Санкции, IT и Россия

Санкции, которые страны Запада ввели в отношении России из-за событий в Украине, могут отбросить российские IT- и телеком-структуры на много лет назад. Такие IT-корпорации, как Microsoft, Oracle, Symantec и Hewlett-Packard, присоединяются к санкциям в отношении ряда российских банков и компаний и могут полностью прекратить сотрудничать с ними. Эта ситуация подталкивает Россию к созданию собственного ПО, «железа» и даже странно выглядящего «национального Интернета». Смотреть на то, что получается в итоге, – одновременно увлекательно и страшно.

 

Проблема банков = проблема страны

Европейцы и американцы начали введение санкций с российских банков. А международные платежные системы и вовсе уходят с российского рынка. Между тем, российские банки и платежные системы сильно зависят от иностранных поставщиков ПО: порядка 50% используемого ими софта приходится на продукты западных компаний. Как оказалось, компании-разработчики программного обеспечения из Европы и США могут в любой момент приостановить лицензионную поддержку своих продуктов, используемых российскими бизнесменами.

Первым банком, попавшим под действие санкций США, еще 20 марта стал банк «Россия». И вскоре после этого корпорации Oracle и IBM заявили, что могут приостановить обслуживание его информационных систем. Уже 30 апреля, когда попавших под санкции банков в России стало намного больше, замначальника Главного управления безопасности и защиты информации Центробанка РФ Артем Сычев заявил: «Существует риск того, что компании, в отношении которых введены санкции, могут потерять техподдержку, а в худшем случае – право пользования лицензиями на ПО иностранных, как правило американских, производителей». Он пояснил, что возможность отзыва лицензии на ПО зависит от условий конкретного договора.

 

Эксперты соотношение российского и западного ПО в банках описывают следующим образом. Базовые системы – Core Banking, «заточенные» под основные банковские операции и продукты, – это, по большей части, российские разработки (97%). Далее следует ПО для автоматизации фронт-офисных операций. Доля западного софта в этом секторе составляет 30?40% (Oracle Siebel, Microsoft CRM). Затем – процессинг, который обслуживается российским и западным ПО примерно поровну. Работа на финансовых рынках в бэк-офисе автоматизируется в основном российскими компаниями, а во фронт-офисах в торговых системах используются обычно зарубежные технологии и ПО. Для иллюстрации зависимости российских банков достаточно сказать, что у «Сбербанка» доля зарубежного ПО составляет примерно 50%, при этом доля российских разработок в системном софте (базовая инфраструктура) – не более 10%.

«Наиболее критичными компонентами с этой точки зрения являются фронт-офисные приложения, – цитирует РБК топ-менеджера компании «Диасофт» Александра Генциса. – Проблема в том, что без обновления ПО и качественной поддержки банкам сложно будет разрабатывать новые продукты, развивать отношения с клиентами, что может затормозить развитие их бизнеса».

В самом деле, использование современных банковских решений предполагает их постоянный апдейт, исправление ошибок, устранение выявленных уязвимостей, развитие функциональности и т.?п. И если поставщик ПО прекращает его поддержку для покупателя, то у последнего неизбежно возникают проблемы. «В частности, он не сможет соответствовать меняющимся стандартам и требованиям рынка, – пояснил для РБК гендиректор ЗАО «Платежные технологии» Игорь Голдовский. – Например, в соответствии с требованиями Visa и MasterСard банку-участнику этих платежных систем необходимо дважды в год обновлять свое прикладное ПО для процессинга транзакций по картам этих систем. Без поддержки со стороны поставщиков сделать это невозможно, так как в подавляющем большинстве случаев у банка нет исходных кодов этого ПО».

При этом отраслевые эксперты признают: собственных российских разработок, способных оперативно и на 100% заменить американский/европейский банковский софт, пока нет. «Теоретически можно построить свою операционную систему, но на первом этапе она будет нишевой и уязвимой к атакам хакеров: при малом количестве пользователей ошибки распознаются труднее в отличие, например, от Windows, в которой статистически уже все пробелы обнаружены», – говорит председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.

Конечно, пока российские банки бравируют, заявляя, что серьезных затруднений после сворачивания сотрудничества с ведущими IT-производителями США у них не возникнет. «Во всем, что касается информационных технологий, проблем возникнуть не должно: в случае с Microsoft прекращение лицензии – это всего лишь прекращение поддержки, но не оборудования. Что касается закупки оборудования, есть обходные способы, это ни для кого не секрет, – сказал «Газете.Ru» источник в банке, попавшем под санкции. – Самая большая уязвимость со стороны Microsoft – это не Windows, а программная среда Microsoft.Net, у которой закрытый код и компоненты которой не раскрываются полностью для разработчиков. Это все равно что ставить в комнате черный ящик и не спрашивать, что внутри. Предприятиям гораздо безопаснее будет использовать программное обеспечение с открытым кодом».

Но, в любом случае, российские системообразующие банки готовятся к ускоренному переходу на отечественное ПО. «По ряду позиций банки смогут заменить западное аппаратное обеспечение на китайское или корейское. Несмотря на то что банковский сектор наиболее уязвим для санкций, он оказался наиболее готовым к работе в новых условиях. Сложнее ситуация складывается у производственных компаний, которые гораздо сильнее зависимы от импортных IТ-технологий», – добавляют эксперты. По их словам, за пределами банковской сферы российские компании на 92% обеспечиваются иностранным софтом и IT-технологиями.

