Новости свободного ПО

В этом обзоре большую его часть посвятим миникомпьютерам, которые при удачном стечении обстоятельств могут позитивно повлиять на решение многих накопившихся проблем с Linux. Также отметим позитивный настрой пользователей Linux в отношении последних версий KDE. И отметим как позитивную тенденцию интерес к теме компьютерных игр для Linux.


Мама - анархия, папа - закон Мура

Некоторые авторы "КВ" считают, что проблемы GNU/Linux происходят в основном из-за анархичного развития этой системы, имея в виду, видимо, отсутствие здесь сильного организационного начала в лице государства или крупной корпорации. В качестве доказательства этой точки зрения часто приводится ситуация с драйверами для Linux.

Но если быть до конца последовательным, то следует вспомнить, что анархия - это первоначально было общее состояние "открытой архитектуры ЭВМ", которая началась с IBM-совместимых PC. "Железо" IBM PC было открытым, что позволяло всем желающим, даже студентам в гаражах, разрабатывать дополнительные устройства к персональным компьютерам с такой архитектурой.

Соответственно, жизнь у пользователей PC-совместимых систем была очень весёлой. Они постоянно боролись с high memory, extended memory, DMA и IRQ, чтобы в DOOM поиграть. И традиция "танцев с бубном" вокруг ПК возникла задолго до создания Торвальдсом ядра Linux.

 

При этом, как ни странно, эта анархия открытой архитектуры привела к дальнейшему развитию платформы PC. Я вот, например, помню, когда я установил свой первый дистрибутив ASP Linux 9.2 с KDE на компьютер, - Duron 1.2 ГГц, 256 Мбайт памяти, видеокарта Radeon, - то с небольшим шаманством заработало всё "железо". Так что и в DOOM 3 можно было поиграть. И пресловутый "винмодем" тогда тоже работал под Linux.

Но постепенно у платформы PC появился настоящий хозяин - Microsoft, который твёрдой рукой всю эту анархию прекратил. И у производителей железа, дабы получить заветную наклейку о совместимости с Windows, стало модным не открывать, а закрывать спецификации своих "железок". Даже возможность запуска архаичного "винмодема" в Linux стала платной.

И сейчас компании, производящие "железо", которые ещё символизируют собой эпоху открытости IBM PC, можно пересчитать при помощи одного пальца одной руки - осталась одна Intel. Например, спецификации и код драйверов для своих видеосистем Intel регулярно публикует.

Поэтому сейчас во многих случаях Linux-драйвер для нового устройства получается создать только путём реинжиниринга. Или же остаётся бить челом производителям и лобызать им ноги, дабы те милостиво соизволили написать полноценный драйверочек для Ubuntu.

Тут, конечно, многих линуксоидов не раз посещала мысль: а не свалить ли с этого "линукса" обратно на "форточки"? Особенно такие мысли одолевают при покупке нового ноутбука, когда не удаётся запустить какой-нибудь WiFi.

Но всё-таки анархия - мать порядка. Скажу даже больше - нового мирового порядка. Анархия животворящая снова возвращается в компьютерную индустрию уже в лице миникомпьютеров, начало которым положили одноплатные ПК Raspberry Pi, что очень дружны с Linux.

Происходящее в секторе миникомпьютеров очень напоминает то, что творилось во времена IBM PC: появляются, как грибы после дождя, новые устройства, появляются новые имена и новые производители. И хотя ещё никто толком не понимает, что из себя конкретно должны представлять эти "ягодные" компьютеры, производители мини-ПК уже готовятся изгонять унылые PC - по крайней мере, у домашних потребителей.

Другими словами, миникомпьютеры демонстрируют некий аналог закона Мура. Мы видим дальнейший процесс миниатюризации персональных вычислительных систем с одновременным увеличением их функциональности и мощности.

Для примера, недавно состоялся анонс миникомпьютера iStick имеющего вполне мощную вычислительную начинку:

  • Процессор 1GHz to 1.8GHz Dual Core;
  • GPU с ускорением 2D&3D графики;
  • Акселерация 1080p видео.

Миникомпьютеры также возродили такой жанр индустрии, как небольшие компании "в гараже", с чего в былые времена начинали многие крупные корпорации, как Apple. В качестве примера можно привести недавнюю историю с миникомпьютером Gooseberry.

Проект Gooseberry создан человеком, который долгое время ждал возможности купить Raspberry Pi. Но поначалу Raspberry Pi распространялся в очень ограниченных количествах, и, в конце концов, ждать человеку надоело. Ему удалось наладить контакт с производителем плат на основе процессора Allwinner A10. В результате удалось создать миникомпьютер по цене 63 доллара за штуку с гигагерцевым процессором Allwinner, 400MHz Mali GPU, 512 МБ ОЗУ и 4 ГБ встроенной памяти. Платформа была представлена в июле месяце в количестве 500 штук и, как горячие пирожки, была распродана буквально за несколько часов.

Так что производство миниперсоналок могут наладить даже некоторые компании в Беларуси. Чем это не замена в наших организациях старых древних P2-350, на которые некоторые авторы "КВ" пытаются установить новенькую Ubuntu?

