Как lolcats и «педобиру» превратились в символ интернет - культуры и заставили подростков чувствовать себя одинокими?

То, без чего сейчас невозможно представить интернет – мемы, давно потеряло свое первоначальное значение. Появились они, в привычном для нас понятии, в начале 2000-ых годов. Этим странным словом называли так называемые lolcats – фото кошек с якобы смешными подписями и специально сделанными в них ошибками, а также «педобиру» – персонаж манга-культуры, воплощение педофилии в виде бурого медведя. С его помощью сообщество 4chan издевалось над пользователями с педофильскими наклонностями.

Само слово «мем» существовало еще в ХХ веке. Этот термин означал единицу передачи культурной информации, распространяемой посредством имитации, копирования и прочих методов. Термин происходит от греческого "подобие", и впервые появился в книге «Эгоистичный ген» этолога, эволюциониста и популяризатора науки Ричарда Докинза в 1975 году.

Как и все в этом мире, типичный мем тоже модифицировался, подстроился к изменчивому реальному миру. Теперь это уже не просто смешная картинка, но и видео, фраза, слово или идея. В общем, все, что массово или даже стремительно распространяется по интернету. Теперь мему даже не обязательно быть пародийным или смешным. Пожалуй, можно сказать, что сегодняшний мем должен точно соответствовать лишь одному критерию – отражать нечто актуальное или модное.

Как уже говорилось, мемы появились еще в начале XXI века. А их популярность среди интернет-аудитории стала набирать обороты в 2003 году благодаря форуму 4chan. Пользователи сообщества проявляли креативность и создавали оригинальные картинки, где высмеивали мировых ньюсмейкеров и маргиналов общества. Особняком в новой культуре стояли изображения котов. Уже тогда стало понятно, что эти домашние животные вызывают волшебное умиление у большинства населения земли.

Когда началось массовое использование социальных сетей, мемы как-то незаметно перекочевали туда. Уже абсолютно любой пользователь мог создать смешную картинку. В интернете стали вирусно появляться специализированные сайты типа 9gag, memebase, knowyourmeme и trolino.

 

Из-за того, что создать мем теперь может любой желающий (от этого многие из них стало трудно понять, ведь у населения разных стран разные злобы дня), они стали терять свое главное предназначение – смешить. И если раньше почти все подобные картинки массово распространялись в сети, тем самым становясь крылатыми в устах народа, то теперь популярными становятся единицы. Но меньше их от этого не стало.

Вирусные мемы почти всегда приходят к нам из США. Но не потому что американские пользователи самые креативные и находчивые, а потому, что так повелось: американское – значит, массовое. Вспоминая сейчас самые популярные мемы последнего времени, можно составить рейтинга популярных тематик для мемов:

1. Коты.

2. Фильмы и сериалы («Гарри Поттер», «Властелин колец», «Сумерки», «Дневники вампира» и т.д.).

3. Мультфильмы (Губка Боб, Футурама, South Park и т.д.).

4. Молодежная культура (селфи, айфоны и прочее).

5. Образ жизни подростков (постоянное сидение в интернете, выкладывание фотографий еды в социальные сети, стремление набрать как можно больше «лайков»).

6. Ностальгия по прошлому (особенно тому, когда не было мобильных телефонов и интернета).

7. Компьютерные игры (Super Mario, Skyrim, Call of Duty, Diablo III и т.д.).

8. Шоу-бизнес (здесь особняком стоит двадцатилетний исполнитель Джастин Бибер).

 

Мемы – лучшие друзья

Из простой шутки мемы выросли до целого феномена, который на полном серьезе изучают ученые. Недавно стало известно, что математики нашли закономерность распространения мемов.

Анализом процесса распространения информации в социальных сетях занимались ученые из США и Италии. Им удалось выяснить, почему тот или иной мем распространяется в Сети с большой скоростью. Но рецепт удачного мема открыть не удалось. Результаты исследования были опубликованы в авторитетном журнале Scientific Reports.

Исследователи учитывали огромное количество разных параметров. Среди них активность пользователей, аудитория, качество информации, актуальность темы, определяемая внешними событиями, однородность кластеров внутри сети (группы образуют люди со схожими интересами) и другие. В работе была построена сеть с порядка 100 тысячами пользователей и тремя миллионами взаимосвязей между ними. Полученные данные сравнивались с данными о поведении 12,5 миллионов пользователей Twitter в период с октября 2010 года по январь 2011 года.

Если пропустить все научные разъяснения математиков и нудные процессы исследования, то можно сделать один печальный вывод: мемы популярны из-за одиночества интернет-пользователя, а их создатели страдают дефицитом внимания. Также ученые сообщили, что задержаться в тренде мему надолго никогда не удастся, новые всегда вытесняют старые и с каждым годом этот процесс происходит все быстрее (вечером увидишь мем, завтра расскажешь о нем друзьям, а те обвинят тебя в старомодности, ведь утром появился новый).

В качестве вывода можно смело заявить, что мемный феномен всегда будет молодым как Дориан Грей. Мемы вряд ли когда-либо будут понятны аудитории за 30. А через десять лет они будут непонятны тем, за счет кого эти картинки сегодня и живут, детям от тринадцати лет. Таким образом, если мемы и будут оставаться популярными, то это явление никогда не постареет, а будет оставаться культурой молодежи. Просто будет меняться поколение, аудитория, вирусные темы насмешек. Так что называть мем символом нулевых уже не актуально.

Макс Вильтовский

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также