Мировой IT-бизнес: картина конца года

В ближайшие два года нас ожидает пусть скромный, но все же рост мировой экономики. Такой прогноз озвучен в докладе, подготовленном Департаментом ООН по экономическому и социальному развитию и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Авторы документа отмечают, что в 2014 году глобальный экономический рост составит 3%, а в 2015-м - 3,3% (в 2013-м рост составил чуть более 2%). Улучшение прогноза связано с завершением затянувшейся рецессии в Европе и несколько более высокими темпами роста в США.

"Однако ситуация в странах Западной Европы остается слабой, несмотря на выход из рецессии. В этих странах сохранятся политика жесткой экономии бюджетных средств и высокая безработица. В России в 2013 году продолжался спад экономики из-за сокращения промышленного производства и инвестиций. В 2014 году ожидается скромный рост, который достигнет 2,9%. Китаю и Индии удалось остановить замедление темпов развития экономики. Там рост составит, соответственно, 7,5% и 5%, - говорится в комментарии к докладу. - Что касается стран с переходной экономикой, то в большинстве стран СНГ экономический рост в 2013 году замедлился. Его сдерживали слабый экспорт, ограничение внешнего финансирования, узкие места экономики предложения и слабая потребительская и деловая уверенность. Слабость экономики России оказала негативное влияние на ее соседей по СНГ через торговлю, инвестиции и каналы финансового рынка. В перспективе структурные проблемы, такие как слабое развитие энергетического сектора, ограниченный потенциал для роста и слабое инвестирование помешают экономике региона вернуться к докризисному уровню".

В общем, рост экономики нам все же обещают, хотя и очень скромный. Однако такой скромный рост, на удивление, совсем не препятствует быстрому росту мирового IT-бизнеса. Видимо, причина в том, что человечество уже слишком сильно зависит от информационно-коммуникационных технологий, чтобы позволить этому сегменту экономики хотя бы замедлиться.


Тенденции на рынке потребительского "железа" в уходящем году были очевидны: ПК отступали, смартфоны с планшетами наступали. По данным компании DisplaySearch, по итогам 2013-го впервые будет продано ноутбуков меньше, чем планшетов, - 207 млн ед. против 240 млн единиц. Правда, на рынке стран СНГ, хотя и наблюдается постепенное снижение объемов продаж, ноутбукам пока ничего не угрожает. Исследователи прогнозируют, что по итогам 2013 года их будет реализовано раза в два больше, чем планшетов.

 

Между тем, на рынке ноутбуков в СНГ все более явно проявляет себя сегмент ультрамобильных лэптопов: подобные устройства в общем объеме рынка набрали 15%. Здесь лидирующая позиция у Acer, далее расположились ASUS, Lenovo и Samsung.

В общемировом масштабе переломить тенденцию отказа от ноутбуков в пользу планшетов может грандиозное уменьшение стоимости лэптопов. Либо развитие рынка гаджетов, объединяющих достоинства ноутбука и планшетника, - то есть, позволяющих снять дисплей с ноутбука и использовать его как самостоятельный сенсорный планшет. Среди устройств такого типа самым популярным сегодня является, безусловно, Microsoft Surface, а также гаджеты Yoga от Lenovo и XPS 12 от Dell. В Apple также неофициально работают над гибридной моделью MacBook-iPad. Но в целом популярность подобных моделей пока невысока.

Однако если (как предсказывают многие эксперты) вторжение подобных трансформеров на рынок ноутбуков все же состоится - через год-два-три, - то это действительно будет означать окончательный закат эры стандартных ноутбуков. В отличие от планшетных компьютеров, эти гибриды смогут полностью вытеснить с рынка ноутбуки, благодаря своей компактности, мобильности и широкому функционалу. В таком случае сегмент ноутбуков начнет динамично снижаться и по мере удешевления гибридных продуктов дойдет до нуля.


На фоне снижения рынка ноутбуков весьма уверенно чувствуют себя смартфоны с экранами больших диагоналей - "фаблеты", в народе обычно именуемые "лопатами". Еще всего пару лет назад самыми популярными смартфонами были модели с дисплеями диагональю 3,5 дюйма. Сегодня самая популярная диагональ превышает 4,1 дюйм. И рынок показывает быстрое развитие тенденции к значительному росту диагонали дисплеев и их разрешающей способности. Так, в 2014-м году ожидается наибольшая популярность смартфонов с экранами, диагональ которых превышает пять дюймов.

Но уже сегодня в общественном транспорте я нередко вижу молодых людей с "лопатами" диагональю не менее 5,5-6 дюймов. Данные аналитической компании DisplaySearch также свидетельствуют: в 2013-м на мировом рынке на целых 120% выросли поставки экранов для смартфонов. Максимальный рост зафиксирован в категории больших панелей высокой разрешающей способности. Лидеры - экраны iPhone 4, iPhone 4S, iPhone 5 от Apple, а также Samsung Galaxy S3 и S4.

