ИТ против «спайсов»: как технологии помогают бороться с «дизайнерскими» наркотиками

Информация о наркотиках и наркоманах в последнее время не исчезает с новостных лент СМИ. Бороться с этой проблемой просто необходимо. Но вот как? ЗАО «БелХард Групп» создало специальную линейку программных продуктов, предназначенных для информационной поддержки деятельности спецслужб, автоматизации ряда задач их деятельности, анализа и синтеза информации с эффективными защищёнными механизмами обмена информацией между спецслужбами. Семейство программных продуктов «АИПСИН» стало уникальным в своём роде решением для использования в сфере государственной безопасности и, в частности, для борьбы с незаконным распространением наркотиков. Об этой системе мы и поговорили с руководителем проекта Русланом Юрченко.

- Руслан, расскажите, пожалуйста, что представляет собой «АИПСИН»?

- Это информационно-поисковая система, которая содержит более 600 ключевых поисковых параметров. В основе находится “суперсправочник”, где есть вся информация о подконтрольных и потенциальных к контролю веществах. Мы активно поддерживаем нормативную документацию более 20 стран. Вокруг “справочника” создаются специальные модули для решения задач. Например, в экспертизе основная цель безошибочно и максимально быстро идентифицировать вещество. Для этого спектральные базы “суперсправочника” через специальные модули подключаются к аналитическому оборудованию. Вещество исследуется стандартным набором оборудования, но информация, необходимая для идентификации, попадает в руки правоохранителей еще не только до того, как вещество становится подконтрольным, но зачастую и до того, как оно станет социально опасным. Так и в остальном: задача «АИПСИН» ‑ предоставлять информацию чуть раньше того, как она понадобится, а не гораздо позже, как это часто происходило до сих пор. «АИПСИН» не только решает задачи экспертов, но и организует информационное обеспечение оперативной работы, информационную поддержку подготовки и переподготовки кадров, автоматизации задач контроля, обеспечение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, и как логический итог ‑ переход к наркоконтролю по принципу «управления рисками», что в эпоху “дизайнерских наркотиков” является не просто желательным, но единственно возможным подходом в наркопротиводействии. «АИПСИН» успешно работает с 2007 года. Естественно, пользуются системой только правоохранительные органы.

- Как на практике «АИПСИН» работает?

 

- Мы прорабатываем информацию не после того, как вещество было запрещено, а задолго до этого. К тому моменту, когда оно появляется на рынке, мы уже знаем о нем. Как это удается? Все вещества уже когда-то были синтезированы. Сейчас в моде “дизайны”

Справка KV. “Дизайны” или “дизайнерские наркотики” - психоактивные вещества, синтезированные ранее как фармсубстанции или полученные специально с целью обхода действующего законодательства, синтетические аналоги какого-либо “классического” наркотического или психотропного вещества, воспроизводящие психоактивные свойства последнего, либо близкие к “классике” по строению вещества, обладающие, сходной психоактивностью.

В основе “дизайнерских наркотиков”, как правило, лежит некая “базовая” структура уже “классического” наркотика или психотропа, которая немного изменяется для того, чтобы вещество формально не было запрещенным. Производители “дизайнов”, несмотря на специфику своей продукции, всегда производят только легальную продукцию. Зачем рисковать? Пока она не потребляется как психоактивная субстанция – она и её производство вполне законны. Но правоохранители тоже не спят. Где-то быстрее, где-то чуть медленнее, но любой “дизайн” в конце концов запрещают. Однако производители “легальной смерти” не дожидаются этого момента и, как правило, заранее переходят к производству следующего, естественно, совершенно “законного”, но от этого совершенно не менее смертельно опасного вещества. Благо, список таких потенциальных “спайсов”, “солей”, “флаев”, “кетонов” и прочих “дизайнов” насчитывает тысячи веществ… Получается, что производители вполне легально производят субстанции, а через пару месяцев немного видоизменяют продукт и опять производят, а главное - вполне законно продают и получают прибыль. Поэтому на рынке “дизайнов” появление новых психоактивных веществ ‑ это вопрос от нескольких недель до пары дней. Например, «спайсы», о которых сейчас много говорят, - это лишь разновидность “дизайнерских наркотиков”. И новые из их списка появляются на нелегальном рынке не реже раза в месяц. Уже пару лет назад дизайнерские наркотики начали вытеснять все другие. Естественно, с этим нужно бороться. Но как? Ведь весь процесс контроля веществ основан на прецедентах. Но как создать этот “прецедент”, не дожидаясь десятков смертей? Кто возьмет на себя анализ текущей ситуации, изучение и анализ рисков? Где тот, кому это поручено, будет брать информацию? Как он ее будет получать и как передавать свои выводы и рекомендации в оперативные и экспертные подразделения? Много вопросов. Нужно не просто желание работать, нобходима информация, механизмы ее сбора, анализа и распределения.

