, cirquit CAD для изучения систем автоматизированного проектирования, использование свободных систем виртуализации VirtualBox и KVM для изучения операционных систем, использования Moodle и iTest для тестовой проверки знаний студентов.

Отдельно отметим использовании СПО для кластеров и национальной ГРИД-системы Беларуси, в которую вовлечены ресурсы ведущих университетов (Белорусский государственный университет, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский национальный технический университет), научных учреждений и предприятий страны в рамках совместной российско-белорусской программы СКИФ-ГРИД.

Использование СПО в высших учебных заведениях Беларуси отражено на рис. 1.

Рис. 1. Использование СПО в высших учебных заведениях Беларуси

II. Использования СПО в высших учебных заведениях Российской Федерации

В отличие от Беларуси, в Российской Федерации в 2008 г. принята концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения. В рамках этой концепции в 2008-2010 гг реализована программа использования СПО в школах Российской Федерации (в 35% школ СПО установлено на более 50% компьютеров). Отметим, что, в отличие от Беларуси и Украины, в Российской Федерации прослеживается определенная активность контрольных органов по поводу лицензионности программного обеспечения. Наиболее резонансным было дело А. Поносова, которое и привело к созданию в 2008 г. общественной организации "Центр свободных технологий". Как следует из [1-3], в большинстве высших учебных заведений Российской Федерации используют как Microsоft Windows, так и GNU/Linux. Лишь в некоторых учебных заведениях руководство приняло волевое решение о полном переходе на СПО (Санкт-Петербургский торгово-экономический университет, Томский государственный педагогический университет, Нижегородский радиотехнический колледж). Как и в Беларуси, использование СПО в высших учебных заведениях Российской Федерации можно разделить на три направления [3-5]:

1) ПО поддержки учебного процесса (преимущественно системное ПО на серверах и рабочих станциях). В основном, системное СПО на рабочих станциях представлено GNU/Linux в режиме двойной загрузки как альтернативная ОС в компьютерных классах кафедр;

2) дополнительное ПО, используемое студентами в самостоятельной работе (к сожалению, авторы не имеют данных об этой группе СПО);

3) программное обеспечение для использования в учебных курсах. В этом направлении спектр СПО значительно шире, чем в Беларуси. Здесь можно упомянуть использование СПО для изучения программирования на языках С/C++ (в Ярославском университете есть интересный опыт обучения программированию с использованием СПО), Pascal (Free Pascal, Lazarus), Java, Haskel, Пролог; SciLab, Octave, Sage для выполнения математических расчетов (значительный опыт применения свободного математического программного обеспечения накоплен в университетах Новосибирска, Барнаула, Бийска) организация систем дистанционного обучения, использование свободных систем виртуализации для изучения операционных систем; инструментарий для филологического анализа текстов, использование инструментария верификации ПО в обучении магистров, создание электронных образовательных ресурсов поддержки учебного процесса для заочной формы обучения (авторы осознают, что реальный список используемого СПО значительно больше, однако в открытом доступе данных об этом пока нет)

В высших учебных заведениях Российской Федерации довольно активно используют вычислительные кластеры с СПО. По инициативе ректоров Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, Томского государственного университета, Южноуральского государственного университета создан "Суперкомпьютерный консорциум университетов России". В список TOP500 от декабря 2011 входят четыре российских суперкомпьютера (№ 18, 107, 119, 121).

Отметим, что в Российской Федерации накоплен значительный опыт разработки свободного программного обеспечения. В России разрабатывают дистрибутивы Linux: ALT Linux (http://altlinux.ru), Calculate Linux (http://www.calculate-linux.ru), ROSA (http://rosalab.ru). Наличие компаний, ведущих разработку СПО, позволяет создавать специализированные свободные программы и значительно упрощает реализацию проектов по внедрению Linux в школы и университеты.

Рис. 2. Использование СПО в высших учебных заведениях Российской Федерации

Интересно отметить, что, как следует из [8], распространенность СПО и уровень пиратства довольно сильно коррелируют

Рис. 3. Российская «карта пиратства» по итогам мониторинга «Таинственный покупатель» в 2012 г [8]

III. Использования СПО в высших учебных заведениях Украины

В Украине "Государственная целевая научно-техническая программа использования в органах власти программного обеспечения с открытым кодом" утверждена в 2010 г., однако до реального ее исполнения пока не дошло. В отличие от Российской Федерации, случаи нарушения авторских прав собственников программ соответствующие государственные органы проверяют в значительно меньшем объеме и преимущественно в хозрасчетных организациях. Известны лишь отдельные случаи таких проверок в высших учебных заведениях. Как и в Беларуси, пока нет экономической составляющей в выборе программного обеспечения для высших учебных заведений. После приобретения ПЭВМ преимущественно лицензионным Microsoft Windows и Microsoft Office на них устанавливают большое количество нелицензионного ПО, чем сводят на нет фантастически большие затраты средств на первичное приобретение ПО (Львовский национальный университет имени Ивана Франко экономического кризиса 2008 г. каждый год покупал примерно 1 000 ПЭВМ . Суммарная стоимость лицензий только на Microsoft Windows (ОЕМ-версия) и Microsoft Office составляла почти 300 000 условных. ед. в год - достаточно большая сумма, как для учебного заведения!). В большинстве случаев выбор именно проприетарного ПО обусловлен даже не потребительскими качествами этих программ, а фактом поверхностного ознакомления преподавателя с этой программой или даже наличием у него какой-либо книги с описанием программы. Выступления преподавателей и ученых на первой и второй конференции FOSS Lviv [1, 2] свидетельствуют о широком спектре использования СПО в высших учебных заведениях Украины.

