Новинки свободного софта

В новом обзоре СПО отметим значимый вклад компании Valve в дело opensource. Также рассмотрим приложения для прослушивания музыки, для работы с баркодом, для вырезания узоров и орнаментов. И, уверен, для многих станет откровением наличие среди свободных программ мощного приложения для анализа спортивных видеосюжетов.


SDL 2 для игр и мультимедиа

Небезызвестная компания Valve внесла большой моральный вклад в дело развития и популяризации Linux-систем. Перенос сервиса цифрового распространения компьютерных игр и программ Steam на платформу Linux безусловно способствовал росту интереса публики к последней.

Но на прошлой неделе можно было наблюдать уже пример и более "вещественного" вложения со стороны Valve в закрома открытого кода. После продолжительного периода разработки вышла вторая версия библиотеки SDL (Simple Direct Layer), предназначенной для игр и мультимедийных приложений. В прошлом году компания Гейба Ньюэлла взяла на работу основного разработчика этой библиотеки Сэма Лантинга, который вместе с разработчиками Valve и подготовил финальный релиз SDL 2.

Библиотека SDL 2 используется для большинства игр, которые создаются для платформы Linux. Грубо говоря, это что-то вроде MS Direct X. Библиотека обеспечивает операции над изображениями, 3D-графикой, звуком, файловой системой, клавиатурой, джойстиками, сетью. Поэтому SDL часто используется в дополнение к стандарту OpenGL, который сам по себе не имеет функций для работы с устройствами управления. В силу простоты SDL часто также используется для изучения программирования.

 

На самом деле, SDL является кросс-платформным решением, и имеются версии этой библиотеки для Windows, MacOSX и даже для Android. На официальном сайте проекта можно скачать готовые файлы для установки в систему и модули для интегрированных сред разработки приложений.

SDL 2 по сравнению с предыдущими версиями, содержит множество актуальных для современных игр функций:

  • полная поддержка OpenGL 3.0 и OpenGL ES;
  • многооконный вывод и мультидисплейный режим;
  • функции для изменения геометрии окна, в том числе создание непрямоугольных окон;
  • 32-разрядный звук и вывод на несколько аудиоустройств;
  • поддержка обратной связи для джойстиков;
  • API для получения данных энергопитания;
  • ввод с сенсорных экранов и API для поддержки "мультитач".

В общем, SDL 2 содержит то, что сделает портирование игр на Linux более простым. Поэтому уже в ближайшее время стоит ожидать в Steam новых игр для линуксоидов.


Правильный музыкальный плеер Cantata

На прошлой неделе также состоялся очередной релиз рабочей графической среды KDE SC 4.11. Мы не раз писали про это рабочее окружение, поэтому отметим только, что это последнее значительное обновление четвёртой ветви KDE. И хотя ещё ожидаются выпуски KDE 4.12 и 4.13, уже готовится рабочий стол Plasma Workspaces 2, который войдёт в состав KDE SC 5. Поэтому на KDE 4.11 останавливаться не будем, а отметим пару новеньких приложений, которые в первую очередь предназначены специально для этой графической оболочки.

Во-первых, появилась очередная версия Cantata 1.1.0 - графического клиента для музыкального консольного сервера Music Player Daemon (MPD). Cantata обычно компилируется именно с поддержкой KDE, хотя приложение может быть собрано и как кросс-платформное, версия которого есть даже для Windows, не говоря уже про Ubuntu Unity.

Возможности интерфейса Cantata во многом аналогичны функциям медиаплеера Amarok, новая версия которого, кстати, тоже вышла совсем недавно. Однако Amarok - это что-то вроде Apple iTunes. В свою очередь Cantata вместе с MPD - более легковесное решение. К тому же, музыкальный сервер MPD - это классический UNIX-way, а не подражание Apple, что для некоторых пользователей имеет значение. (Кстати, MPD тоже обновился до новой версии в начале августа.)

Cantata предлагает несколько типов отображения музыкальной коллекции: библиотеки, обложки альбомов, файловая система MPD, плейлисты, URL-адреса интернет-радио, Lyrics, отображение информации об исполнителе из "Википедии" и Last.fm, подключение устройства UMS и MTP. Эти режимы выбираются в специальной панели, через контекстное меню которой можно менять их визуальный стиль и отображаемые элементы.


Qrc для операций с баркодом

Во-вторых, рассмотрим ещё один небольшой прикладной проект, созданный разработчиком KDE-приложений. Это приложение с незатейливой аббревиатурой qrc (QR-Code), которое предназначено для работы с QR-кодом (баркодом) на персональном компьютере.

Про баркод неоднократно писалось на страницах "КВ". При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайт, визитную карточку или даже изображение. Баркод удобен тем, что сфотографировав его смартфоном, можно тут же открыть в мобильном браузере закодированную в нём гиперссылку. И сейчас многие сайты с программами для мобильных устройств добавляют рядом со ссылками на свои приложения еще и QR-код, чтобы их проще было скачать.

На обычном ПК тоже может возникать необходимость работы с QR-кодом. Для его создания можно, например, использовать специальные веб-сервисы. Но есть и обычные утилиты для этого дела, и qrc - одна из них. С её помощью можно создать свою собственную этикетку с QR-кодом или же декодировать баркод с других этикеток.