Вот для этого и создан «АИПСИН». Для того чтобы можно было начать изымать социально-опасные вещества до начала их массового потребления, эти вещества должны находиться в списке запрещенных веществ. До недавнего времени необходимы были годы, чтобы вещество все-таки попало в этот список. Но с современными “дизайнами” нужно работать по принципу «управления рисками». На их запрещение нет не только годов или месяцев, но каждый день, как показывает практика, может стоить десятков и сотен жизней. Мы посредством «АИПСИН» стараемся заранее предоставлять госорганам предварительную информацию о том, какие вещества могут быть опасны, какие из них уже есть на рынке других стран, а какие только предлагаются интернет-магазинами. Это помогает правоохранителям быстрее идентифицировать вещество и максимально быстро запретить его распространение. Сейчас в Беларуси процедура внесения вещества в список запрещенных веществ сократилась до нескольких недель. Однако и это много. Мы планируем, что в скором времени это будет занимать несколько дней.

Пока сбор и анализ информации в рамках «АИПСИН» осуществляется создателями, но уже созданы и отработаны механизмы, когда эту функцию смогут взять на себя сами правоохранители. Все сейчас зависит только от их желания и инициативы.

- А нельзя запретить некую “базовую структуру”, из которой и составляются накротики?

- Нет. К сожалению, нельзя. Психоактивные вещества, “дизайны”, психотропы, наркотики, прекурсоры, фармсубстанции, лекарственные вещества очень тесно связанны между собой. Все “классические наркотики” ‑ это в прошлом (и даже настоящем) лекарственные вещества. И многие из них, нужно отдать должное, очень ценные и даже незаменимые. Многие из потенциальных “дизайнов” – это, возможно, в будущем ценнейшие фармсубстанции. А многие из социально опасных прекурсоров ‑ незаменимые вещества для химических производств… Так что скопом запретить не удастся, если мы не хотим сделать еще хуже.

- У системы есть аналоги?

- Нет, аналогов у системы нет. И конкурентов нет, так как разработка игр, например, намного прибыльнее, чем создание подобного рода продуктов. Создание такой системы – это высокие риски и большие затраты. Это скорее базис для серьезной работы на будущее, нежели возможность сиюминутных сверхприбылей.

- Но «АИПСИН» используют ведь не только белорусские правоохранительные органы?

- Да, мы активно сотрудничаем с Россией. Также с Арменией, Украиной, ПМР, рядом других стран. У нас ориентированный на русскоязычный регион продукт, над которым постоянно работают порядка 20 человек. Несколько сотен работающих комплексов. Однако это только начало

- Что в планах?

- Работа над продуктом идет постоянно. Планируем более плотно сотрудничать с МВД, чтобы получился прототип антинаркотической информационной сети, где сотрудники определенных подразделений будут иметь информацию не только своего отдела, но и других.

Кроме того, мы понимаем и то, что наркобизнес не стоит на месте. На смену дизайнерским наркотикам могут прийти и другие. Некоторые из вариантов замены “дизайнов” уже вырисовывается на горизонте. Мы уже готовимся к этому.

- Много экспертиз было проведено с помощью «АИПСИН»?

