Белорусское IT-образование: подходы и перспективы

Информационные технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь. Проекты в бизнесе, строительстве, транспорте и других сферах, созданные без компьютерных систем, уже и представить невозможно. Соответственно, возникла необходимость и в наполняемости этих систем информационным продуктом, наличии специалистов, которые будут не только поддерживать эти системы в работоспособном состоянии, но и совершенствовать их - на перспективу. Вопрос: достаточно ли сегодня в нашей стране IT-специалистов, готовых выполнять эту работу? На эту и другие темы наш корреспондент беседует с заведующим кафедрой технологии программирования факультета прикладной математики и информатики БГУ, профессором, доктором технических наук Александром КУРБАЦКИМ.

- Александр Николаевич, и в период существования СССР Беларусь среди республик-сестер занимала одно из ведущих в плане технологического развития мест. И сегодня мы можем гордиться наличием современной и хорошей IT-базы, в том числе и IT-образования. Я прав?

- Что было - то было. У нас традиционно принято отмечать хороший уровень IT-образования. Основные претензии со стороны практиков до недавнего времени состояли лишь в том, что специалистов готовят мало. А откуда им быть?

В советские годы вузы в большом количестве выпускали "технарей". После развала СССР структура специальностей в вузах переформатировалась под влиянием новых процессов в экономике. У нас в большом количестве стали выпускать экономистов, менеджеров, бухгалтеров, банкиров, юристов, финансистов, специалистов-международников. И это переформатирование произошло за счет в том числе специалистов в сфере программного обеспечения. Сегодня, по моему убеждению, сложившуюся структуру подготовки кадров необходимо менять. Нужно готовить специалистов-инженеров - тех, кто готов использовать новые технические IT-достижения в своей практической деятельности.

- А разве у нас недостаточно IT-специалистов?

 

- Около 15 тысяч - это специалисты, которые трудятся в профессиональных компаниях, и их профессией является программирование. Но надо понимать, что избытка в таких специалистах быть не может, ведь мы идем с своем развитии к высокоинтеллектуальному обществу с повсеместной автоматизацией труда. Сейчас в угольной шахте не человек должен находиться, а машины. И летчик военной авиации в кабине самолета сидеть не должен. К 2025 году американцы поставили задачу перейти на беспилотную военную авиацию.

- Так, может, нам вообще поменять структуру образования и готовить те IT-кадры, которые будут непосредственно работать в развиваемых в нашей стране сферах экономики?

- Понимание этого есть давно. Однако традиционно подготовка в вузах для нужд IT-индустрии отстает. Одна из причин, которая на поверхности, - это уровень оплаты труда преподавательского состава. Потому что если, в среднем, по индустрии зарплата специалиста минимум три миллиона, то, соответственно, уровень оплаты преподавателей, которые готовят программистов, - от 500 тысяч рублей до двух миллионов. И понятно, что при такой разнице в оплате - профессор зарабатывает меньше, чем пятикурсник, который устраивается на работу в компанию, - мы не можем удержать молодые кадры на кафедре. Кафедры сейчас очень быстро "стареют". Вся молодежь уходит в бизнес. Либо сразу после университета, либо после аспирантуры и защиты кандидатской диссертации молодые люди уходят в IT-индустрию. И возникает вопрос: кому готовить кадры?

Сегодня нет притока молодых кадров и его невозможно обеспечить. Более того, даже остатки молодежи и среднего поколения, которые проработали на кафедрах по 5-7 лет, - ушли в аутсорсинг, который расширялся все последние годы. В итоге на сегодня осталось только то поколение, которое не уйдет в аутсорсинг, - люди старше 45 лет. А для того, чтобы организовать качественную подготовку программистов, нужны молодые преподавательские кадры, которые хорошо владеют новыми информационными технологиями. Если общетеоретические вопросы штатные преподаватели кафедр, в основном, обеспечивают, то организация практических занятий с использованием конкретных информационных технологий ухудшается. Соответственно, уровень подготовки студентов падает и будет падать дальше.

Для того, чтобы организовать качественную подготовку программистов, нужны молодые преподавательские кадры, которые хорошо владеют новыми информационными технологиями.

- Так как же, в принципе, изменить ситуацию?

- Понятно, что нужно искать какие-то дополнительные источники финансирования. Но просто найти источники финансирования мало. Необходимо найти эффективные формы привлечения средств со стороны IT-компаний и легализовать со стороны государства их применение для оплаты преподавательского труда.

- Стоит ли заимствовать зарубежный опыт?

- За рубежом значителен вклад IT-компаний по "доводке" специалистов в совместных учебных центрах при университетах. Но там не так остро стоит кадровая проблема. У нас же, повторюсь, - основная проблема в большом недостатке грамотных штатных преподавателей. На Западе, так же как и у нас, в сравнении со сферой бизнеса и госслужбой у преподавателей оклады не очень большие. Но там развита система грантов, оплачивается работа преподавателей в экспертных, аналитических советах, система которых очень развита - при фирмах, ассоциациях, союзах, объединениях. И оказывается, что профессор еще и член экспертных советов, оплата работы в которых может существенно превышать его заработки как преподавателя.

В свое время я посетил в США около двадцати университетов и отметил, что в основном доходы преподавателей формируются, помимо оплаты, собственно, преподавательской деятельности, из нескольких источников. Либо человек серьезно занимается научной деятельностью и получает гранты, которые существенно перекрывают его зарплату преподавателя, либо разрабатывает хорошие учебные курсы, которые могут быть положены в основу учебников, издаваемых массовым тиражом. Либо - участвует в экспертных сообществах, работа в которых оплачивается.