Qrc - графический фронт-энд для уже известных консольных утилит qrencode и zbarimg, который предоставляет больше комфорта для работы с QR-кодом. Например, поддерживается режим перетаскивания. Также в qrc обеспечена работа с веб-камерой для сканирования баркодов.

Программа совсем новенькая, текущая версия за август - qrc 0.5. Готовые версии на официальной страничке пока готовы только для OpenSuSE. Но программа написана на Qt, и, уверен, скоро будут готовые версии даже для Windows.


"Карвинг" с помощью F-Engrave

Станки для вырезания узоров и орнаментов (V-Carving) разной сложности по дереву, камню, керамике, резине - это сейчас не такая уж и редкость даже для индивидуального использования. В наше время тотальной компьютеризации также существуют и программы для автоматизации "карвинга", среди которых есть и свободное ПО. Примером такой свободной программы можно назвать приложение F-Engrave, обновившееся на прошлой неделе до версии F-Engrave 1.2.

F-Engrave - это приложение, написанное на Python, которое способно переводить текст, изображения узоров в специальный G-код для управления станками гравировки и резьбы с числовым программным управлением. Программа основана на коде более древнего приложения Engrave-11, и предлагает более широкий функционал.

Основные возможности F-Engrave:

  • резьба на основе масштабируемых шрифтов и изображений;
  • частичный импорт файлов DXF, предназначенных для обмена графической информацией между приложениями САПР;
  • импорт изображений PBM;
  • может открывать ранее сохраненный G-код и получать параметры резьбы и текст;
  • поддержка нескольких строк текста с выравниванием;
  • зеркальное отображение текста;
  • текст по дуге;
  • визуализация непосредственно в программе конечного результата.

Программа для своей работы в Linux требует модуль Python-Tk, а также необходимо с веб-странички приложения отдельно скачать нужные шрифты. Версия же для Windows содержит в себе все необходимые модули и гарнитуры.


Анализ спортивных видеосюжетов в LongoMatch

И последняя в этом обзоре программа меня очень впечатлила и обрадовала. Меньше всего ожидал, что среди свободного ПО имеется приложение для анализа спортивных видеозаписей. Называется эта программа LongoMatch. В середине лета как раз вышло её обновление до версии с номером 0.18.12.

LongoMatch - это такой специализированный видеоредактор, который позволяет анализировать записи спортивных состязаний. Для анализа LongoMatch предоставляет: различные режимы просмотра, создание и редактирование эпизодов, возможность объединять эпизоды в категории и плейлисты, создание меток и различной дополнительной информации.

Первая важная особенность LongoMatch - это режимы просмотра. Например, кнопками "стрелка вверх", "стрелка вниз" можно ускорять или замедлять видеозапись. Есть возможность "перепрыгивать" через предварительно установленное число кадров. Колесом мыши в режиме паузы можно отматывать видеозапись вперёд или назад.

LongoMatch даёт возможность не только проигрывать уже готовые видеозаписи, но и поддерживает работу в режиме реального времени. Возможен захват видео с Firewire, USB-камеры, IP-камеры.

В качестве дополнительного средства для анализа спортивных видеозаписей в LongoMatch имеются специальные шаблоны, с помощью которых можно составить таблицы игроков команды с их конкретными параметрами. Эти шаблоны объединяются с видеозаписями, составляя вместе единый проект для анализа. Для управления, как шаблонами, так и проектами, в программе предусмотрены специальные менеджеры в главном меню "Tools".

Главная же фишка LongoMatch - это возможность разбивать видеозапись на отдельные эпизоды и сортировать их по категориям - например, "угловые", "пенальти", "штрафные" и т.д. Соответственно, в каждой категории может размещаться несколько эпизодов. Количество и параметры категорий, начиная с названия и заканчивая цветом, для каждого проекта можно задавать через контекстное меню или же через главное меню "Tools - Categories Template Manager".

Создаются эпизоды двумя способами. Или же нажатием на кнопки категорий при непосредственном просмотре видеозаписи. Или же можно создать эпизод правой кнопкой мыши прямо на временной шкале записи, которую имеет каждая категория по отдельности. Виджет временной шкалы включается в меню "View - Timeline view". Размеры эпизода можно изменять, передвигая его границы на временной шкале, держа нажатой левую кнопку мыши.

Также редактор даёт возможность разрисовать любой конкретный кадр видеозаписи специальными знаками - кружочками, стрелочками и т.д. При проигрывании эпизода на этом кадре LongoMatch будет автоматически делать паузу.

Отдельные избранные эпизоды можно организовать в плейлист. После чего этот плейлист можно конвертировать в отдельный видеоролик.

В принципе, ничто не мешает использовать LongoMatch и для анализа не только спортивных видеосюжетов. Например, его можно приспособить и для анализа обычного художественного кино, чем я люблю иногда побаловаться. Поэтому для меня LongoMatch - это теперь программа обязательная.

LongoMatch основана на технологии Mono - свободном аналоге MS NET Framework. Для работы видео используются технологии GStreamer. Программа полностью свободная, бесплатная и кросс-платформенная. Имеются версии для Windows, MacOS и Linux. Для пользователей Ubuntu существует специальный ppa-репозиторий. Единственное, что не очень хорошо, это отсутствие русской локализации.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также