Таким образом, дальнейшее развитие сектора миникомпьютеров, где сейчас царит полная анархия, практически снимет в ближайшем будущем вопрос о необходимости "валить с Linux". Я, лично, уж скорее свалю с PC.


Позитивный KDE

На прошлой неделе вышел очередной выпуск свободной рабочей графической среды KDE Software Compilation 4.9. И это, безусловно, позитивная новость.

Позитивная новость не только в том смысле, как это принято понимать, что проект развивается и совершенствуется. В последнее время в отношении KDE 4 можно наблюдать и возросший уровень позитивных эмоций и отзывов. Забавно читать в Сети статьи о том, как авторы, перепробовав за последние несколько лет GNOME, Unity, XFCE, наконец возвращались на KDE как с войны домой, внезапно для себя обнаруживая, что эта графическая среда очень даже хороша.

А ведь совсем недавно KDE сильно критиковали, в том числе и Линус Торвальдс, вот как сейчас критикуется GNOME 3. Правда, если нынешний "Гном" критикуется за излишнюю простоту интерфейса, то четвёртые "Кеды" критиковались за сложность и наличие большого количества опций для настройки. В ранних версиях производительность KDE 4 также оставляла желать лучшего,

Однако теперь практика показывает, что последние версии этой среды оказываются надежными и стабильными. А в некоторых случаях KDE, по моим субъективным ощущениям, отнюдь не медленнее, чем Ubuntu Unity. А ведь KDE по-прежнему - это самая навороченная рабочая среда.

KDE Software Compilation - рабочее графическое окружение, основной целью которого является предоставление наибольшего комфорта и функциональности для пользователя. Проект включает в себя базовые библиотеки, основанные на фреймворке Qt, оконный менеджер KWin и фреймворк рабочего стола Plasma. Дополнительно KDE SC содержит набор прикладных программ: Konqueror, Gwenview, digiKam, KTorrent, KStars и др.

Не трудно догадаться, что девятое обновление KDE 4 содержит большую порцию оптимизаций и улучшений стабильности и производительности. Но уже практически год происходит подготовка к следующему значительному выпуску KDE, который будет называться KDE Frameworks 5.0. Начиная с KDE 4.9, развитие низкоуровневых компонентов KDE 4 переведено в фазу заморозки.

С точки зрения пользователя KDE 5 не будет изобиловать кардинальными изменениями, и среда внешне мало будет отличаться от того, что уже можно наблюдать сейчас. Ключевые изменения будут связаны с внутренней реструктуризацией и повышением качества. Например, внутреннюю структуру KDE 5 решено реорганизовать во взаимодействующие друг с другом обособленные фреймворки. Это и причина смены названия с "KDE Platform" на "KDE Frameworks".

И главной примечательностью пятых "Кед" будет переход на библиотеки Qt 5. Дата выпуска Qt 5 установлена уже в этом году, после чего команда разработчиков планирует закончить и KDE Frameworks 5.


Игры

Неожиданно в последние недели активно обсуждается тема компьютерных игр для Linux. Желание компании Valve создать и на Linux коммерческую систему дистрибьюции компьютерных забав Steam вызвало многочисленные отклики среди первых лиц компьютерной индустрии, начиная со Столлмена и заканчивая Кармаком.

Первый хоть и назвал игры с защитой DRM неэтичными, но признал инициативу Valve полезной. Кармак же в отношении инициативы Valve имеет скептическую точку зрения. По его мнению, любители свободного ПО - люди, которые меньше всего любят платить за компьютерные игры.

Может любители СПО, конечно, и не любят платить за компьютерные развлечения, но играть они любят. А иногда они даже любят какую-нибудь игрушку и смастерить.

Подошёл к концу летний конкурс разработчиков компьютерных игр олдскульного типа, организованного Mozilla. По условиям конкурса весь июнь месяц дизайнеры и художники рисовали модели и текстуры. А потом в июле месяце программисты на основе работ дизайнеров писали игры.

В количественном отношении конкурс можно считать успешным. На суд строгого жюри представлено полсотни игр.

Что же касается качественной стороны, то не уверен, что все из представленных работ будут интересны. Но надеюсь, пара-тройка игрушек будет достойна внимания.

Желающие могут самостоятельно, не дожидаясь выводов жюри, ознакомится с играми. Всех их можно скачать. И многие из них написаны на HTML5, то есть не требуют компиляции и запускаются в браузере.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также

 

Комментарии

Аватар пользователя mike

P2-350, на которые некоторые авторы "КВ" пытаются установить новенькую Ubuntu

Свисcт! То была не Ubuntu, а Xubuntu. И не пытаются, а пытались. :)

Я, лично, уж скорее свалю с PC.

И я. Но только когда у заказчиков будет стоять Линукс. Доживу ли?..

Корпоративный пользователь ещё долго будет сидеть на писюке.  А хомячки уже и сваливают с PС потихоньку - многим кроме айпэда и не нужно ничего.

Аватар пользователя mike

Многим кроме айпэда и не нужно ничего.

Точно.