Странная сделка Wargaming.net

В первых числах ноября сложно было найти русскоязычное новостное СМИ, которое не сообщило бы, что "белорусская компания Wargaming.net, разработчик популярной компьютерной игры World of Tanks, купила контрольный пакет акций одного из крупнейших банков Кипра за 50 миллионов евро". Кто-то удивился, кто-то пожал плечами, кто-то улыбнулся, кто-то позавидовал... А обозреватель "Компьютерных Вестей" решил разобраться в вопросе более основательно. Все-таки ваш покорный слуга - экономический журналист с огромным опытом, так что положение обязывает.


Зачем банк IT-компании?

В компании Game Stream Ltd. (белорусская инкарнация международной сети компаний Wargaming.net) мне не стали отвечать на простой вопрос: "Зачем вам банк?" или как-либо комментировать сделку. Пришлось начать с обращения к первоисточнику. Информационную волну запустил кипрский телеканал SigmaLive, сообщивший, что компания Wargaming Public Company Ltd. 31 октября приобрела пакет акций одного из трех крупнейших банков Кипра - Hellenic Bank. Сумма сделки, по информации журналистов, составила 50 млн. евро.

Тот же телеканал сообщил, что претендентом на покупку пакета акций банка, кроме Wargaming, была также местная инвестиционная компания Demetra. Однако ее предложение оказалось ниже (40 млн. евро), поэтому предпочтение было отдано разработчикам игры World of Tanks. Попутно в эфире прозвучала и цифра выручки Wargaming в первом полугодии 2013 года - по данным SigmaLive, она составила 234 млн. евро.

Впрочем, информация кипрских тележурналистов тоже грешит неточностями. На сайте Кипрской фондовой биржи опубликовано письмо директора и управляющего менеджера Wargaming Public Company Ltd. Эвангелоса Георгиу, в котором компания уведомляет биржу, где торгуются ее акции, о том, что примет участие в допэмиссии акций банка Hellenic. Wargaming Public Company Ltd. приобретет за 40 млн евро около 30% акций банка, сообщает Георгиу.

А на сайте самого банка Hellenic указывается, что его акции выкупили Wargaming Public Company Ltd. (30%), фонды Third Point Offshore Master Fund и Demetra Investments (15%), остальное (55%) - осталось у прежних владельцев банка.

Wargaming Public Company Ltd. - это уже кипрская инкарнация Wargaming.net, формально - владелец прав на дистрибуцию игр компании Wargaming.net, самая известная из которых - многопользовательская стрелялка World of Tanks (WoT). Но 30% акций - это никак не контрольный пакет, а 40 млн евро - это не пятьдесят.

Основным бенефициаром (получателем доходов) Hellenic Bank на острове традиционно считают Кипрскую православную церковь. Показательно, что этот банк год назад во время кипрского дефолта не затронули антикризисные меры - в отличие от двух других крупнейших банков: Bank of Cyprus (ВоС) и Laiki. Также известно, что Hellenic Bank активно участвует в операциях с недвижимостью.

Возникает закономерный вопрос: зачем Wargaming собственный банк? Интернет-компаниям обычно свой банк ни к чему. Такие корпорации, как Microsoft, Apple, Facebook, ни у Google, даже "Яндекс", зарабатывают на пользователях больше Wargaming, но банков не создают и не покупают. Хотя у многих на счетах есть свободные десятки, а то и сотни (у Apple) миллиардов долларов. Но IT и ростовщичество - слишком разные бизнесы, прежде всего, по своему менталитету.

Тем более что Wargaming.net все равно принимает платежи через партнеров. Если бы Wargaming сама собирала платежи пользователей (как платежная система), то, по крайней мере, в России она по местным законам должна была бы получить банковскую лицензию. Но Hellenic - не российский банк. Можно предположить, что разработчик WoT лелеет планы по созданию собственного международного сервиса электронных платежей, а кипрский банк должен стать его ключевым элементом.

Впрочем, российские эксперты выдвигают и альтернативную версию: возможно, после прошлогоднего дефолта Кипра у Wargaming.net "зависли" там деньги, и теперь компания пытается их таким путем вернуть.

Хотя, конечно, быть может, все дело просто в оптимизации международного бизнеса Wargaming.net. Ведь для IT-компаний юрисдикция Кипра - одна из самых выгодных, здесь они пользуются специальной льготой, снижая на 80% базу по налогу на прибыль, т. е. эффективная ставка налога - менее 2,5% вместо стандартных 12,5%. Такие условия выгоднее аналогичных в Люксембурге и Нидерландах. Также у Кипра заключены соглашения об избежании двойного налогообложения со многими развитыми странами, в том числе с США и Великобританией.

"С точки зрения налоговой оптимизации владеть банком не обязательно, но он может помочь скрыть каскадное финансирование аффилированных структур акционеров, - говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. - В этом случае можно не использовать кипрскую фирму как транзитную между оффшорной и проектной компаниями, а напрямую выдавать кредиты банка нужной компании".


Запутанный Wargaming

В любом случае, свободных денег у Wargaming.net, похоже, достаточно. Как я уже упоминал, по данным все того же кипрского телеканала SigmaLive, выручка Wargaming за первое полугодие составила 234 млн. евро ($316 млн.), что больше выручки за весь 2012 год (218 млн. евро). Тут стоит вспомнить, что в прошлом году Wargaming.net купила за $45 млн. австралийскую компанию BigWorld - это ее движок используется в WoT, а также в новых играх - с самолетами и кораблями. Уже в 2013-м компания приобрела у Криса Тэйлора, автора культовой компьютерной стратегии Total Annihilation, компанию Gas Powered Games.

