IT-бизнес: приближаясь к концу года

Перемены в IT-бизнесе происходят постоянно, но далеко не всегда они становятся очевидны, скажем, для сторонних инвесторов. Сторонних - то есть изначально "выросших" за пределами IT-сообщества - скажем, в "классических" финансовых структурах.

Между тем, в последние годы поменялась сама структура IT-бизнеса. Например, интернет-компании все больше отходят от "чистых" технологий, и все больше внимания уделяют контенту (включая рекламу), что уже сложно отнести к "чистым" технологиям. Они нанимают все меньше программистов - но все больше продюсеров, журналистов и рекламщиков. В результате аналитики уже привычно выделяют в бизнесе сектор ТМТ (Technology, Media & Telecommunications).

Пожалуй, наиболее яркий представитель этого сектора - корпорация Google, которая как раз на днях опубликовала финансовый отчет за III квартал 2013 года. Согласно ему, выручка интернет-гиганта достигла почти $14,9 млрд - на 12% больше, чем в июле-сентябре прошлого года. Причем $1,14 млрд пришлось на подразделение Motorola Mobility. Чистая прибыль компании немного не дотянула до трех миллиардов долларов ($2,97 млрд), что на треть выше показателя за III квартал 2012 года. В пересчете на одну акцию прибыль составила $8,75 против $6,53 в июле-сентябре 2012 года.

При этом почти всю выручку Google получает за счет рекламы. При этом средняя стоимость рекламного клика за год снизилась на 8%, то есть объем рекламы вырос весьма значительно, иначе при падении цены клика не было бы такого роста выручки. В самом деле, общее число оплаченных кликов подскочило на 26% относительно III квартала 2012 года, говорится в отчетности. "Ключевой момент - это то, что объем их рекламных переходов растет быстрее, чем падает сумма, которую компания получает за каждый рекламный переход", - поясняет аналитик JMP Securities Рональд Джози.

Аналитики прогнозировали более скромные квартальные результаты Google. Во многом из-за разницы между прогнозными и реальными показателями акции компании на биржах подорожали в среднем на 7%. А капитализация компании достигла почти $300 млрд.

 

Аналитики особо отмечают, что интернет-корпорация быстрыми темпами усиливает свои позиции в мобильном сегменте. А вот квартальная прибыль главного конкурента Google - Yahoo! - напротив, упала в 11 раз.

"Google провела еще один сильный квартал... с прогрессом в разработке продуктов", - прокомментировал результаты гендиректор компании Ларри Пейдж. Прибыль интернет-подразделения компании за вычетом выплат партнерам выросла на 23%, до $10,8 млрд.

Однако чтобы поддержать высокие темпы роста выручки, Google нужны новые продукты. Это признает и руководство интернет-гиганта: Пейдж отметил, что примерно 40% трафика портала YouTube приходится на мобильные устройства. Два года назад с них на YouТube заходили только 6% пользователей. И именно в этом направлении сейчас идет развитие корпорации. В ближайшее время ожидается презентация новой платформы Android 4.4 KitKat, смартфона Nexus 5, а также "умных" часов Google Watch.

Между тем, уже через день после публикации квартального отчета Google стоимость ее акций впервые в истории корпорации превысила отметку в $1000 за ценную бумагу. Акции Google в минувшую пятницу подорожали на рекордные 13%, до $1000,26. Для сравнения: во время IPO в 2004 году ценные бумаги интернет-компании продавались по цене $85. Затем каждый год они стремительно дорожали, кроме 2008-го, когда акции подешевели на 56% из-за кризиса.

Между тем, на фоне надвигающегося на Китай экономического кризиса (надутые пузыри роста готовятся лопнуть) государственные и частные китайские компании стремительно скупают западные активы. Так, китайская компания Lenovo Group - крупнейший в мире производитель персональных компьютеров - подала заявку на покупку канадского производителя смартфонов BlackBerry.

Lenovo, недавно вышедшая на рынок смартфонов, быстро набрала обороты на внутреннем рынке и теперь продает больше смартфонов, чем BlackBerry. На китайского производителя приходится 4,7% мирового рынка смартфонов (данные по итогам II квартала от Gartner), тогда как на BlackBerry - 2,7%. Однако смартфоны BlackBerry технически намного более совершенны и имеют устойчивую хорошую репутацию, прежде всего, в западном полушарии. Кроме того, компания BlackBerry (бывшая RIM) обладает огромным количеством связанных со смартфонными технологиями патентов, которые стали бы отличной добычей для небогатой интеллектом Lenovo.

Торгуясь за BlackBerry, Lenovo старается потеснить канадскую Fairfax Financial Holdings (с ней BlackBerry договорилась о сделке на $4,7 млрд), а также американские Cisco Systems и Google, которые также имеют виды на канадского производителя смартфонов. Попутно замечу, что смартфонами BlackBerry, обеспечивающими повышенную конфиденциальность общения и передачи данных, пользуются бизнесмены и высокопоставленные чиновники Канады, США, Великобритании и ряда других стран. Понятно, что созданная при поддержке спецслужб Китая Lenovo автоматически получит и доступ к закрытым каналам связи.