А крупные игроки в данной отрасли уже начали производство 5-дюймовых Full HD экранов. Так что, вполне вероятно, в следующем году рост диагоналей смартфонов будет идти быстрее, чем предсказывают аналитики.

Теперь поговорим про рынок софта, в том числе мобильного. Главным трендом рынка приложений в этом году стал рост популярности условно-бесплатных приложений и игр. Быстрее всего рынок таких приложений растет в азиатских странах: Южной Корее, Китае и Японии. Так, рост рынка приложений в Южной Корее составил 759%, в Китае - 280%, а в Японии - 245%. По объему выручки от продажи приложений и виртуальных товаров в них лидером стали США, второе место занимает Япония, далее с большим отрывом следуют Южная Корея, Великобритания и Китай, а также европейские страны. Россия заняла 10-е место.


Посмотрим на Россию пристальнее - динамика ее рынка похожа на динамику нашего. Объем рынка мобильных приложений по итогам 2013 года в России составит приблизительно 8 млрд рублей, а к 2016-му он достигнет 38 млрд руб., прогнозируют аналитики исследовательской компании J'son & Partners. При этом объем рынка мобильных приложений в мире на конец 2013 года составит $16,3 млрд, а в 2016 году этот показатель достигнет значения в $65,8 млрд.

Главный драйвер роста рынка приложений в России - взрывной рост продаж Android-смартфонов, убеждены аналитики J&P. По итогам 2013 года их продажи в России достигнут 17 млн устройств, на 41% больше, чем в 2012-м (42% рынка мобильных устройств). Именно владельцы смартфонов и планшетов являются основными потребителями неоператорских мобильных сервисов, говорится в отчете J'son & Partners Consulting.

Магазин приложений Apple остается наиболее прибыльным: по оценке компании Distimo, за один день в ноябре 2013 года доход 200 самых кассовых приложений для iOS превышал $18 млн, в полтора раза опережая магазин Android Google Play с $12 млн в день. Однако за последний год разрыв заметно сократился: в 2012 году Apple App Store приносил $15 млн в день, а Google Play - всего $3,5 млн.

Основную прибыль разработчикам приложений, по данным Distimo, приносят игры: 63% доходов iOS от приложений поступает от игр. Если учесть, что 90% этих игр принадлежат к категории freemium, или условно-бесплатные (т.е. игроку нужно платить лишь за игровые бонусы и предметы), выходит, что 56,7% всех денег, потраченных в Apple App Store, идут на виртуальные предметы и игровую валюту.

В самом деле, в десятке самых финансово успешных приложений для iOS в 2013 году - только игры, как и девять из десяти самых кассовых приложений в Google Play. В России ситуация аналогична общемировой, следует из совместного отчета EY, Высшей школы экономики, East-West Digital News, comScore и Tvigle: игры составляют 97% российского рынка платного цифрового контента.

В начале 2013 года доля доходов Apple App Store и Google Play от условно-бесплатных приложений составила 77% в Apple App Store и 89% в Google Play. В ноябре эти показатели возросли до 92% и 98% соответственно.

Тут важен и жанр приложения: в App Store 90% дохода от игр поступает от freemium-приложений, но в случае с социальными сетями доля падает до 88%, развлекательными приложениями - до 68%, музыкальными - 65% и 77% в случае с книгами. В других категориях прибыль приносят прежде всего платные приложения, к примеру это 70% денег от приложений для тайм-менеджмента и 55% от приложений-навигаторов.

По данным App Annie, неожиданно успешными оказались приложения для знакомств и создания шаржей для iPhone и iPad: четыре из топ-10 самых кассовых неигровых приложений ноября - именно "дейтинги" Zoosk, Badoo, Grindr и AdoptAGuy. Внезапный всплеск популярности показали и приложения для создания шаржей: MomentCam и BitStrips заняли первую и вторую позиции соответственно в списке самых скачиваемых неигровых приложений для iOS, обогнав YouTube, Facebook и WhatsApp.

Приложения для детей также оказались очень популярными: самым скачиваевым разработчиком приложений в глобальном Google Play в ноябре оказалась сравнительно малоизвестная китайская компания Tiny Piece, создатель детских приложений Baby Pet Vet Doctor, Pets Nail Salon и Halloween Spa: ей удалось обогнать такие компании, как Gameloft, Disney и Rovio.


Российская деловая газета "Ведомости" цитирует основателя разработчика игр Game Insight Алису Чумаченко, которая оценивает российский рынок мобильных приложений в $330 млн в 2013-м и прогнозирует, что он будет удваиваться по крайней мере в течение двух лет и достигнет $1 млрд в 2015 году. За последние три года среднее число приложений, установленных на смартфоны в России, выросло в 1,5 раза. На каждом смартфоне россиянина сейчас установлено примерно 23 мобильных приложения, четыре из которых были куплены в магазине приложений. Девять приложений владелец мобильного устройства использовал хотя бы один раз за последний месяц.