Как поясняет президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова, в наибольшей степени от санкций могут пострадать даже не те, кто используют промышленные IТ-решения Microsoft или Oracle, а те стратегические предприятия, которые используют для управления ключевыми бизнес-процессами ПО SAP. А таких в России большинство (70-80% всех компаний из топ-100). Решениям SAP будет сложнее найти замену, предупреждает эксперт. Кроме того, неизбежно прекратят работу все облачные сервисы – 98% их поддерживается за пределами России.

Интернет-«Чебурашка»

Не так давно Владимир Путин заявил о важности размещения серверов крупных российских интернет-ресурсов на территории страны. По словам Путина, сейчас основной поток российских данных проходит через серверы в США: «интернет, возникший как спецпроект ЦРУ США, так и развивается». По мнению начальника России, благодаря переносу серверов в Россию усилится защита важных данных.

Тут можно впомнить и то, что в начале апреля муниципальный депутат Лисовенко обратился к депутату Госдумы Сергею Железняку с предложением о запрете всех социальных сетей, серверы которых находятся за рубежом.

А 28 апреля на заседании Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству член Совета Федерации Максим Кавджарадзе предложил создать в России собственный интернет, закрытый для доступа из ЕС и США. «Как мы назовем эту информационную систему, не важно, "Крокодил Гена" или "Чебурашка", последнее даже предпочтительнее, поскольку "Чебурашки" ни у кого нет», – сказал Кавджарадзе. Запустить данный проект сенатор предлагает совместно странам ОДКБ (Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

После того, как инициативу Кавджарадзе изрядно высмеяли в российских интернет-СМИ, сенатор пояснил, что создание внутренней сети относится не ко всем пользователям, а только к научному сообществу. Дескать, эта мера позволит защитить разработки российских ученых от вмешательства иностранных спецслужб. «Я предлагаю создать внутрироссийскую коммуникационную сеть, чтобы ей пользовалось научное сообщество, чтобы не было утечки, если разрабатываются технологии», – сказал он.

Создать изолированную сеть возможно. Это потребует отключения от внешних каналов связи и их полное переключение на внутренние, полагает генеральный директор Rucenter Андрей Воробьев. «Сделать данные защищенными можно будет только в одном случае, если эта сеть будет абсолютно закрытая. Тогда можно будет с высокой степенью вероятности сделать так, что информация никуда не уйдет, – говорит он. – Если создать закрытый Интернет для рядовых пользователей, то он будет им неинтересен, это все равно, что опустить железный занавес на Интернет, который появился и развился в свободной стране. Пользователи заинтересованы в получении глобальной информации».

Судя по всему, пока до национального российского интернета так же далеко, как и до национальной ОС (если, конечно, не нарисовать свою оболочку для какого-либо дистрибутива Linux). Но другие меры по усилению контроля над Сетью российские власти все же предпринимают. Так, 5 мая Владимир Путин подписал закон, который обязал блогеров, интернет-страницы которых ежедневно посещают более 3 тыс. пользователей, выполнять требования, предъявляемые к СМИ. Этот закон 22 апреля приняла Госдума, а 29 апреля Совет Федерации одобрил этот документ.

Новый закон предписывает владельцу подобного ресурса зарегистрироваться в специальном реестре и взять на себя ограничения, действующие для СМИ. За нарушение требований предусмотрен штраф, также им грозит блокировка сайтов на месяц.

Между тем, ранее Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека подготовил заключение на закон, фактически приравнивающий популярных блогеров к СМИ. В заключении СПЧ указывается на то, что закон возлагает на десятки миллионов россиян и иностранцев обязательства, предусмотренные законом для СМИ, но при этом поправки не предусматривают никаких гарантий и ограничивают права на неприкосновенность частной жизни. Также, отмечается в документе, остается неясным, для защиты каких конституционно значимых ценностей вводятся ограничения.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя Dmitry

Из свежечитанного (цит.): "Российские компании и банки, попавшие под санкции США, смогут использовать купленные ранее копии Windows и другие программы Microsoft. Технические средства Microsoft позволяют заблокировать работу проданных программ, пишет газета "Ведомости". Однако корпорация заверила клиентов, что данная мера будет касаться только пиратских копий".

з.ы. "Путин - начальник России" - это сильно)!..

Аватар пользователя mike

Ну у Пилсудского должность так и называлась -- "начэльник паньства". (Рanstwo==государство). Большинство новоиспечённых  не слишком уверенных в себе государств с этого и начинают. Кстати, думаю, что следующий президент РФ -- Шойгу.

А что до статьи, то можно подумать, что американские мозги чем-то краще остальных. Торвальдс (и не только он) доказал, что нет. Автору я бы посоветовал думать головой, прежде, чем клаву топтать ради красной строки. И осваивать IT. Учиться никогда не поздно.

Аватар пользователя Dmitry

следующий президент РФ -- Щойгу

...а должен быть Медведев.

Аватар пользователя mike

Я тоже так думал. Но недавно изменил своё мнение.

>з.ы. "Путин - начальник России" - это сильно)!..

Дима, автор текста даёт отсыл к кино "Начальник Чукотки".

Ну, это для тех, кто понимает, конечно, его отсыл. :-)