- В Беларуси за год было проведено более 10000 экспертиз на основе нашей информации. А в России только в одном ЭКЦ МВД  Екатеринбурга по их информации более 7000. Это не тот продукт, который один раз «выстрелил». Он работает постоянно.

Беседовала Алиса Карпенко

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Страницы

> А нельзя запретить некую “базовую структуру”, из которой и составляются накротики?

- Нет. К сожалению, нельзя

------------------

Что-то тут такое НЕ логичное. Такое ощущение возникает, что ВЕСЬ этот бизнес - от производства, распространения и КОНТРОЛЯ(наказания) - находится под колпаком у наркокартелей.


Если не ошибаюсь, в России предпринята попытка запретить некую “базовую структуру” (или типа того) - что вызвало волну возмущения, аж по РБК прошёл ВОПЛЬ тех, кого то ли задержали, то ли собираются задержать за спайсы.

То есть вот это вот - ОТСУТСТВИЕ механизма ОДНОЗНАЧНО позволяющего садить распространителей наркоты вызывает УДИВЛЕНИЕ в этой "борьбе" с наркотиками.

И "Сейчас в Беларуси процедура внесения вещества в список запрещенных веществ сократилась до нескольких недель. Однако и это много. Мы планируем, что в скором времени это будет занимать несколько дней." - есть не более чем отмазка.

Имхо, конечно, имхо.


Что происходит в настоящее время:

Вася нашёл в инете продавцов, проплатил им, они дали ему координаты закладки, он нашёл и употребил вещество А.

Петя нашёл в инете продавцов, проплатил им, они дали ему координаты закладки, он нашёл и употребил вещество B.

Взяли и Васю и Петю и и также взяли поставщиков вещества A и B (то есть тех кто делал закладки, да и далее по цепочке).

Экспертиза показала, что вещество А есть в списке запрещённых - и всю первую цепочку засудили.

Экспертиза показала, что вещество B нет в списке запрещённых - и всю вторую цепочку отпустили.

Но это же ИДИОТИЗМ! Где логика?

"Логика есть, но в жизни логики нет" (С)

Имхо, конечно, имхо.

Самая главная проблема здесь, как и в борьбе с другим злом (алкоголь, спам и т.д.) - наличие спроса. А дальше вступают в силу законы экономики.

Самая главная проблема здесь, как и в борьбе с другим злом (алкоголь, спам и т.д.) - наличие спроса. А дальше вступают в силу законы экономики.

Тут немного иное - тут просматривается крышевание этого наркобизнеса. И при этом общественности доносится типа беспомощность в решении этого вопроса - типа ну, мы , просто не успеваем помещать новые наркотики в запрещённые списки, но мы уж постараемся не в недели укладываться а в дни. - Но это не более чем отмазка.

Имхо, конечно, имхо.

Аватар пользователя mike

Алкоголь безвреден! В малых дозах. И даже полезен.

-1

Тут немного иное - тут просматривается крышевание этого наркобизнеса. И при этом общественности доносится типа беспомощность в решении этого вопроса - типа ну, мы , просто не успеваем помещать новые наркотики в запрещённые списки, но мы уж постараемся не в недели укладываться а в дни. - Но это не более чем отмазка.

Дело не в этом. Показывают такие материалы, когда ловят малолеток (по 16-17 лет) и  дают им по 8,5 колонии и все, мы молодцы, мы пресекли продажу и т.д и т.п. Всех малолеток и всех остальных так никогда не отловишь. Нужно брать верха, которые всем этим заправляют. А них, в свою очередь, все схвачено, где надо. Только показуху создают. И более ничего. Решительнее надо быть в этом вопросе

+1

dmitrys10 > Нужно брать верха, которые всем этим заправляют. А них, в свою очередь, все схвачено, где надо.