Как пишет российская деловая газета "Ведомости", если Wargaming.net не сбавит темпов роста, то может в ближайший год стать крупнейшей интернет-компанией в СНГ. По итогам полугодия она уступала только "Яндексу" с выручкой в $546 млн. и Mail.ru Group ($386 млн.). Прогнозы роста выручки на 2013-й у Mail.ru Group - 27-29%, у "Яндекса" - 34-38%.

Напомню, что компанию-разработчика компьютерных игр Wargaming основал в 1998 году физик, выпускник БГУ Виктор Кислый. Сегодняшние акционеры: Виктор Кислый (38,5%), Владимир Кислый (25,5%), Николай Кацелапов (17%) и Иван Михневич (17%). Финансовые показатели по МСФО за 2012 год: выручка - 217,9 млн евро, чистая прибыль - 6,2 млн евро.

При этом компания успешно развивалась все эти годы, осваивая рынки разных стран. В результате сегодня стороннему человеку изучать структуру Wargaming.net не проще, чем учебник по квантовой механике. Только на официальном сайте компании перечислены 14 дочерних подразделений (только в США - пять штук). Большинство из них имеет в названии слово Wargaming, но не все. Например, в России компанию представляет контора Lesta Studio, а в Австралии - BigWorld.

Формально Wargaming.net - инвестиционное товарищество, и одновременно - владелец торговой марки World of Tanks. Центры разработок находятся в Минске, Киеве и Санкт-Петербурге. Но сеть Wargaming контролируется компанией Wargaming Public Co. Limited - кипрской компанией-дистрибьютором, которую Виктор Кислый создал 26 июля 2011 года. Именно этой компании принадлежат представительства в Париже, Берлине, Сингапуре, Сан-Франциско и Сеуле.

Право на распространение игр на территории Евросоюза и Швейцарии, в свою очередь, имеет компания Wargaming.net, LLP - она заключила соответствующий договор с кипрской Wargaming Public Co. Limited 1 сентября 2011 года. Но! На официальном сайте Wargaming.net, LLP вообще не упоминается - по его данным, в Германии и Франции World of Tanks продвигает компания Wargaming Europe SAS. То есть, сколько на самом деле "Варгеймингов" зарегистрировано по всему миру, наверняка знают только владельцы этой сети.

Лет 10 назад, в 2003-м, мне довелось изучать запутанную структуру зарубежных "дочек" российской компании "ЮКОС" - это было как раз незадолго до громкого ареста Ходорковского. Так вот: там было нечто очень похожее - множество компаний под разными названиями и в разных странах. Я, конечно, очень далек от того, чтобы заподозрить белорусских предпринимателей в уходе от налогов или отмывании полученных от игроков денег. Наверняка такая структура Wargaming имеет целью только лишь упростить ведение международного бизнеса белорусской компании. Да и Виктор Кислый - не Михаил Ходорковский.

С другой стороны, "ЮКОС" продавал нечто зримое, ощутимое и важное - нефть. Ее можно было понюхать, испачкаться в ней или переработать в бензин. А "Варгейминг" во всех своих ипостасях продает нечто несуществующее в реальности - виртуальные танки, сражения, эмоции. То, что существует лишь до тех пор, пока пьяный электрик на подстанции не обесточит ваш район. Правда, в качестве бонусов игрокам World of Tanks поставляются вещи вполне реальные: гиподинамия, сколиоз, близорукость, хроническая нехватка сна и постоянные траты реальных денег на покупку виртуальных предметов и оплату интернет-трафика.

Но об этом мы поговорим в следующей статье, посвященной Wargaming.net и World of Tanks.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

Комментарии

Аватар пользователя Petro42

Я, конечно, очень далек от того, чтобы заподозрить белорусских предпринимателей в уходе от налогов или отмывании полученных от игроков денег. 

Я далек, но даю намёк... Да, всё мы понимаем, не дураки - отмывают бабки в оффшорах. Об этом нормально так пишут на ИТ-ресурсах. Потому-то и не могут пока схватить за руку, что нет ничего реального. 

Аватар пользователя mike

Пока пьяный электрик на подстанции не обесточит ваш район.

Нда. Некоторые журналисты  думают, что это возможно.

Я, конечно, очень далек от того, чтобы заподозрить белорусских предпринимателей в уходе от налогов или отмывании полученных от игроков денег.

Фе, как трусливо.

Аватар пользователя igd

Учитывая тот факт, что я лично знаю Витю Кислого (делал для него банк звуков на игрушку Massive Assault), могу отметить, что это очень грамотный человек. Конечно, в "танки" не играю, но и статья в никуда. Белорусам есть чем гордиться, и зачем там искать подводные камни? Черта национального характера?

Аватар пользователя Petro42

Теперь каждый говорит, что он "лично знает Витю Кислого", а раньше его никто и знать не хотел. Кроме того, те, кто действительно знает Витю Кислого, все "в доле". :-)

Думаю, Кристофер, делая озвучку для игр, действительно мог с ним пересекаться. Правда, тогда Кислый был менее известен, чем, скажем, Двоскин.

А я иногда играю. Но денег не трачу.