В США та же Lenovo в 2005 году купила подразделение IBM по производству ПК за $1,25 млрд - на тот момент это была одна из самых крупных зарубежных покупок, сделанных Китаем. Теперь, как видим, масштабы сделок увеличились в разы. Такие вот получаются китайские шахматы с элементами драки веслом.

Если Lenovo купит BlackBerry, это может стать одним из крупнейших и наиболее заметных приобретений китайских корпораций на Западе. Представители китайской компании пока отказываются давать комментарии, в BlackBerry же заявили, что не намерены раскрывать детали переговорного процесса, пока не будет одобрена конкретная сделка. А сделка действительно может быть заблокирована регилирующими органами Канады - именно по причине того, что аппараты BlackBerry используются высшим руководством страны.

Не исключено также, что Blackberry купят двое из ее основателей: Майк Лазаридис и Даг Фрегин. В документах, направленных в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) они указали, что изучают возможность совместной заявки на покупку всех не принадлежащих им акций компании. Сейчас они владеют 8% акций.

По данным исследовательской компании IDC, BlackBerry, некогда контролировавшая более половины рынка смартфонов в Северной Америке, сейчас занимает чуть более 2%. В прошлом квартале выручка компании упала на 45%. Пытаясь спастись, BlacBerry затеяла реструктуризацию, цель которой - сократить штат почти на 40% и вдвое уменьшить расходы. Кроме того, решено отказаться от производства двух из шести моделей смартфонов и сфокусироваться на обслуживании корпоративных клиентов.

И еще о мобильной индустрии. Бывший исполнительный директор и председатель совета директоров Nokia Йорма Оллила назвал "ошибкой" сотрудничество финской компании с Microsoft. В интервью газете Helsingin Sanomat он рассказал, как несколько лет назад руководство Nokia изучало различные варианты спасения компании и в итоге решило заключить партнерское соглашение с Microsoft.

Как теперь публично заявляет Йорма Оллила, это решение стало ошибкой: финны так и не смогли создать смартфоны, которые на равных конкурировали бы с iOS и Android. Йорма Оллила также рассказал, как совет директоров Nokia выбирал нынешнего руководителя. В компании рассматривали пять кандидатур. Стивена Элопа выбрали не сразу - поначалу на должность CEO претендовал другой человек, имя которого Йорма Оллила не назвал. Однако тот отказался от предложения по личным мотивам. Только после этого было решено пригласить "хорошего продавца" Стивена Элопа.

Теперь, наконец, поговорим о более удачливых "китах" IT-бизнеса. Корпорация IBM хотя и остается очень успешной, тем не менее, снижает свои показатели. Выручка IBM с июля по сентябрь сократилась на $1 млрд (-4%) до $23,7 млрд, в основном из-за падения спроса на серверы. В компании объясняют ситуацию заморозкой проектов в Китае, где принят закон о поддержке местных производителей. Но сторонние эксперты уверены, что причина снижения - рост спроса на облачные услуги.

В самом деле, снижение выручки в основном обусловлено падением продаж подразделения, занимающегося выпуском аппаратного обеспечения, - на 17% до $3,2 млрд. Снижение также было зафиксировано в подразделении по оказанию услуг, но не столь значительное - на 3%.

Выручка от продаж серверов Power Systems на архитектуре Power упала на 38%, серверов System x на архитектуре x86 - на 18%, от продажи мейнфреймов System z - возросла на 6%. Продажи систем хранения данных упали на 11%.

При этом общая выручка IBM в Китае за квартал упала на 22%, а продажи в регионе аппаратного обеспечения - на 44%. Впрочем, в компании считают, что в начале 2014-го спрос на оборудование зарубежных производителей в Китае возрастет, то есть, спад не будет долговременным.

Однако независимые аналитики считают причиной снижения продаж рост популярности облачных услуг. "Снижение продаж аппаратного обеспечения является тендецией последнего времени. Это происходит вследствие распространения облачных услуг", - говорит сооснователь Constellation Research Рэй Ван. Его слова подтверждает и то, что облачный бизнес самой IBM показывает хорошие результаты: выручка в III квартале нынешнего года выросла на 70%, превысив $1 млрд. В июле корпорация завершила приобретение поставщика облачных сервисов SoftLayer Technologies. К концу 2015 года IBM рассчитывает нарастить продажи облачных услуг до $7 млрд.

А вот "классические" телекоммуникации продолжают оставаться высокоприбыльным бизнесом. В 2014 году выплаты по дивидендам компании Vodafone в Великобритании составят рекордные ?100 млрд. По данным исследований Capita Asset Services, выплаты будут увеличены на ?16,6 млрд по сравнению с этим годом. В целом, группа компаний выплатит акционерам чуть более ?54 млрд, что составляет почти три четверти выручки от продажи 45%-ой доли в Verizon Wireless.

Исследователи отмечают, что выплаты дивидендов в III квартале обычно выше, чем во втором. Хотя в 2013 году была зафиксирована обратная ситуация - в III квартале не было рекордных выплат, что произошло впервые с 2008 года.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также