В ВЕРХАХ всё чисто и комар НОСА не подточит:

1) "Производители “дизайнов”, несмотря на специфику своей продукции, всегда производят только легальную продукцию. Зачем рисковать? Пока она не потребляется как психоактивная субстанция – она и её производство вполне законны." - ТО ЕСТЬ - производители спайсов и пр. НЕ СКРЫВАЮТСЯ в потайных лабораториях - это вполне ЛЕГАЛЬНЫЕ фабрики ЛЕГАЛЬНО производящие спайсы и ЛЕГАЛЬНО уплачивающие налоги.

2) "Сейчас в Беларуси процедура внесения вещества в список запрещенных веществ сократилась до нескольких недель. Однако и это много. Мы планируем, что в скором времени это будет занимать несколько дней." - ТО ЕСТЬ как только спайс попадает в список запрещённых он ПЕРЕСТАЁТ продаваться ЛЕГАЛЬНО и на него место выступает следующий спайс ещё НЕ запрещённый, который продаётся ЛЕГАЛЬНО.

Вот эта вот система ЛЕГАЛЬНОЙ продажи спайсов и прочих наркотиков и есть СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННАЯ система ЛЕГАЛЬНОЙ продажи наркотиков. - ТО есть она НЕ возникла естественным путём, а СОЗДАНА ВПОЛНЕ СОЗНАТЕЛЬНО.

Теперь о системе, которая описывается в статье, в которой "процедура внесения вещества в список запрещенных веществ сократилась до нескольких недель. Однако и это много. Мы планируем, что в скором времени это будет занимать несколько дней" - это НЕ что иное как система ПРИКРЫТИЯ.

Что требуется взамен? - Разработка механизма такого, которому не надо ни несколько недель ни несколько дней и ни несколько часов на внесение в список - сама процедура использования спайсов и прочих наркотиков, то есть ВСЯ ЦЕПОЧКА ведущая к:

Петя нашёл в инете продавцов, проплатил им, они дали ему координаты закладки, он нашёл и употребил вещество B.

Приводила БЫ к посадке ВСЕХ лиц участвующих в этом процессе НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО ПОПАДАЕТ ЛИ ВЕЩЕСТВО B в список запрещённых или нет.

НЕЗАВИСИМО.

В настоящее время мы имеем ЛЕГАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО и ЛЕГАЛЬНУЮ ПРОДАЖУ (с уплатой ЛЕГАЛЬНЫХ налогов)  наркотиков под прикрытием системы которая помещает в список запрещённых веществ в течении недель (в будущем дней).

НЕ важно с какой скоростью спайс будет попадать в список запрещённых - НЕВАЖНО. Хоть за пару секунд. - Это НИЧЕГО НЕ РЕШАЕТ - в этом промежутке они успеют ЛЕГАЛЬНО продать спайс. УСПЕЮТ!!!

Имхо, конечно, имхо.

Аватар пользователя John

Алкоголь безвреден! В малых дозах. И даже полезен.

 

Ага, проверено праздниками. В больших - нуегонах :)

 

 

Аватар пользователя mike

Проверено. Тут некто намекал, что я алкаш. Не знаю, может и алкаш. Начиная с католического Рождества, до сего дня выпил а общей сложности 250 г врдки и 50 г коньяка. Малыми порциями ежедневно и чувствую себя превосходно. Все праздники не упускал случвя поработать. С Наступившим еще раз!

>Тут некто намекал, что я алкаш. Не знаю, может и алкаш.

Там несколько стадий алкоголизма определяют.

Но, вообще-то узнать это просто: Если пьёшь для того чтобы настроение с нуля (или выше) поднялось ещё выше - это не алкоголизм, а если же чтобы настроение с НИЖЕ нуля поднять хотя бы до нуля - то это уже алкоголизм.

То есть, если вдруг нет возможности выпить (неважно сколько в граммах) и эта невозможность приводит к резкому ощущению непереносимости жизни - чувству ТОСКИ (тревожности, тремору, психозу, судорогам, нарушению сна, тахикардия, поверхностному сну с кошмарными сновидениями, чувству вины, негативным отношением к окружающим людям) , то это типа одна из стадий алкоголизма.

К чему я? - количество грамм не имеет особого значения.

Имхо.

Страницы