Facebook, вперёд!

Вторую половину этого года для Facebook можно досрочно охарактеризовать ёмким словом "модернизация". Летом разработчики главной мировой соцсети взяли курс на хардкорное обновление. Выкатив, для затравки, несколько функций и убрав, на их взгляд, неперспективные.

Апогеем же летней "движухи" стала ежегодная конференция Facebook F8, проходившая в конце сентября в Сан-Франциско. На ней Марк Цукерберг представил основные глобальные нововведения соцсети, которые множество аналитиков и экспертов моментально назвали революционными.

По всей видимости, в Пало-Альто (именно в этом городе находится офис Facebook) поняли, что лучше не дожидаться, пока кто-нибудь другой посягнёт на их лидерство, решив самим пойти на прорыв. Хотя, внедрение большей части этих функций Цукербергом и его командой, в любом случае, планировалось. Только, в идеале, сделать это нужно было постепенно. С аудиторией шутки плохи - может не понять.

По всей видимости, в Пало-Альто поняли, что лучше не дожидаться, пока кто-нибудь другой посягнёт на их лидерство, решив самим пойти на прорыв.

Стимулом к этому форсированию послужил запуск Google Plus. Мало ли что боссам Google взбредёт в голову. Может, им наконец надоело быть неудачниками в соцмедийном плане. Тем более, как будто специально под запуск Google Plus (конечно, не хочется кого-то обвинять, но, возможно, всё это взаимосвязано) в СМИ и блогах прошла негативная волна сообщений о постепенном падении интереса к Facebook. Различными экспертами приводились непонятные статистические выкладки, посредством которых они пытались убедить всех нас в стагнации детища Цукерберга. Учитывая сезонную специфику, эти увещевания казались бредом.

 

Активизировалась и Google Plus, словно совершив подвиг, равного которому нет, во всю хвастаясь несколькими десятками миллионов пользователей, пришедших в соцсеть в первые месяцы её существования. Большая часть их пришла "заценить" распиаренную соцсеть и, не обнаружив там ничего интересного, постепенно свалила. Другая оказалась там по работе - и потому, как говорится, "не считается".

Facebook на это всё отвечал своей статистикой, соперничая с аудиторией Google и выясняя, у кого из них уникальных посетителей больше. В этой ситуации ребятам из Facebook не оставалось ничего лучшего, как пойти ва-банк. Как потом оказалось, зря волновались.

Что бы там ни писали о неслабом росте Google Plus, стартовала эта соцсеть не самым лучшим образом из-за целого ряда просчётов руководства. Особенно нелепо смотрелись многочисленные сравнения с Facebook на начальной стадии. Их авторы словно забыли о том, что первоначальный рост с нуля, особенно для соцсети, которая имеет серьёзный административный ресурс, - задача совсем несложная.

Но не одному только Google Plus Facebook должен быть обязан своему ускорению. Решение пойти на прорыв катализировали и финансовые сложности. Социальные медиа совершенно не умеют зарабатывать. Но кредиты доверия этому рынку по-прежнему продолжают выдаваться внушительные. Хотя уже приходит понимание, куда это всё может привести, восторг сменяется трезвым расчётом. Проходит время авансов и взятых с потолка цифр. Пора показывать конкретный результат. Особенно, когда на носу кризис, который наверняка отразится на финансовом благополучии всего рынка.

А у Facebook ещё и IPO на горизонте маячит. По слухам, разместить свои акции на бирже Facebook планирует в конце 2012 года. Продешевить в этой ситуации она просто не имеет права. А ситуация на финансовых рынках, как известно, сложная. Пример успешно вышедшей в начале лета на IPO LinkedIn вдохновляет многих, но это не значит, что такое удастся всем. Так, во время подготовки к этому процессу серьёзные проблемы возникли у Groupon. Из-за них крупнейшему скидочному сервису пришлось отложить выход на биржу на неопределённый срок.

По слухам, разместить свои акции на бирже Facebook планирует в конце 2012 года. Продешевить в этой ситуации она просто не имеет права.

Поэтому нужен новый функционал, порой весьма неоднозначный. С новыми пользовательскими профилями всё понятно. Это неплохое визуальное решение, выполняющее сугубо эстетическую функцию. Но вот что касается революции кнопки Like, то она вызывает много вопросов.

Кому-то это могло показаться прогрессивным, если бы не было таким страшным. Пока одни эксперты пробуют вообразить, куда все эти новации Facebook приведут, другие пытаются доказать, как всё-таки Цукерберг здорово придумал, усовершенствовав функционал кнопки Like, чтобы в ней был такой большой смысл. Полная полуавтоматическая интеграция своей жизни в Сеть и всё такое.

Конечно, он сразу сделал поправку на то, что эти нововведения со шпионским уклоном будут работать исключительно на добровольной основе. Только нам от этого не легче.

От самих пользователей здесь, конечно, тоже много чего зависит. Но лучше их не провоцировать. Обычные пользователи и так не очень-то сильно задумываются о приватности. Не стоит забывать и про пресловутую проблему случайно незамеченной (не выставленной) галочки. Разработчикам Facebook ничего не мешает малость помудрить с настройками.

Многие специалисты признают, финансовая ценность кнопки Like была сомнительна, несмотря на популярность и шумиху, которая вокруг неё возникла. Кнопка Like, скорее, являлась неплохим медийным инструментом, чем средством заработка на пользователях. Но сейчас, когда "лайки" претендуют на охват всей нашей жизни, - совсем другое дело. С таким бэкграундом Facebook запросто может рассчитывать на соответствующую монетизацию.

Конечно, не может не вызывать сомнения качественная сторона вопроса. Что делать с информационным мусором, который в неограниченном количестве будет литься на пользователей? Станет ли от этого Facebook некомфортно пользоваться? Пока об этом рано говорить. Наверняка разработчики продолжат свои изыскания и про юзабилити тоже не забудут.

Интересно наблюдать, как сейчас Facebook начал обращаться со своими конкурентами. Долгое время эта соцсеть страдала от нашествия клонов, копировавших основные (и не очень) фишки ресурса. Теперь мы имеем возможность видеть обратный процесс. Facebook, уподобившись конкурентам, активно стала копировать "фишки" соседей по соцмедийному рынку.

Сначала скопировали концепцию кругов у Google Plus, уведя тем самым единственную "фишку", которая у неё была. Затем, введя "подписки", уязвили "ВКонтакте". Не пожалели Цукерберг и сотоварищи даже MySpace. Новая концепция Facebook с настраиваемыми мультимедийными профилями во многом похожа на концепцию MySpace образца 2008 года. Об этом говорят многие, в том числе и один из основателей этой соцсети Том Андерсон.

Кстати, благодаря подпискам, увеличению лимита в статусах (теперь в них можно публиковать посты длиной до 5 тысяч знаков), а также новым профилям с уклоном в хронологию, у Facebook обнаружились неплохие блогерские перспективы. Но для того, чтобы заинтересовать блогеров, нужно адаптировать функционал соцсети под блоги.

Посмотрим, сделает ли крупнейшая сеть дальнейшие шаги в этом направлении или остановится на полумерах.

Сергей КОРОТКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также