Россияне, по словам Чумаченко, используют мобильные устройства в основном для игр, так что этот рынок очень перспективен для разработчиков. Кроме того, мобильными постепенно становятся и "тяжелые" многопользовательские игры, в которые раньше играли на десктопах, - это тоже способствует росту, заключает Чумаченко. По данным Game Insight, в 2012 году 38 млн. российских пользователей играли в игры на мобильных устройствах, к 2016-му их будет 65 млн.

Аналитики также отмечают, что рынок голосовой связи и в России, и в мире приближается к своему насыщению, поэтому операторы мобильной связи сейчас работают над увеличением продаж дополнительных услуг (Value added services, VAS). В России рынок операторского мобильного контента по итогам 2013 года составит примерно $1,9 млрд, из них половина приходится на категорию музыкальные и RBT-сервисы (мелодия вместо гудка).

Однако эксперты говорят также про низкое качество разрабатываемого операторами контента и высокий уровень мошенничества в данной сфере. Оптимальным вариантом аналитики J'son & Partners Consulting считают сотрудничество операторов связи с разработчиками мобильных ОС, немногочисленные примеры которого на российском рынке уже существуют.

Теперь поговорим про интернет-бизнес. Компания Facebook Inc., владеющая одноименной соцсетью, намерена разместить на бирже 70 млн. собственных акций класса A. Сама компания выставит на продажу 27 млн. акций, ее акционеры - 43 млн. акций, в том числе 41,35 млн. ценных бумаг продаст основатель и CEO соцсети Марк Цукерберг. Совокупная стоимость выставляемых на продажу акций составит $3,9 млрд., пакет Цукерберга оценивается в $2,3 млрд. Facebook направит вырученные от продажи средства на покупку стартапов, технологий и других активов, тогда как Цукерберг потратит большую часть денег на уплату налогов и на благотворительность.

Напомню, что с начала года капитализация Facebook выросла более чем вдвое. Во время IPO, прошедшего в мае 2012 года, ее акции продавались по $38.

Исследование, проведенное PayU в 2013 году, показало: 58% интернет-пользователей никогда не совершали онлайн-платежей и не покупали товаров в интернет-магазинах. При этом 4% из этой категории (2% от всей интернет-аудитории) совершали платежи через интернет, но покупали при этом не физические товары, а услуги, билеты или виртуальные товары. 8% опрошенных пользователей никогда ничего не покупали в интернет-магазинах, только совершали онлайн-платежи. Зато 17% интернет-аудитории имеют опыт реальных покупок в интернет-магазинах, но не пользовались услугами онлайн-платежей.

Еще 17% пользователей Сети совершают в онлайне и покупки, и платежи, - и не только в интернет-магазинах. Доля покупателей товаров в онлайне варьируется от 67% в аудитории онлайн-платежей до 23% среди тех, кто не пользуется онлайн-платежами.

Напоследок - мобильные "страсти". Здесь можно было бы, конечно, поговорить о переходе мобильного производства Nokia в собственность Microsoft. Но лень - слишком много уже об этом написано. Лично я уверен, что все будет хорошо и с мобильным производством, отошедшим к Microsoft, и с телеком-бизнесом, оставшимся в собственности финнов.


Меня больше беспокоят перипетии BlackBerry (бывшей RIM). Этот канадский производитель бизнес-смартфонов в III квартале получил убыток в размере $4,4 млрд ($8,37 на акцию) против $9 млн чистой прибыли в аналогичном периоде прошлого года. Скорректированный убыток от операций в III квартале составил $354 млн, по сравнению с убытком $248 млн за III квартал 2012 года.

Значительная часть убытков компании связана со списанием $4,6 млрд, ассоциированных с долгосрочными активами, инвентаризацией и обязательствами по поставкам, а также с ранее объявленной реструктуризацией и стратегической переоценкой активов.

Выручка компании в III квартале составила $1,2 млрд по сравнению с $1,6 млрд за тот же период прошлого года. За квартал BlackBerry продала 1,9 млн смартфонов (3,7 млн в III квартале 2012-го).

Новый председатель правления и исполнительный директор BlackBerry Джон Чен постарается исправить ситуацию за счет разработки и модернизации собственного мобильного софта. "Я буду счастлив, если наш бизнес станет безубыточным или будет приносить минимальную прибыль. Этому должна помочь монетизация программного обеспечения", - сказал он на презентации квартального отчета.

В финансовом отчете также сообщается, что BlackBerry заключила пятилетний контракт с китайской компанией Foxconn по разработке и производству мобильных аппаратов. Отраслевые аналитики восприняли партнерство с Foxconn как позитивную, но не принципиальную новость для компании.

Напомню, что в январе 2013-го компания выпустила смартфон BlackBerry Z10, ставший первым полностью сенсорным аппаратом в модельной линейке BlackBerry. Акционеры рассчитывали, что выпуск этой модели позволит компании выйти из кризиса, но их надежды не оправдались: Z10 не стал особо популярным.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!