Ситуация с использованием нелицензионного ПО в вузах Украины резко изменилась в конце 2012 г. после получения руководителями вузов писем от украинского представительства Microsoft о недопустимости использования в вузах нелицензионных копий продуктов Microsoft. Как следует из предновогоднего интервью генерального директора Microsoft Ukraine Д. Шимкива «весьма вероятно инициирование нескольких показательных судебных процессов в Украине уже в следующем году» [7].

Как и в Беларуси и Российской Федерации, использование СПО в высших учебных заведениях Украины можно разделить на три направления [1, 2]:

1) ПО поддержки учебного процесса (преимущественно системное ПО на серверах и рабочих станциях). В основном, системное СПО на рабочих станциях представлено GNU/Linux в режиме двойной загрузки как альтернативной ОС в компьютерных классах кафедр;

2) дополнительное ПО, используемое студентами в самостоятельной работе (к сожалению, авторы не имеют данных об этой группе СПО);

3) программное обеспечение для использования в учебных курсах. В этом направлении спектр СПО значительно шире, чем в Беларуси. Это использование систем компьютерной математики, организация систем дистанционного обучения, использование свободных систем виртуализации для изучения операционных систем, применение СПО для тестирования аппаратного обеспечения ПЭВМ; использования офисного пакета OpenOffice.org.ukr в курсе информатики высших учебных заведений, использование открытых средств программирования в обучении и научных исследованиях (авторы осознают, что реальный список применяемого СПО значительно больше, однако полные данные об этом авторам неизвестны).

В высших учебных заведениях Украины эксплуатируют вычислительные кластеры с СПО, наряду со специализированными установками широко используют распределенные кластерные системы и системы с выполнением вычислений на графических процессорах.

Учитывая вышеизложенное можно констатировать как широкий спектр использования СПО в украинских высших учебных заведениях от дистанционного обучения к разработке программного обеспечения, так и широкую географию использования СПО от Луганска на востоке до Львова на западе и от Чернигова на севере до Одессы на юге

Рис. 4. Использование СПО в высших учебных заведениях Украины

Итак, независимо от наличия или отсутствия концепции использования СПО его используют в высших учебных заведениях Беларуси, Российской Федерации и Украине; количественно объем использования СПО в образовании выше в Российской Федерации, во всех трех странах министерства образования занимают отстраненную позицию в процессе внедрения СПО в университеты и школы, во всех трех странах уровень использования СПО в высших учебных недостаточен. Свобода выбора ПО, которой пользуются преподаватели, как правило, не приводит к выбору лучшего инструментария, а обусловлена привычками или стереотипами (часто ошибочными) преподавателей.

Г. Злобин,
Львовский национальный университет имени Ивана Франко

Литература:

1. Тези доповідей міжнародної науково-практичної конференції FOSS Lviv-2011. – Львів: Львівський національний університет імені Івана Франка, 2011. – 196 с.

2. Матеріали другої міжнародної науково-практичної конференції FOSS Lviv-2012. – Львів, 2012. – 160 с.

3. Алексеев Е. Р., Брагилевский В. Н. Использование свободного программного обеспечения в университетах и исследовательских учреждений Российской Федерации // Друга міжнар. наук.-практ. конф. FOSS Lviv-2012. – Львів, 2012.

4. Брагилевский В. Н., Гуда С. А., Худолей Г. В. СПО на мехмате Южного федерального университета // Свободное программное обеспечение в высшей школе: Тез. докл. – М.: Альт Линукс, 2012.

5. http://lists.raspo.ru/Plone/publichnye-drafty-dokumentov/dokumenty-komiteta-po-obrazovaniyu-i-vysshei-shkole/spo-v-rossiiskih-vuzah.

6. Kostiuk D. A., Pynkin D. A. Free/Libre software usage in the Belarusian system of higher educational institutions // Друга міжнар. наук.-практ. конф. FOSS Lviv-2012. – Львів, 2012.

7. http://expert.com.ua/75297-microsoft-v-prednovogodnem-neformate-zhelezo-i-lyudi.html

8. http://www.cnews.ru/top/2012/09/24/fenomen_nachalo_uchebnogo_goda_vyzyvaet_skachok_piratstva_504077

/p

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также