У нас тоже оплачивается работа в экспертных советах, но оплата зачастую символическая. Как правило, это почасовая оплата: если я принимаю участие в заседании экспертного совета - только это время мне и оплачивается. Либо оплачивается экспертиза проекта - тоже по почасовому принципу, и за экспертизу проекта можно получить 60-90 тыс. рублей.

Система грантов, можно сказать, существует и у нас - лаборатории, кафедры конкурируют за темы государственных заказов. Но так называемые гранты невелики - в сфере IT обычно 30-200 млн рублей на 2-3 года.

- Что скажете по поводу пожеланий компаний о том, что нужно готовить менеджеров проектов наряду с программистами?

- Я бы не противопоставлял программистов и менеджеров проектов. Современные технологии образования позволяют давать и базовое образование в программировании, и развивать менеджерские навыки, давать дополнительные знания тем, кто имеет склонность к управлению. Это можно осуществлять в вузе, но обязательно с привлечением фирм. Наиболее эффективным представляется обучение в рамках выполнения практически реальных проектов, но с соответствующим методическим обеспечением. Нужно разумное объединение потенциалов кафедр и IT-фирм.

- Есть ведь хорошие примеры такого взаимодействия, не так ли?

- Я всегда считал, что не очень критична конкуренция фирм на внутреннем рынке - наоборот, усилия нужно объединять. Все должны быть заинтересованы в высоком уровне подготовки национальных IT-кадров. Основные конкуренты большинства наших компаний вовне - это Индия, Россия и так далее. Поэтому объединяя, координируя свои инициативы, усилия внутри страны, они должны повышать конкурентоспособность Беларуси. IBA, EPAM, SamSolution, Itransion активно работают с вузами. Но пока, к сожалению, в основном, раздельно и обособлено. А нужна глубокая консолидация, пока еще не поздно, поскольку запас прочности у вузов невелик. Определенные сдвиги, конечно, есть, благодаря усилиям, в первую очередь, ассоциации "Инфопарк". Но эти процессы идут очень медленно.

Все должны быть заинтересованы в высоком уровне подготовки национальных IT-кадров. Основные конкуренты большинства наших компаний вовне - это Индия, Россия и так далее.

- Аналогичные проблемы решают и наши ближайшие соседи - Россия, Украина...

- С Россией нас сложно сравнивать - у них достаточно развит внутренний рынок, и это позитивно начало последние годы сказываться на образовании. Если лет 10 назад там была такая же ситуация, как и у нас, система образования и бизнес практически не взаимодействовали между собой, то последние годы она изменилась. Инициатива, на мой взгляд, была со стороны бизнеса. Это заставило государственные органы прислушаться к их предложениям. Новые профессиональные образовательные стандарты в сфере IT были в существенной степени разработаны компаниями, объединенными в ассоциации, такие, как АП КИТ - эта ассоциация объединяет IT-компании России. Финансировались рабочие группы бизнесом. Это сочетание, плюс неплохо организованная экспертиза и принесли определенные результаты.

В каком-то смысле Украина тоже пошла по такому пути, то есть и там инициатива шла от бизнеса, именно бизнес консолидировал усилия IT-сообщества Украины.

- Может, нам стоит организовать обучение программистов на принципах аутсорсинга?

- У меня 20 лет опыта руководства кафедрой. Практически два состава кафедры в 1990-е съехало за рубеж. Третий состав я уже практически не готовил, поскольку это пустая трата времени. Все равно съедут. Поэтому сегодня перспективным мне видится создание виртуальной кафедры. Выпускники моей кафедры работают в исследовательских центрах Microsoft, Google, IBM, CERN... То есть занимаются научно-исследовательской деятельностью.

Сегодня можно собрать несколько десятков молодых ребят, которые по всему миру разбросаны, и, что интересно, они готовы сотрудничать с кафедрой. Виртуализация кафедр, связанных с подготовкой IT-специалистов, позволит хотя бы частично решить проблему кадрового потенциала кафедр, связанную, в первую очередь, с массовым оттоком IT-специалистов за рубеж и в центры разработки для зарубежных заказчиков. Поэтому нужно срочно решать вопрос об их привлечении к учебно-методической и научно-исследовательской работе кафедр, создавая новые формы такого сотрудничества. Тем более, что современные возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют обеспечить их эффективное участие в учебно-методической и научно-исследовательской работе кафедр. Для этого нужно решить вопросы с легализацией такого сотрудничества.

Виртуализация кафедр, связанных с подготовкой IT-специалистов, позволит хотя бы частично решить проблему кадрового потенциала кафедр.

Действительно, современные коммуникационные технологии позволяют дистанционно участвовать в разнообразных проектах: образовательных, научно-исследовательских и так далее. Например, наши выпускники, находясь за рубежом, могут дистанционно руководить курсовыми и дипломными работами, учебными курсами. И два-три раза на короткие сроки приезжать в Минск и уже аудиторно работать со студентами, тем самым можно организовать оптимальное сочетание двух основных форм обучения: виртуальной и реальной.

Так что, возможно, будущее нашего IT-образования лежит и в этой плоскости. Использование всех возможностей позволит нам не спускаться на нижние ступени цивилизации и по-прежнему оставаться страной с высоким технологическим уровнем всех сфер - и экономической, и социальной.

Беседовал Игорь КАНДРАЛЬ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя shvak
давно пора. я уже давно созрел дистанционно учиться.