События мировой IT-индустрии: 10-16 марта

В минувшем году я уже столько раз писал про грядущие экономические проблемы Китая, что уже сам себе надоел. Но, похоже, накаркал. Как свидетельствуют последние данные официальной статистики КНР, темпы роста промпроизводства и инвестиций в основной капитал в Китае в январе-феврале снижались.

По данным Нацбюро статистики КНР, рост промпроизводства в Китае в январе-феврале составил 8,6% - это самый низкий показатель за последние пять лет. При этом капитальные инвестиции за первые два месяца года выросли лишь на 17,9%, что также намного ниже даже, чем год назад. Так, официальные данные подтвердили снижение деловой активности в китайской экономике, зафиксированное в опросах менеджеров (индекс PMI в марте упал до самой низкой за полгода отметки в 48,5 пункта).

При этом власти страны не спешат компенсировать проседание экономики увеличением госрасходов - напротив, теперь в Китае все активнее заявляют о борьбе с плохими долгами и закредитованностью компаний. Ускорению роста препятствуют и меры правительства по сокращению теневого финансового сектора.

Ранее власти предпочитали спасать неблагополучные компании, предоставляя им госгарантии и льготные займы. В результате суммарный долг местных финансовых организаций, выпускающих региональные ценные бумаги и привлекающих средства, в середине прошлого года достиг $2,91 триллиона. Теперь, по словам премьер-министра КНР Ли Кэцяна, "в сложившейся непростой ситуации" в экономике избежать дефолтов заемщиков по долгам не удастся.

Прямым следствием заявления Ли Кэцяна стало падение индексов крупнейших бирж Азиатско-Тихоокеанского региона. А теперь вспомним, что именно в Китае сегодня сосредоточено подавляющее большинство производств всевозможной IT-продукции. Вспомним и пригорюнимся...

 

Между тем, в мировой IT-индустрии за пределами Китая на минувшей неделе произошло немало удивительного. Например, корпорация Microsoft наконец-то раскачалась и начала предоставлять производителям мобильных устройств операционную систему Windows Phone бесплатно (до сих пор Microsoft взимала плату $5-15 за каждый аппарат на платформе WP). По данным The Times of India, первыми партнерами софтверного гиганта стали компании Karbonn и Lava (торговая марка Xolo). Обе они до сих пор были известны как производители дешевых Android-смартфонов.

Подозреваю, что в штаб-квартире Google сейчас траурное настроение. Обратите внимание: Microsoft ведь не просто сделала свою (на самом деле очень хорошую) мобильную ОС бесплатной. То есть она не просто грубо вторглась на "территорию" Android. Microsoft начала наступление с производителей наиболее дешевых Android-смартфонов - то есть с тех, кто ранее был больше всех предан Google. Их менеджеры из Редмонда просто взяли - и буквально одним рывком подняли, поставили в один ряд с производителями смартфонов высокого класса, вроде Nokia, HTC или Samsung.

Кстати, директор по маркетингу Huawei Шао Янг на минувшей неделе заявил, что его компания заинтересована в выпуске смартфонов под управлением операционной системы Windows Phone. В то же время мобильная ОС Microsoft не является приоритетной для китайского производителя. Иначе говоря, компания Huawei намерена в дальнейшем придерживаться политики использования нескольких операционных систем. Однако наиболее интересным вариантом является тот, когда на рынок можно вывести аппарат с несколькими ОС. Шао Янг уверен, что WP-смартфон может не заинтересовать покупателя, но то же устройство с Android на борту его привлечет, и наоборот. Представитель Huawei заявил, что продажи смартфонов компании с двумя операционными системами начнутся уже во II квартале 2014 года.

Между тем, Microsoft, похоже, затеяла нечто вроде масштабного перевода своего софтверного бизнеса на freeware- или, как минимум, low-ware-модель. На минувшей неделе корпорация заявила, что сделает Office 365 более доступной, предложив покупателям тарифный план под названием Personal. Стоимость подписки на Office 365 по новому тарифу составит $69,99 в год - на 30% ниже в сравнении с тарифом Home Premium (самым дешевым до настоящего времени). Сам же Home Premium будет переименован в просто Home. "Мы понимаем, что у разных людей и семей разные потребности и возможности. И мы хотим, чтобы все могли пользоваться Office", - прокомментировал нововведение в блоге Microsoft представитель корпорации Крис Шнайдер.

В состав Office 365 Personal войдут те же приложения, что и в Home Premium: Word, Excel, PowerPoint, Outlook, OneNote, Publisher и Access. Пользователю будут доступны те же 20 Гб пространства в хранилище OneDrive (бывший SkyDrive), 60 минут бесплатных вызовов в Skype ежемесячно и доступ к Office Web Apps (приложениям Word, PowerPoint, Excel и OneNote для браузера). Зато Microsoft ограничит число устройств, на которые можно установить пакет - их будет только два: один ПК и один планшет. Для сравнения, Home Premium можно поставить на 5 компьютеров и на 5 мобильных устройств.

А вот корпорация Google, я бы сказал, все более перенимает модель бизнеса у компании Apple. И речь не только о том, что интернет-гигант все более активно развивает направление по выпуску разного рода гаджетов. Теперь Google начинает открывать фирменные розничные магазины. Так, корпорация готовится подписать договор аренды помещения площадью около 743 кв. м в Нью-Йорке, в районе Сохо в южной части Манхэттена. Именно там должен появиться первый полноценный розничный магазин Google, сообщает издание Crain's New York Business.

В собственных розничных магазинах Google планирует продавать смартфоны и планшеты Nexus, ноутбуки Chromebook, телевизионные приставки Chromecast и другие устройства своей линейки потребительской электроники, которая в последнее время быстро расширяется. И тут стоит напомнить, что у Google уже имеется опыт розничных продаж. Интернет-корпорация сотрудничает с торговыми сетями Best Buy, Wal-Mart и Office Depot: специалисты по продажам Google присутствуют в розничных магазинах, информируя покупателей о функциях разного рода гаджетов. Можно также вспомнить о сотрудничестве с сетью PC World в Великобритании, в которой были открыты фирменные отделы по продаже Chromebook.

Между тем, интерес к развитию розничной торговли проявляет и корпорация Microsoft. Причем она уже в этом уже заметно продвинулась: в США у нее уже есть фирменная сеть, включающая около 80 магазинов. Для сравнения, у Apple таких магазинов по всему миру 416, а средняя выручка одного магазина - $50 млн за квартал.

И в прошлом году, и уже в этом мне не раз доводилось писать о том, как IT-компании проводят IPO на фондовых биржах мира, раз за разом привлекая все более значительные средства, ставя новые рекорды. Но теперь как-то это все начинает уходить за грань здравого смысла. Смотрите: компания King Digital Enterntainment, создатель бесплатной мобильной игры Candy Crush Saga, планирует 25 марта провести IPO и привлечь на нем... $7,6 млрд.

По словам представителей King Digital Enterntainment, компания планирует получить от $21 до $24 за акцию. Компания рассчитывает на успех IPO, исходя из того, что ее главный рынок - это рынок мобильных приложений, объем которого оценивается в $17 млрд. Это выгодно отличает ее от таких компаний, как Zynga Inc., которой после IPO не удалось получить значительной доли на данном рынке.

С одной стороны, финансовые результаты этой компании-игродела впечатляют: в 2013-м прибыль King Digital Enterntainment составила $568 млн при выручке $1,88 млрд. А еще в 2011 году ее выручка была всего $64 млн, а о прибыли не было и речи - лишь убыток в размере $1 млн 315 тыс.

Правда, подавляющую долю доходов компании (78% общей выручки) обеспечивает единственный продукт - игра Candy Crush Saga. А 95% доходов компании приносят всего три игры - Candy Crush Saga, Pet Rescue Saga и Farm Heroes Saga. При этом 70% выручки King приходится на пользователей мобильных устройств.

Такая зависимость от нескольких продуктов - потенциальная угроза для компании. Хотя пока все неплохо: игра Candy Crush Saga стабильно держится в топе самых популярных игровых приложений в мире. Она была представлена в ноябре 2012-го на платформах для смартфонов, а в апреле 2013-го - на Facebook. В марте 2013 года Candy Crush Saga сместила с позиции самой популярной игры на Facebook Farm Ville 2 от Zynga. А в декабре 2013-го Candy Crush Saga стала самой скачиваемой игрой в мире (по совокупному числу загрузок из магазинов Google Play и Apple Store).

Как видим, аппетиты IT-компаний при проведении IPO стремительно растут. Меньше чем на несколько миллиардов они уже и не замахиваются. Вот только меня, как экономического обозревателя с почти 20-летним стажем, это совсем не радует. Я хорошо помню, что все то же самое мы видели в 1999-2000 годах - как раз накануне грандиозного "краха доткомов".

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также